22
23
24
Ал.РУБАКИНАВТОМОБИЛЬФранцияО ФРАНЦИИ, как ив других автомобильных странах, покупка автомобиля совершается, исходя из того положения, что машина,—не предмет роскоши, а профессиональная необходимость, орудие работы. Владельцу надо о ней заботиться и самому управлять ею. Это определяет и требования покупателя к машине. Содержание машины должно стоить дешево, а чиниться она должна возможно реже. Каждый день простоя машины губительно отражается на кармане ее владельца. Уход за машиной не должен быть сложным, нужно чтобы каждый неподготовленный владелец ее, отнюдь не механик по профессии, мог за ней следить. Обесценение машины должно происходить возможно медленнее, чтобы через некоторое время ее можно было перепродать без сравнительно большой потери. Налоги должны быть возможно меньше. При покупке машины принимаются в расчет потребление ею бензина, масла, износ покрышек и камер и т. д. Наконец, машина должна быть застрахована от кражи, пожара и несчастных случаев. Цель легковой машины, в особенности в больших городах, дать возможность владельцу ее быстрой дешево перемещаться по требованиям своей профессии. Машина рассчитана не на перевоз пассажиров в большом количестве, а в лучшем случае на семью, чаще же всего на самого владельца. Для этого не надо мощной, дорогой по цене и содержанию машины. Теперь уже установлено практикой, что наиболее подходящий тип машины — это десяти-одиннадцатисильная четырехместная машина с внутренним управлением. В СССР имелась одно время сильная тенденция покупать для организаций чрезмерно мощные машины, стоящие дорого, потребляющие много бензина и могущие вмещать в себя чуть-ли не целый провинциальный исполком. Тоже наблюдается ив наших представительствах за границей. Между тем, гораздо рациональнее иметь небольшую машину, быстро и недорого перевозящую лицо нуждающееся в раз'ездах; раз'езды же целым табором редко нужны даже ив СССР. Неудивительно, что во Франции наибольшее распространение получили машины типа „Ситроен", „Рено", „Матис", „Пежо", „Берлие". При этом „Ситроены" составляют чуть ли не половину всех катящихся по Франции машин. Тут дело не в одной только широко проведенной рекламе, а в действительных качествах машины. Все машины этого типа потребляют в среднем на дороге за городом от 8 до 10 л бензина и от 100 до 300 г масла на 100 км. Расход в городе, разумеется, значительно выше, в силу остановок, постоянной езды низкими скоростями и т. д. В Америке расход бензина выше, потому что там бензин сравнительно дешевле. Цены на бензин сильно меняются, в зависимости от курса его,— от 10 до 12 франков за 5л (франк—около 8 коп.). Стоимость четырехместной десятисильной закрытой машины со всемивЕВРОПЕВновейшими приспособлениями колеблется от 22 до 30 тыс. франков, в зависимости от марки. Крупный процент машин теперь покупается в кредит на 12 или даже 18 месяцев, при чем за кредит взимается от 3 до 6% годовых При покупке треть цены вносится наличными. Купленную машину сейчас же страхуют от кражи, несчастного случая и т. д. Страховая премия колеблется в зависимости от цены машины и от видов риска. Русские, приезжающие во Францию, обыкновенно удивляются, что владельцы машин оставляют их на улице без всякого присмотра даже ночью, а сами уходят. Им до кражи машины нет никакого дела,— она для них даже до известной степени выгодна, ибо за украденную машину они получат как за новую. Страховка машин обходится довольно дорого, зато все починки, происшедшие вследствие несчастных случаев с машиной производятся за счет страхового общества, которое платит за них немедленно, прежде чем установит, кто виноват в несчастном случае. Правда, общество производит расследование, и за порчу машины платит то страховое общество, где застрахован шофер, по вине которого произошел несчастный случай. Для описанной выше машины считают, что в первый год она теряет от 30 до 40°/0 своей стоимости, через два года она стоит половину. Так как в это время могут уже появиться починки (в зависимости от числа пройденных километров), то часто владельцу бывает выгоднее продать машину и купить новую. Таким образом, амортизация машины рассчитана в среднем на два-три года. Как известно, у