22
23
24
Р ЕМОНТм. дьяков МОТОЦИКЛАСтатья 8Неисправности кик-стартераЛЯ пуска двигателя в ход надо заставить колесо мотоцикла, поднятого на подставку В обоих случаях необходимо, чтобы двигатель его дать первый взрыв. Этой цели слубыл сцеплен с задним колесом, для чего рычаг жит кик-стартер, обыкновенно действуперемены передач становится в 3-е рабочее ющий от нажатия ногой. Он представляет положение (на 3 скорость). Для облегчения пусобой педаль с зубчатым механизмом, от котоска приподнимается декомпрессор. рого вращающее усилие через систему пеИсправность действия декомпрессора зависит редачи передается на от состояния и регулировки соединительного кривошип мотора. троса. Следует еще упомянуть, что если декомНеисправности кикпрессор из-за оборвавшегося троса или постартера заключаются какой-либо иной причине не работает, а сила в выработках зубьев компрессии двигателя велика, надо найти в двишестерен и поломках гателе момент сжатия и резко повернуть рычаг рычага кик-стартера. кик-стартера. То же самое обязательно при заКроме того, бывают пуске двигателя через вращение заднего колеса.. поломки пружины , возвращающей рычаг Неисправности коробки передач в его верхнее положен и Современный блок - мое. Коробка передач служит для изменения отнотор фирмы „Д. К. V." При неправильном шения числа оборотов двигателя к числу обо(Германия). На перед- зацеплении шестерен ротов заднего колеса. На современных мотонем плане открытый кик-стартера появляциклах применяются обыкновенно трехскоромеханизм кик-стартера ются скрежетания в стные коробки. Высшей передачей считается его коробке. Как тольта, при которой число оборотов двигателя, прико будут замечены такие признаки, необходимо ходящееся на один оборот заднего колеса, буразобрать и отрегулировать кик-стартер для дет меньше. Если вам нужно определить рабоизбежания сноса и срыва зубьев. Если полочие соотношения вашего мотоцикла на разных малась возвратная пружина, надо сделать репередачах, можно без долгих вычислений применную или проволочную петлю и подвешибегнуть к следующему практическому способу,. вать рычаг кик-стартера так, чтобы он всегда дающему для обихода достаточно точные покабыл в своем крайнем верхнем положении. Созатели передаточных величин. вершенно недопустимо на1. Заднее колесо поднимается на подставку жатие на педаль кик-стари рычаг передач ставится в положение той петера у работающего двигаредачи, соотношение которой вас интересует.. теля. 2. Мелом отмечается зуб моторной цепной На наиболее распрострашестерни относительно какой-либо метки на^ ненных в Союзе мотоциклах раме, также сделанной мелом. ..Харлей-Давидсон" бывают 3. Наносится меловая метка и на покрышке случаи, когда рычаг кикзаднего колеса. Колесо устанавливается меткой" стартера не опускается вниз против нижнего горизонтального пера задней при нажатии ногой на пе- Экстрактор на мовилки. даль. Это значит, что между тоциклах „Харлей4. Подымается декомпрессор, после чего задзубьями сектора рычага кик- Давидсон" (Аменее колесо провертывается рукой. При этом; стартера и его шестерней рика) устанавливается сколько оборотов сделала>ПОЛУЧИЛСЯ упор . 1- Шестерня кик-стар-ДДля вывода зубчаток из . ^ 2 ± 2 Р ' й й ? 5 упора кик-стартер имеет осоэкстрактора бый механизм, называемый экстрактором, нажимная головка которого выведена наружу коробки кик-стартера. При упоре зубьев надо сильно надавить каблуком на головку. При этом экстрактор упрется в зуб шестерни и отодвинет его. После введения в действие экстрактора нажим на педаль рычага кик-стартера, в целях проверки, производится постепенно. Иногда шестерни от первого нажима на головку экстрактора не выводятся из упора. В этом случае весь процесс повторяется. Если по каким-либо причинам кик-стартер откажется работать, двигатель может быть запущен с .хода или резким вращением за заднее22Типовая трехскоростнпя коробка передач с зацеплением скользящей кареткой из двух сдвоенных шестерен фирмы „Рене Жилле" {Франция)'Вверху: шестерни коробки в положении холостого хода.. Внизу, слева направо: положение шестерен при включению первой, второй и третьей передачи мыв коробку керосином. Промывка коробки обязательна и при каждой сезонной смене смазки. Механические поломки шестерен, валиков и переводных вилок в большинстве не поддаются ремонту и нуждаются в замене новыми деталями. Если в коробке появляются шум и треск, постоянный или только при включении определенной передачи, коробка должна быть подвергнута тщательному осмотру с немедленным устранением дефектов. Если в коробке ритмический стук слышен при включении какой-либо передачи и исчезает при переключении на другую, можно предположить выработку зубьев или наличие какой-либо поломки подвижных шестерен. Если же стук постоянный,. Типовая трехскоростная коробка передач с поне исчезает, а при переключении передач стастоянным зацеплением шестерен, фирмы „Стурновится то более частым, то более редким, этомей-Арчер" является признаком поломок в постоянно-сцеп1. Свободно сидящая передвижная шестерня передаточного ленных шестернях. валика. 