Л.БРОНШТЕЙНПОДГОТОВИМ КАДРЫ АВТОРАБОТНИКОВ!ОДГОТОВКЛ автоработников является вопросом чрезвычайной важности для всей автомобилизации СССР. Н аименьшаяпрограмма подготовки автоспециалистов исходит из потребности дополумиллиона человек в течение пятилетки (не считая трактористов). Необходимо подготовить около 385 тысяч шоферовводителей, до 36 тысяч мотоциклистов, 22—23 тысячи автомонтеров, 35 тысяч автомехаников, около 4,8 тысяч вулканизаторов, свыше 1.800 техников и такое же количество инженеров. По подсчетам НКПС на эксплоатационной службе понадобится в течение пятилетия 458—460 тысяч новых автоработников. Надо иметь в виду при этом, что цифры эти могут вырасти в зависимости от увеличения программы выпуска автомобилей на Нижегородском заводе. Десятки тысяч новых автоработников нужны уже сейчас, в текущем году, когда будет выпущено в эксплоатацию около 21.000 автомобилей и 2.000 мотоциклов. Однако, с подготовкойкадровавто ­ работников положение представляется чрезвычайно напряженн ы м. Кадры шоферов-водителей 1-й и 2-й категории, автомонтеров и др. готовятся у нас либо государственными организациями, либо частниками. О качестве подготовки у частника говорить не приходится, ной государственные организации, к сожалению, не учитывали всей серьезности задач подготовки кадров автоработников и обычно страдали коммерческим уклоном. Кустарщина, стремление извлечь прибыльвсе это до сих пор играло заметную роль во всей системе подготовки автораб'отников. Как неотложную задачу необходимо разрешить вопросы скорейшего вытеснения из этой области частника. Огромным злом подготовки автоработников, в частности шоферов, отражавшимся самым неблагоприятным образом на качестве обучения, является то, что обучениепроизво ­ д ится на машинахустарелыхкон ­ с трукций (1905 — 1912 гг.), без необходимого оборудования, без нужных станков. ОбучаютсяПтакже по старым учебникам или без учебников; нет дешевой популярной литературы, дешевого хорошего учебника. Обновление оборудования, приобретение новых станков, издание подходящей популярной литературы — важнейшие задачи, без разрешения которых нельзя успешно справиться с подготовкой автоработников. Большого внимания заслуживает вопрос о подготовке автоработников высшей квалификаци , и особенно инженеров. В то время как в Германии, напр., на 100 машин приходится 7 квалифицированных автоработников, у нас — 1. В течение пятилетия нам понадобятся тысячи инженеров, а сейчас их готовят десятками, если не меньше (около 30 в ленинградских вузах, немного в Ломоносовском институте, часть в Киеве). Все это носит печать больше случайности, нежели продуманности. Большое место в проблеме подготовки автоспециалистов должна занять подготовкаместныхработников , могущих работать в соответствующих климатических и других условиях. Острота этого вопроса чувствуется особенно в наших далеких национальных республиках, как Казакстан и другие. Совершенно правильным будет поэтому создание кадр овавтоработниковизсреды , выражаясь принятым языком, „ н ационале в". Если подготовка кадров для некоторых других областей хозяйственного строительства нередко осложняется нежеланием молодежи заняться той или иной профессией, то в отношении автомобильного дела этого сказать нельзя. Наоборот, молодежь очень охотно идет в ряды автоработников. Надо лишь уметь рационально использовать этот приток свежих сил. Было бы полезно уже в школах II ступени иметь автомобильный уклон. Учитывая необходимость классового отбора кадров автоработников, надо принять меры к снижению размера платы за обучение. Возчик, грузчик, крестьянин-батрак не могут, конечно, платить тех денег, которые взимаются сейчас за обучение. Необходимо внести в это дело плановость и четко наметить обязанности каждой организа-4