Форда через год можно сдать машину обратно и получить новую с приплатой 150 долларов. Французские фабриканты этого не делают и машин обратно не берут. Но машину всегда можно продать, если только она не очень устарела. Все эти машины могут служить по несколько лет, проделать без капитального ремонта до 75 и даже 100 тыс. км, если только владелец хорошо за ними ухаживает. В среднем, в зависимости от профессии, владелец машины делает от 60 до 75 км в день, около 1.500—2.000 км в месяц. Для такси эта цифра повышается до 3.000—3.500 км в месяц. Продают машину через 2—3 года не потому, что она изношена, а потому, что она уже вышла из моды; на смену ей появились более усовершенствованные. По внешнему виду парижской или иной машины всегда можно сказать сколько ей лет. Машина должна быть устроена так, чтобы владелец мог сам легко ее смазывать, менять колеса, чистить. Поэтому теперь все гайки, через которые смазывают машину, помещаются на виду. Система „Текалемит," принятая теперь на всех машинах, заключается в том, что в этих гайках просверлен канал, закрывающийся крышечкой, прижатой пружиной. Для смазывания не надо отвинчивать гайку, а прямо на нее вставляется особый шприц и под давлением вводится смазочный материал. Теперь все22 больше и больше распространяется система центрального смазывания: из центрального резервуара идут гибкие трубки ко всем местам, которые надо смазывать. Несомненно, что через два-три года ручное смазывание машины отойдет в область преданий, также, как давно уже отпало отвинчивание гаек для смазывания. Каждая машина снабжена полным набором инструментов, позволяющих подвинтить развинтившиеся части, „криком" для приподнимания автомобиля в случаях, когда надо сменить колесо и т. д. Теперь любая женщина, управляющая автомобилем, может сама, без особого усилия, поднять машину и переменить колеса. Покрышки и камеры играют особо важную роль в жизни машины ив стоимости ее содержания. Нынешние покрышки „Мишлен" или „Дэнлоп" и т. п., в среднем выдерживают по 20—25 тыс. км. Но и после этого их не бросают, а дают для обтягивания новой центральной резиновой лентой, после чего они могут еще проделать до 12—15 тыс. км. Такого рода починка обходится в среднем всего 120 — 150 франков, стоимость же новой покрышки колеблется от 350 до 400 франков (для размера 730 X 130). Во Франции уже давно не употребляют узких шин под высоким давлением. Теперь на автомобилях применяют только шины типа „Баллон" или „Комфорт", широкие, как подушки,со слабым давлением (около 1.8—2 кг), с особыми присосками, уменьшающими скольжение по асфальту. Кроме того, благодаря особому устройству обода, вдавленного посредине, шины эти, даже если и лопаются при езде, не могут соскочить с обода. Хотя езда по городу не требует большой скорости (скорость езды в Париже не ограничена), тем не менее все современные машины могут развивать\ДО 80 и даже до^1С0 км в час. Для поездок за город и при летних раз'ездах такая скорость необходима. По праздникам владелец машины обыкновенно берет всю свою семью и едет за город. Так как содержание двухместной пятисильной машины обходится немногим дешевле, чем содержание десятисильной четырехместной, то теперь маленькие машины почти исчезли из обихода. Правда, еще очень распространены так называемые „сайклкары",— легкие машины, развивающие большую скорость, но они предназначены почти исключительно для спорта и увеселительных прогулок. На них обычно ездят молодые люди (то, что во Франции называется „ ж иголо " — вертопрахи) со своими приятельницами. Во что обходится во Франции полное содержание десятисильной четырехместной машины? Как мы уже сказали, в среднем такая машина проходит в месяц от 1.500 до 2.000 км. Считая гараж, страховку, небольшие починки, налоги23 порции, что ив СЯСШ, т. е. один автомобиль н алог на такую машину составляет 810 франна 5 жителей. Это составит общую цифру в ков —70 рубл. в год), расход горючего и масла,— 8 млн. автомобилей. В настоящее время их такая машина обходится от 800 до 1.000 франков имеется около 1.100тыс. Иначе говоря, французв месяц. В деревне содержание ее, разумеется, ский рынок еще далеко обходится значительно не насыщен автомобид