Инж.-мех. Б.УКШЕКОНКУРС на МАЛОМОЩНЫЕА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ заседании жюри Центрального Совета Автодора были окончательно утверждены р езультаты конкурса малом ощныхаэросанейс мотоциклетными моторами типа „ХарлейДавидсон" и „Jap'. На конкурсе было представлено 17 проектов. Некоторые проэкты были тщательно разработаны и хорошо продуманы, другие представляли собой чертежи уже построенных и испытанных на практике аэросаней. Вопрос о столь необходимых в наших условиях средствах зимнего моторного передвижения разработан чрезвычайно слабо не только у нас в Союзе, но и за границей. В СССР этим вопросом занимаются два научных учреждения: Центральный аэро-гидро-динамический институт (ЦАГИ) и Научный автомоторный институт (НАМИ). Первый институт в своих опытных мастерских выпускал металлические машины, выполненные из кольчугалюминия. В журнале „За Рулем" уже сообщалось, что сани института были выставлены осенью 1928 г. на международной авиационной выставке в Берлине, имели исключительный успех и привлекли всеобщее внимание иностранцев. Второй институт продолжает усовершенствование деревянных саней. Сани НАМИ и ЦАГИ снабжены мощными авиационными моторами от 80 до 150 сил иАЭРОСАНИНАэросани ячейки военного склада предназначены для перевозки 4—5 пассажиров или соответствующего количества груза. Кроме заводского производства аэросаней, их постройкой и конструированием занимались различные организации и ячейки Автодора и Осоавиахима. И конкурс на маломощные сани грузопод'емностью на 1—2 человека с мотоциклетным мотором в 8—12 сил под в елитогпроделаннойработеи всем опытам в этом направлении. Одна премия присуждена проекту тт. Ш иш кина и Валединского Их конструкция представляет собой легкие аэросани под мотор „Харлей - Давидсон", предназначенные к постройке силами местных ячеек Автодора и Осоавиахима. По устройству они очень комфортабельны, но требуют некоторого заводского инвентаря для их изготовления. Основные материалы для постройки—дерево и небольшое количество железа и стали. По хорошей дороге аэросани поднимут и двух человек, в особенности, если вместо мотора „Харлей-Давидсон" поставить более мощный „НАМИ 1". Мотор этой машины по габаритным размерам мало отличается от „Харлея", но изготовляется у нас в СССР. Проект отвечает всем условиям конкурса, современному состоянию техники аэросанного дела, отличается удачной компоновкой всего аггрегата и отдельных частей и достаточной простотой для исполнения. Другая премия была присуждена тов. Р а сп опову за проект более простых аэросаней, которые могут выполнить отдельные члены Автодора и любители при минимуме затрат и оборудования. Сани эти очень просты, удачно скомпонованы и имеют оригинальную конструкцию заднего моста, с амортизацией в виде простой доски, и чрезвычайно упрощенное рулевое управление. На конкурсе была представлена также фотография уже построенных тов. Распоповым санейАэросани Нижегородского университета 14 испытавшего их лично во время маневров N-й дивизии. 2. Сани, построенные тов. Т ороповы м—двухместные деревянные, с мотором „Харлей-Давидсон", участвовавшие во время всесоюзного =Й аэропробега 1929 г. на пути от Владимира до Москвы. На этом перегоне сани шли как одноместные, и на оттаявшем снежно-ледяном грунте легко справлялись с трудностями пути. Несмотря на условия оттепели, мотор не перегревался, и сани показали среднюю скорость в 36 км в час. 3. Сани, построенные ячейкой Осоавиахима при Нижегород с комуниверситете , с мотором „Jap" в 8 л. с , также покаЩ завшие хорошие результаты во время испытаний. Таким образом, Автодор, органиПроект саней тов. Алексеева зовав конкурс аэросаней с маломощными моторами, выявил налии протокол испытания их ячейкой Автодора чие различных конструкций саней, уже построенных ячейками Автодора и Осоавиахима и при Конотопских мастерских, по которому пробудил творческую мысль в этой области. аэросани с мотоциклетным мотором „Ель" в 9 л. с. развили скорость по целине с двумя Весь материал, поступивший на конкурс, будет пассажирами до 30 км в час, а по укатанной проработан и на основе его изданы чертежи садороге даже до 50 км. При этом сани легко ней для распространения их поячейкам Автодора. берут с места, быстро Этот конкурс и последразвивают полную сконие пробеги показали, что аэросанное дело рарость и хорошо упрастет, с каждым годом. вляются по кривым и Число интересующихся на плохой дороге. аэросанями все увелиСледует отметить и чивается. А эросани — проект саней, представуже не