13
14
if\%-\%мИнж. П. МОЖАРОВСОВЕТСКИЙМОТОЦИКЛ3",СЯКИЙ участвовавший в мотопробегах по дорогам Западной Европы и СССР знает колоссальную разницу ездовых качеств этих дорог. За границей дороги шлифованные, отстроганные, укатанные механическими катками, а у нас они представляют собой скорее „след" от телег, чем дорожное сооружение. Рекордист, великолепный спортсмен, довольный собой и своей машиной на Западе, беспомощно опускает голову на наших „шляхах и трактах". Особенность наших дорог приводит к тому, что ни одна из западных машин не т отвечает полностью нашим дорожным условиям.Об'ем статьи не позволяет произвести анализа конструктивных недостатков заграничных мотоциклов. Ограничимся лишь их кратким перечислением: 1. Растрясаемость машин, выражающаяся в самоотвертывании болтов и гаек. 2. Недостаточная прочность комплектных частей машины и ее отдельных деталей. 3. Перегрев мотора, обусловленный главным образом пониженными скоОбщий вид советского ростями езды по нашим дорогам. 4. Незащищенность от действия пыли и грязи многороликовой цепной передачи. 5. Непригодность по экономическим соображениям применения карбюраторов двойной регуляции (газа и воздуха). 6. Полнейшая недостаточность емкости масляного и главным образом бензинового резервуаров . 7. Недостаточная защищенность машины от поломок при неизбежных по условиям наших дорот падениях ее в пути (поломка подножек, рулевой арматуры, бензинового бака и т. д.). 8. Недостаточность высоты нижней точки мотоцикла (мотора, глушителя, подножек). 9. Недостаточность зазора между покрышками и грязевыми кожухами. 10. Недопустимая по величине удельная нагрузка покрышек (в особенности для езды по песчаным и кочковато-глинистым дорогам). 11. Недостаточная удаленность точки опоры седла от заднего колеса и его недостаточная амортизация. 12. Недостаточная амортизация руля и передней вилки и целый ряд других недочетов, требующих специального исчерпывающего анализа.Задачи опытных мотоциклов изготовляемых ижзаводами, испытать действительную работу всех сортов сталей, пружинной проволоки, легких сплавов, специальных чугунов собственных металлургических цехов, а также частично проверить конструкционные соображения применительно к условиям эксплоатации в Союзе. Тяжелые мотоциклы с прицепом должны несомненно отмереть под победным шагом легкого автомобиля. Ижзаводы тем не менее по некоторым причинам принуждены были взяться за тяжелые модели. Машины готовы с рекордной даже для заграницы скоростью—в 8-месячный срок. В силу свойственного людям консерватизма изгнанная с автомобиля цепная передача нашла приют на мотоцикле. Поскольку цепная передача пользуется правом гражданства в среде советского моциклизма не поколеблена и твердыня питающего его консерватизма—цепь на кардане оставлена в мотоцикле „ИЖ 3", хотя ив единственном экмотоцикла „ИЖ 3 земпляре. Ее вторая сотрудница по испытанию долготерпения водителей ликвидирована блокировкой коробки скоростей с мотором в общем картере.Кабрюратор „ИЖ 3" расположен вне пыльной зоны переднего колеса и снабжен фильтром „Паллас" тип 1-ый со средним коэфициентом полезного действия 0,7 вместо 0,15 фильтра „Шеблер-Рау", применяемого „Харлеем". Мотоцикл „ИЖ 3" с набжен основным (рабочим) баком емкостью в 18 ли резервным в5 и, обеспечивающим радиус действия мотоцикла по крайней мере на 300 км.Наша мотоциклетная жизнь теплится вблизи 3-4 центральных городов с наличием шоссейных дорог, а потому, естественно, недостатки машин, подобные перечисленным, мало заметны или принимаются как нечто неизбежное, К сожалению, не только шоссе и треки, но и простой торный „большак" — незаметные штрихи на карте нашего государства. Вот почему развитие нашего мотоциклизма должно базироваться не столько на качестве дорог, сколько на качестве машин. Задача нашего мотоциклостроения—детально учесть недостатки современных мотоциклов и устранить их, выбрав из заграничных машин лишь те конструкции и детали, которые соответствуют назначению и службе в условиях нашей хозяйственной и дорожной обстановки.Трубчатая мотоциклетная рама так же стара, как стар автомобиль „Дион-Бутон", велосипед или мотоцикл „Вернер". Воспроизведение ее в опытной модели мотоцикла не представляет даже малейшего интереса. Масштаб будущего мотоциклетного завода СССР при той острейшей жажде к мотоциклам, которая проявляется везде и всюду по всей совокупности производственных и экономических соображений, предопределяет собой применение в советских мотоциклах только прессованной рамы. „ИЖ 3 " имеет прессованную раму из листовой стали толщиной в3 мм, состоящую из двух цельных ферм (с соединением в рулевой головке), задней оси, плоскостей грязевого щита заднего колеса и полости моторного укрепления. По степени своей прочности и размерам рама отвечает постановке в нем мотора в1 200 смл. Мотоцикл „ИЖ 3 " не имеет специального глушителя; его функции несет нижняя балка рамы, соответственно расширенная в той ее части, где у обычных глушителей ставится тормозная диафрагма. 