ешевле , — нет расхода лями. Вопрос только в на гараж, страховая претом, хватит ли у нагмия гораздо меньше, селения покупательных расход бензина тоже. сил. Ведь один автоИначе говоря, в городе мобиль на 5 жителей, человек, зарабатываюэто означает, что фактищий 3.500—4.000 франк. чески в каждой семье в месяц, может позвоесть по крайней мере -лить себе иметь машину. одна машина. Вряд ли Но я здесь не считаю можно сильно снизить единовременного расстоимость машины. Прихода на ее покупку и ходится главным обраамортизацию. При двухзом рассчитывать на летней чСлужбе автомоувеличение благосостоябиля и потере им 50% ния населения. При нысвоей стоимости, расход нешнем положении, едэтот составляет 12.500 ва ли число потребитефранков,то есть погашение выражается в сумме Налево—французская шина старого типа, лей сможет превысить 4 млн., т. е. вряд ли 6 тыс. франков в год г,зкая и под высоким давлением. Направо — или 500 франков в месовременный тип Ш14ны — толстая, широкая один автомобиль будет меньше, сяц. Такой расход не и под слабым давлением (не свыше 21/% кг.) приходиться чем на 10 жителей. Но очень страшен, в осои эта цифра уже достаточно велика. При бенности если учесть все выгоды раз'ездов такой пропорции, в СССР надо было бы иметь на машине, повышение заработка, удоволь15 млн. автомобилей, т. е. в течение 15 лет ствие от поездок в праздники, летние канистроить по миллиону автомобилей в год. кулы и т. д. Во Франции считают, что количество автомоПариж Ал. Рубакин • билей в стране можно довести до той же про-БЕСШУМНОЕДВИЖЕНИЕ на УЛИЦАХ ЛОНДОНАвдоль и поперек, но почти ничего не случается, несмотря на отсутствие указателей на машинах. Движения указателя не гибки, рукой можно сигнализировать как угодно, в то время как указатель показывает только направо и налево. Кто хочет повернуть налево, не должен ждать сигнала,— он просто вливается в пересекающий улицу поток машин, охотно дающий ему место. Для поворота в обратную сторону ему на помощь приходит рука полицейского, ростом на две головы выше своего собрата из любого другого государства. Порой кажется, что два таких полисмена могут пожать друг другу руки через крышу автобуса. Несмотря на то, что в среднем езда машин по улицам медленней, чем в Берлине, общий темп движения здесь значительно выше. Происходит это потому, что устранены все искусственные препятствия и скорость у всех машин одинаковая. Машины скользят друг от друга на расстоянии ширины руки. На одном и том же месте Лондон вмещает значительно большее движение, чем Берлин. Движущихся ковчегов в роде берлинских шестиколесных автобусов здесь нет. Частные автомобили — обычно небольшие и легкие. Вообще в Лондоне господствуют маленькие автомобили. Внутренний городской транспорт моторизован на 100%. Нет больше экипажей и трамваев. Полиция, обслуживающая движение, подчинила его себе. Всюду царяттерпение и крепкие нервы.ЛОНДОНЕ в течение последнего года сделаны огромные успехи в области урегулирования уличного движения. Введена новая система, поражающая иностранца. В противоположность шумному и отрывистому берлинскому движению лондонское — плавно и бесшумно. Лнгличане утверждают, что шум одной берлинской улицы в полдень равен шуму всего Лондона за целую неделю. В Лондоне не слышно автомобильных сирен. Можно проехать весь Лондон с Запада на Восток и шофер пустит в ход сирену может быть • только 1 раз и то из вежливости. Будь это на деловой улице в восточной части города (где особенно развито движение) или в районе Гайд-Парка, всюду слышно только жужжание моторов и еле уловимый шум экипажей. Полицейский, регулирующий движение, выступает только в особых случаях. Старая система, при которой полисмены управляли уличным движением, отпала целиком. На мостовых огромными белыми буквами даны предостерегающие указания. На важнейших перекрестках имеются шиты, указывающие где ив каких случаях - останавливаться. Порядок движения такой, что нельзя не заметить пешехода или экипаж. В то время как авто, в особенности такси или наемная машина в любом городе похожи на хищных зверей, — в Лондоне они укрощены. На первый взгляд движение кажется беспор ядочным : можно об'езжать вкривь и вкось, иВ24