Перед демобилизациейкрасноармейцызнакомятсяс устройствомтрактораПооф. Н.НЕЛОКУЧАЕВ„А ВТО3Е М"РЕДСТВА передвижения, их удешевление, увеличение скорости играют громадную роль в процессах производства. Значение быстро движущейся машины особенно велико в производстве полевых продуктов. Достаточно сопоставить движение повозки (скорость 5 км в час) и авто-грузовика (скорость 15 км в час). Преимущества очевидны. Между тем у нас в земледелии для перевозки урожая, удобрений и пр. быстро движущиеся механизмы пока почти не применяются. Правда, перевозка урожая только деталь в громоздком и сложном процессе производства зерна или картофеля. Увеличение скорости движения необходимо не только в отношении транспорта. Качество вспашки и вообще обработки почвы несомненно выиграет от скорости движения плуга вследствие более совершенного разрыхления пласта; быстрота посева требуется уже потому, что срок наиболее благоприятный для этой операции в нашем климате очень невелик: здесь дорог не только каждый час, но, буквально, каждая минута. 1 х Мы ежегодно и сознательно теряем /$— /з> а иногда и больше зерна от того, что уборка затягивается надолго, хлеб перестаивает, перезревает, зерно осыпается. Сколько сотен тысяч тонн зерна остается на поле, на земле при таких условиях! Ведь в сущности благоприятный момент для уборки хлебов, когда она сопровождается наименьшими потерями —в сегоден ь-д в а, а иногда только несколько часов: прошел дождь, потом началась жара и зерно осыпается, как осенние листья при ветре. Убрав хлеб, его начинают вязать в снопы — и опять осыпание; снопы ставят в „бабки" или „крестцы"—новая потеря; потом снопы кладут на воз, сбрасывают с воза, снова складывают в скирды, из скирд перетаскивают в молотилку. Поистине многострадальна судьба хлебного зерна пока оно не попадет на мельницу!СИ вот что получается, когда все работы от момента жатвы до молотьбы концентрируются во времени ив разных этапах этого процесса в одной комбинированной машине и продолжаются всего несколько минут,— буквально минут. В Америке и Австралии крупные (в несколько тысяч гектаров) хозяйства десятки лет пользуются „стриппером". Это—комбинация уборочной машины с молотилкой. Она счесывает колосья, оставляя солому нетронутой, и сразу их обмолачивает и насыпает в мешки. Но в настоящее время солома представляет тоже ценность. Совершенно неразумно оставлять на каждой десятине 2—3 т соломы, которая может быть использована для самых разнообразных целей — от топки печей до строительного материала. Указывают, что новый строительный материал „соломит" мало чем уступает уже испытанным строительным материалам. А готовится он из соломы. Теперь на место стриппера вышел на арену „комбайн"— комбинация снопозязалки с молотилкой. Он не счесывает колосья, а жнет хлеб целиком, подает его к движущейся вместе со сноповязалкой молотилке и оставляет за собой снопы обмолоченной соломы и мешки отсортированного зерна. Потерь зерна никаких! Итак, надо ускорить темп полевых работ. От этого выиграет качество работы и повысится во много раз производительность и использование орудий и машин. Благодаря сезонности работ в поле, продолжительность пользования каждой машиной или орудием в полевом хозяйстве исчисляется днями и неделями. Простой машин колоссальный, но и неизбежный. Конечно, простой машин не уменьшится при ускорении темпа работ, но производительность их или использование увеличится. Ведь если при конной вспашке один плуг вспахивает в день полгектара, то при увеличении7 скорости движения в два раза его производительность будет равна целому гектару. Поистине, на ряду с Автодором должен родиться и „А втозем " . . Нельзя забывать, что будущий „автозем" принесет крупные социальные перемены. Ведь машина всегда вызывала революцию в производстве и крупные социальные сдвиги в общественном строе. В нашем земледельческом хозяйстве мы еще до сих пор на 25 миллионов крестьянских наделов имеем 5 млн. сох. Соха в земледелии это то же, что веретено и прялка в ткацком производстве. Плуг 'С лошадью — это уже мануфактура. Плуг итрактор — у же маленькая фабрика. Отсюда один шаг к крупному фабричному гиганту — к зерновому совхозу или к зерновой фабрике. На Северном Кавказе уже есть „Гигант",— первый совхоз. Таких „гигантов" намечено к созданию не мало, и через пять лет под ними будет до 5 млн. гектаров. Каждый из них займет до 5 десятков тысяч гектаров земли, т.-е. 500 к.и2 площади, с расстояниями от одного конца до другого не в единицы, а в десятки километров. Тракторы, грузовики, легковые автомобили, мотоциклы, телефон, радио, огромные гаражи, починочные, ремонтные мастерские, зерновые силосы, коттежди и рабочие поселки — вот картина близкого будущего, которая так далека от воспетой Кольцовым: Автомобиль в совхозе „Гигант". Условияработьи вследствие вязких дорог пока весьма тяжелы Выбелим железо „Ну, тащися, Сивка, О сырую землю... Пашней десятиной щийся с ревом автомобиль и реющий над ним> Вместо „тощей", плетущейся шагом „Сивки"— а мощный, грохочущий трактор, быстро несулГ„ГР"ад Проф. Н. НедокучаевШ II1 Ml! IP!ТЕРМОРЕГУЛЯТОР дляВ ОДЯНОГО ОХЛАЖДЕНИЯОТОР внутреннего сгорания работает правильно только при равномерной температуре водяного охлаждения. При различной внешней температуре воздуха и вода в охладителе нагревается различно. В настоящее время изобретен аппарат (термостат), который автоматически поддерживает температуру воды в охладителе на определенном уровне, при чем дает возможность, по желанию, устанавливать необходимую постоянную температуру. Внешний вид этого терморегулятора показан на фото. Терморегулятор представляет собой цилиндрический сосуд, который помещается в трубопроводе по пути идущей от мотора к охладителю нагретой воды. Внутри цилиндрического сосуда имеется ребристое тело, которое расширяется и сжимается под влиянием колебания температуры нагретой воды, поступающей снизу, и темМсамым регулирует, посредством клапана, приток нагретой воды к охладителю. Ребристое тело может быть установлено на определенную температуру. Пока вода не достигла этой температуры,термостат будет пропускать через отверстие клапана много нагретой мотором воды, вследствие чего ребристое тело начнет расширяться и закрывать клапан. Если вода поступает от мотора слишком горячая (выше желательной температуры), ребристое тело сокращается в об'еме, приоткрывается отверстие клапана, уменьшается приток нагретой воды к охладителю и температура воды понижается. При наличии терморегулятора, в условиях западно-европейских стран в течение всей зимы можно обходиться без обычных теплоизолирующих капотов, к которым приходится прибегать у нас в Советском Союзе.Л. в.8