13 В мотоцикле „ИЖ 3 " бензиновый бак защищен обнимающими его со всех сторон фор мами прессованной рамы. Рукоятка руля снабжена специальными защищающими скобами, к которым могут быть быстро приспособлены манжеты для защиты рук от дождя и ветра. Седло имеет точку подвеса плоских рессор над центром межколесной дистанции (базы), т.-е. там, где минимум сотрясений машины. Кавалерийский профиль седла обеспечивает плотность посадки. При больших пробегах многократный под'ем тяжелого мотоцикла на подставку (по данным наблюдений до 40 - 6 0 раз в сутки) сильнейшим образом утомляют водителя. Для разгрузки его от подобной обязанности „ИЖ 3 " снабжен откидным боковым упором. Покрышки 100X710 увеличивают проходимость машины по пескам и неровностям. Мотоцикл „ИЖ 3 " отнюдь не претендует стать эталоном для будущего производства. Его задача — проверка практической ценности оригинальных конструкционных нововведений. Последняя модель существует лишь по времени, а не по конструкции. Конструкционные коррективы — ежегодный удел мотоциклов всех фирм вообще, ижзаводы не исключение. „ИЖ 3 " запроектирован и выполнен с одновременным выпуском трех других моделей мотоциклов. Та интенсивность, с которой выполнены мотоциклы, говорит о возможности обнаружения в машинах дефектов, как чего-то неизбежного в большой по об'ему и новизне работе. О мотоциклостроении говорилось слишком много, но без реальных результатов. ИжзаводыВо 2-м Всесоюзном пробеге участвует также советский мотоцикл, мотор которого построен и сконструирован тульским рабочим тов. Токаревым, а рама из углового и полосового железа тов. Мауэром от слов перешли к делу: проведен через все инстанции ориентировочный проект мотоциклетного завода: с заграничными заводами достигнуто предварительное соглашение по всем вопросам технического содействия в организации мотоциклетного производства; руками ижевских рабочих из материалов ижевских заводов с рекордной скоростью выпущены первые в Союзе опытные мотоциклы. Дело, несомненно, на правильном пути. Общественность и пресса должны оказать содействие пионеру мотоциклетного дела. Инж. П. МожаровМЕСТНЫЕ С'ЕЗДЫ ЯВТОДОРЯ о ЖУРНАЛЕ „ЗЯ РУЛЕМ"Происходящие на местах с'езды и конференции Автодора обсуждают в числе других вопросов формы работы центрального печатного органа Автодора — журнала „За Рулем". Редакция „За Рулем" приветствует такое обсуждение журнала, всестороннюю е.о критику, которая помогает журналу расти и развиваться. Ожидая дальнейших указаний местных организаций о формах работы журнала, мы помещаем первые материалы, полученные от Брянского окружного с'езда и Первой всебашкирской конференции Автодора. Редакция ЕРВЫЙ Брянский окружной с'езд Автодора шлет свой горячий привет органу Центрального Совета общества — журналу „За Рулем" и выражает уверенность, что он, как и прежде, своим содержанием и оформлением будет всецело рассчитан на обслуживание широких автодоровских масс. Одновременно с'езд считает необходимым расширить отдел, освещающий жизнь местных организаций, ввести консультационно-справочный отдел и приступить к изданию в качестве приложений специальных пособий для групповодов и массового читателя.ПБрянскийокружной с'ездАвтодораЕРВАЯ Всебашкирская конференция Автодора в резолюции о работе секции агитации и печати наметила как очередную задачу увеличениеподпискинажурнал „За Рулем" в 1929 г. до 10.000 экземпляров. Практика работы автодоровских коллективов, говорится в резолюции, показывает, что коллективы, которые выписывали журнал „За Рулем", шире развернули практическую деятельность, были в курсе всех проводимых кампапий и, несомненно, успешно работали. Указанную контрольную цифру конференция разбила по кантонным отделениям Башкирии и коллективам гор. Уфы. Помимо этого конференция поставила перед Политпросветом вопрос о том, чтобы каждая библиотека, изба-читальня и каждый красный уголок Башкирии выписывали журнал „За Рулем" и техническую литературу по автомобильно-тракторному и дорожному делу. З адание конференции уже выполняется. Есть уверенность, что в связи с проведением „недели" по кантонам и все растущим интересом к Автодорусо стороны крестьян — 10.000 экземпляров журнала „За Рулем" для Башкирии будет реальной цифрой. 14П