забава, не техленный тов. Верзилоническая диковинка,чем вым.. Сани его отлиони считались до настоячаются крайне оригищего времени. Они — нальной конструкцией, необходимое средство очень красивым хорозимнего передвижения шо обтекаемым кузоПроект аэросаней тов. Верзилова и связи. вом, но крайне трудБлагодаря нашему сеным в выполнении. верному географическому положению и климаХорошо продуманы сани, представленные тическим условиям, аэросани должны найти сана конкурс тов. Г артвигом . мое широкое распространение на просторах Не плохи с внешней стороны сани „Снежок" Советского Союза. тов. А лексеева , отличающиеся красотой формы, но имеющие целый ряд конструктивных Инж.-мех. Б. Укше сложностей и недоработок. Кроме двух премий, присужденных по условиям конкурса тт. Шишкину с Валединским и Распопову, жюри постановило ходатайствовать перед подсекцией зимнего транспорта Автодора о премировании следующих организаций, уже построивших маломощные сани: 1. Сами ячейки Автодора при военном складе № 94, построенные тов. М асловым при участии 56 рядовых членов, имеющие деревянные корпуса и снабженные мотором „Харлей Давидсон". Эти сани были испытаны в ряде пробегов по городу, и после удовлетворительных результатов пущены в большой пробег по Сибири на 700 км от Омска до Ново-Сибирска. Выдержав блестяще этот экзамен, сани заслужили похвальный отзыв коПремированные сани тов. Распопова (за рулем сидит мандующего войсками Сибирского конструктор аэросаней) военного округа, тов. Куйбышева,15 Н.БЕЛЯЕВП ЕРВАЯв СССРАВТОСТРАДАМосква — „Зеленый город"свежем воздухе. Работа Автодора, в связи с ОБЛАСТИ автомобильного строительства пятидневной неделей, в корне преобразуется. СССР берет поистине грандиозные темпы. Коллектив трудящихся-автодоровцев, приобревВсего несколько месяцев тому назад ший автомобиль, сможет, разбившись на 5 групп, большим достижением казался запроектиежедневно, а не раз в неделю, как при старованный автомобильный завод в Нижнемрой неделе, использовать свой коллективный Новгороде с производительностью в сто тысяч автомобиль для поездок. Одна из задач „Зеавтомобилей в год. Месяц тому назад состояленого города" — приютить в своих многочилось постановление об увеличении производисленных лесных готельности Нижегостиницах отдыхаюродского завода до щих, предоставив 120 тысяч машин в им в течение суток год. Две недели товозможность разумму назад подымался но отдыхать и развопрос об увеличевлекаться. нии производительДорога из Москности до 140 тысяч. вы в „Зеленый гоВ настоящее время род" должна стать опубликовано поп ервойв СССР т истановление правипизированной тельственной комисавтострадой. сии об увеличении выпуска машин на Цудортранс уже заводе до 250—300 дал принципиальтысяч в год. ное согласие гудронировать эту дороВзятый нами темп гу. Этого однако соавто м об ил из а ции вершенно недостатребует такого же точно. Дорога из темпа ив дорожном Москвы в „ З еленый строительстве. Помигород"должна быть мо улучшения грунво всех отношениях товых и шоссейных показательной. На дорог низкой стоиэтой дороге нужно мости, в местах наиу становить небольшего скопления сколько покаавтомобилей нам зательных беннужно иметь и назин о-наливных стоящие автомостанций. Здесь бильные дороги же необходимо (автострады) по амеорганизовать риканским и евроВид автомобильной дороги в Северо-американских придорожную пейским образцам. соединенных штатах автомобильноПо инициативе раремонтную мастерскую. бочей общественности под Москвой началась постройка „Зеленого города". Выполнение пятиПо автомобильной дороге из Москвы в „Зелетки требует напряженной работы и потому леный город" д олжно быть воспрекоренному изменению должна подвергнуться щено конное и пешеходное движение (для также система отдыха трудящихся. В Америке, конного движения должно быть проложено в стране с наибольшей интенсивностью труда, параллельное более дешевое шоссе). Дорога значение разумной организации дня отдыха на всем протяжении должна быть освещена. поняли давно. В воскресные дни американМы имеем примеры, на Западе, когда поские города сплошь пустеют. Не менее стройка автомобильной дороги оказывала ре 70% жителей выезжают за город, в любую шающеевлияние на развитие городов, погоду. Современный тип воскресного ощыха которые она соединяла. Лучшая в мире автов САСШ создался в результате колоссального мобильная дорога — из Рима в Остию—фактиразвития автомобилизма. Автомобиль, ставший чески создала Остию как богатый и популярв САСШ достоянием самых широких масс, ный итальянский курорт. До постройки этой дал им возможность провести на воздухе день дороги Остия была глухим безлюдным местом. отдыха и восстановить полностью силы, затраИтальянское правительство нисколько не проченные в результате интенсивной работы. Ввесчиталось на строительстве дороги, о которой с дение у нас непрерывной пятидневной недели восхищением говорят туристы всего мира. заставляет особенно задуматься над правильК строительству автострады нужнопристу ной организацией дня отдыха и над предостап итьнемедленно , так как развитие „Зевлением трудящимся возможности отдыхать не леного города" в значительной мере зависит .