2. Укрепленная в вырезах передвижная шестерня главного вала. 3. Переводная вилка для каретки из шеПри осмотре шестерен нужно обращать внистергн 1-ой и 2-ой. 4. Конец главного вала, на котором устамание на состояние их зубьев. Зубья должны навливается барабан сцепления с цепной шестерней. быть гладкими и правильной формы — без ямкоБлиже видны пазы, куда ставится шестерня ведущей цепной перегачи. 5. Конец передаточного валика, на котором образных выработок. Иногда наблюдается однозакрепляется шестерня кик стартера. 6. Свободно сидящая сторонний износ зубьев шестерен, что является шестерня главного вала (прямого сцепления). 7. Свободно признаком неправильной регулировки рычага. сидящая шестерня главного вала (первой скорости). 8. Неподвижная левая шестерня передаточного валика. 9. Непередач и переводной вилки или изношенности подвижная правая шестерня передаточного валика. валиков и подшипников. Признаком этой неНа рисунке—коробка в положении холостого хода. исправности будет саморасцепление включенных шестерен на ходу. моторная шестерня за полный оборот заднего Прямое сцепление большинства коробок m колеса. всей передачи на коробках с постоянным зацеЕсли, например, на первой передаче моторплением шестерен происходит при помощи ная шестерня обернулась 11 раз за 1 оборот кулачков. Изношенность боковых поверхностей] заднего колеса, то искомое отношение опредекулачков порождает у них стремление к расцелится выражением 1:11. плению или, по практическому эксплоатационПередаточные отношения изменяются с увеному выражению,у коробки начинается „выскаличением или уменьшением зубьев на цепных кивание скоростей". Исправление поверхностей передаточных шестернях, обыкновенно на мокулачков может быть произведено двумя споторных, реже на задних колесах. С установкой собами: при первом кулачки навариваются т. моторных шестерен с меньшим количеством опиливаются до необходимой высоты, при втозубьев и задних с большим — мотоцикл теряет ром, наоборот, кулачки опиливаются до при ­ в скорости, но выигрывает в силе тяги. Устаобретения ими ровной прямой поверхности, а1 новка таких шестерен рекомендуется для эксплоследовательно и полного зацепления. Для легатации в гористых местностях, на грунтовых и кости опиливания можно отпустить кулачки, проселочных дорогах. хотя это и не рекомендуется. Если закалка Неисправности в коробке передач бывают кулачков была недостаточно глубока и при значительно реже, чем, например, в двигателе. опиливании получились мягкие поверхности, Однако, из этого нельзя делать вывода, что обвозникает необходимость во вторичной закалке щая сумма наблюдения за ней должна быть их. Оба указанных способа нужно считать меньше. Ненормальные износы коробки могут только способами временного малонадежного быть от недостаточности или недоброкачественремонта. В случае сноса ности смазки, а также от неправильного взакулачков, если имеется имного положения деталей в ее механизме. возможность, нужно заВся система передач должна работать в маменять их шестерню. сляной ванне. Отсутствие или недостаток масла Погнутости переводмогут быть причиной заедания подшипников ной вилки иногда прои их выработки, а также выработки и поломки исходят из-за слишком зубьев шестерен и кулачков. Ни при каких усердных нажимов на обстоятельствах нельзя класть в коробку перерычаг при перестановке дач тавот. Коробка наполняется только хоропередач. При этом зацешим моторным маслом; зимой — жидким, лепление шестерен в кот ом — густым. Не реже одного раза в неделю робке не соответствует уровень масла в коробке должен быть проположению для этой верен. передачи рычага в ку- Способ опиливания лисе. Те же признаки ку лачков сработпвПри наступлении холодов густое летнее масло будут иметь место и шихся до приобоетезаменяется более жидким. В крайнем случае, вследствие разрегулиро- ния ими ровной поесли такого масла