в пыльном и душном городе, а в лесу на и от своевременной постройки этой дороги.В16 Центральный совет Автодора и Московское отделение выразили согласие взять шефство над строительством первой в СССР автострады в „Зеленый город". Материальные предпосылки для постройки этой дороги в настоящее время такжеимеются . Московский областной дорожный отдел производит асфальтирование Нижегородского шоссе и может выделить часть средств и на постройку дороги в „Зеленыйгород". Автодор должен также добиться, чтобы часть средств, отпущенных на опытное дорожное строительство, была израсходована на строительство дороги в „Зеленый город". Советская общественность вместе с Автодором должна поддержать постройку автострады, и мы надеемся, что хозяйственные организации пойдут также навстречу скорейшему ее осуществлению.Н-БеляевОТКРЫВЯНИЕ ГЯРЯЖЯ при ПОМОЩИ ГУДКЯ или ФЯРАВТОМОБИЛЬНАЯ техника неустанно движется вперед, вводятся всевозможные усовершенствования, которые облегчают труд шофера. Наш журнал постоянно информирует читателя об этих улучшениях.справа от ворот). Струна эта настроена на одив тон с автомобильным гудком. На основании закона акустического резонанса, струна при звуке гудка начнет сама издавать тот же звук, при чем приходит в колебание. Амплитуда (размах) колебания струны будет наиболее велика посредине. В виду этого против середины струны устроен электрический контакт, который замыкает ток, благодаря чему открывается замок, а за ними и ворота. Схема электротехнического устройства показана на рис. 1 и 2. При световом способе (открывание при' помощи света фар или прожектора) элекрическая цепь замыкается селеновой пластинкой. Такая пластинка пропускает электрический ток только тогда, когда она освещена. В темноте селен теряет свою электропроводность. Пла-Гараж, открывающийсяот звуковогосигналаМашина теперь уже не заводится от руки, а пускается в ход при помощи стартера; смазка всех частей машины производится автоматически; шины с помощью новейших приспособлений накачиваются до нужного давления тоже автоматически во время хода машины; не сходя с своего места, шофер может приподнять любое колесо при помощи домкрата и т. д. Одно из новейших замечательных приспособлений дает возможность открывать при в'езде ворота гаража при помощи лишь звуков гудка или света фар, не сходя с места. Эти способы применяются уже в Америке ив Европе. Оба способа основаны на том, что при помощи сигнала (в одном случае — звукового, в другом — светового) приводится в действие электрический ток, проходящий через электромагнит, благодаря чему открывается (путем притяжения магнита) внутренний замок или крюк (на рис. 1—Д, на рис. 2 — Т). Когда замок отпирается, ворота посредством пружин раскрываются автоматически. При акустическом (звуковом) способе у ворот гаража вертикально укрепляется в туго натянутом состоянии рояльная струна (на рис. 1 —Гараж, открывающийсяпри помощи съета фарстинка эта помещается в темной коробке, имеющей только маленькое наружное отверстие (см. рис. 2). Света, проходящего через это отверстие (даже в яркий день) недостаточно для того, чтобы замыкался ток. Но если направить через отверстие сильный свет фар или прожектора, то пластинка пропустит через себя электрический ток, электромагнит откроет замок или засов и ворота распахнутся. Второй способ (световой) имеет преимущество перед звуковым, так как селеновая пластинка занимает мало места и снаружи невидима, чего нельзя сказать про струну. . Л. В. предстоящем 1930 году24выпуска„БИБЛИОТЕКИ ЗА РУЛЕМ"ОСВЕТЯТОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, ИНТЕРЕСУЮЩИЕ АВТОДОРОВЦЕВНОВЫЕ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ, ДОРОЖНОЕ ДЕЛО, УХОД ЗА ДОРОЖНЫМИ МАШИНАМИ. АЭРОСАНИ, ГЛИССЕРЫ, АВТОСАНИ, МОТОЛОДКИ, РАБОТА ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ЯЧЕЙКИ И ДР. Подробные условия подписки см. на 32 страницеэтого номера 17