под рукой нет, летнее масло вавшейся тяги рычага верхности может быть разбавлено керосином. Однако, передач. Для устранения при первой возможности надо такую смазку неисправности надо в первом случае разовыпустить через спускную пробку и налить брать коробку передач, выправить переводную. масло нужной густоты, предварительно про23 Если в подшипниках нет дефектов, никаких качаний валов не должно быть. В случае выработки шпоночных канавок признаками этого также является игра коробки сцепления на валу или игра самих шестерен, если они сидят на шпонках. В отношении шариковых подшипников нужно отметить следующие основные положения. Внутренние и наружное кольца шарикового подшипника должны быть пригнаны по месту так, чтобы первое одевалось на вал, а второе садилось в свое гнездо под легкими ударами деревянного или медного молотка. Нельзя допускать ослабления колец шарикового подшипника, так как ослабевшее кольцо станет вращаться на валу или в гнезде. Значительное ослабление устраняется подкладкой под кольцо тонкой латуни. Если же ослабление невелико и между валом и подшипником стоит бронзовая втулка, можно вылудить конец вала, передач и кулиса предварительно очистив его. ,,Харл»й-Давидсон" После полуды все сопряжен(Америка) ные детали тщательно проНа кулисе видны надписи (сверху вниз): Износ подшипников вле1) „low"—низший, 1 чет небольшие качания ватральный, холостая, перед., 2) „neutral"—неймываются керосином для пре3) „second"—второй, 2 педотвращения возможности ла, который опирается на ред., 4) „ h igh " - высший, 3 перед. Под пробпоявления ржавчины на подуами подписи „oil"—масло и „gas"—горючее них, или так называемую шипниках и их шариках. За„игру вала". В свою очепасные подшипники следует завертывать в редь игра вала влияет на правильное зацеплепромасленную бумагу. ние зубьев шестерен, с вытекающей из этого их односторонней выработкой. М. А. Дьяков вилку и отрегулировать тяги и рычаг перестановки передач; во втором случае производится только регулировка тяги и рычага путем удлинения или укорочения тяги. После регулировки, что делается поворачиванием навинтованных головок, тяги тщательно закрепляются контр-гайками. Регулировка тяг не имеет определенных технических величин и достигается опытным путем. Если в коробке наблюдается постоянный глухой шум, коробка сильно на гревается и имеются признаки затруднительного вращения валика, следует проверить подшипники, на которых он вращается. Подшипники могут заесть из-за недостатка смазки или загрязниться. Следует при этом разобрать коробку с последующей прочисткой и промывкой подшипников. Во время промывки разобранных деталей коробки, подшипники промываются всегда первыми, когда керосин еще чист, Рычаг переключения для избежания попадания на мотоциклах в них песчаной пыли.ПОХОДНЫЙВУЛКАНИЗАТОРс обратной стороны которой каходится картонообразная масса (d), при зажигании спичкой эта масса тлеет на подобие стапина и берется в количестве строго соответствующем необходимому прогреву вулканизирующей массы. Для предохранения от высыхания починочных латок, нанесенный на них вулканизационный материал покрывается листом полотнянной кальки. Процессвулканизации таков:- надо зачистить камеру в месте прокола, прижать струбцинкой (Ь) починочную латку к ремонтируемой камере, поджечь спичкой массу и, выждав 5 минут, освободить камеру. Следовало бы Резинотресту или какой-либо другой организации наладить производство этих простых аппаратов. Провинция была бы очень признательна, отказалась бы от больших „резервов" камер и избавилась от почти бесцельной починки автокамер с помощью обыкновенного резинового клея. В. ДаниловЕ РАЗ указывалось в печати на безвыходное положение автохозяйств, в особенности гаражей-одиночек, главным образом, провинциальных, из-за отсутствия достаточно развитой сети вулканизационных мастерских для ремонта автокамер. Наши дороги очень засорены гвоздями, проколы мучают шоферов и заставляют накапливать большие „резервы" запасных камер. Вулканизационные аппараты не производятся в СССР, да и пользование ими сложно и очень кропотливо. Во всяком елучае вулканизатор был годен только в спокойной обстановке гаража. Поэтому небезынтересен портативный походный аппарат, позволяющий в5 минут завулканизировать небольшие прорывы и проколы камер. Весь аппарат заключается в струбцинке и специально изготовленных починочных латках. Починочный материал ( / ) , в виде вулканизационной массы, нанесен не жестянку (е),Н24