М. ОЛЬШАНСКИЙОЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к ШОССЕЙНО-ГРУНТОВЫМ ДОРОГАМСоветский гусеничный трактор „Большевике с мощным грейдером на дорожных работах ЛЯ ВСЕХ совершенно очевидна роль, которую будет играть сеть шоссейно-грунтовых дорог в обороне страны, особенно в пограничных областях. Однако эти дороги только тогда наилучшим образом обес печат их оборонное значение, когда при их проектировании и постройке будут учтены помимо техническо-экономических требований и требования чисто военного характера. Запроектированные в пятилетке денежные ассигнования, целый ряд организационных меропроприятий в дорожном строительстве и широко развертывающаяся деятельность Автодора позволяют с уверенностью сказать, что ближайшие же годы далеко оставят позади прежние темпы. Уже в следующем году начнутся работы на тысячах километров, и было бы преступно, с той же беспечностью, которая имела место до сих пор, обойти вопрос о необходимости всемерногоучетавоенныхтре ­ б ований при строительстве дорог. Силами одних военных работников трудно гарантировать недопущение ошибок на территории нашего обширного Союза. Основные военные требования должны быть известны широкой советской общественности ив первую очередь всему техническому персоналу, непосредственно ведущему проектирование и постройку дорог. Только тогда мы гарантированы от ошибок и обеспечим надлежащий контроль. Каковы основныевоенныетребования «ред'являемые к шоссейно грунтовым дорогам? Д орогивоборонныхцелях служат для передвижения по ним войск, подвоза всех видов снабжения и вывоза (эвакуации) всего излишнего с фронта; передвижения могут быть к фронту, с фронта и вдоль фронта.ДНепосредственная угроза во время передвижения будет, главным образом, от нападения воздушных сил противника и дальнего артиллерийского огня. В соответствии с этим и нужно определить основные требования к дорогам. Дороги должны соответствовать условиям боя и максимального сохранения физических сил бойцов. Для обеспечения свободного передвижения войск и обозных колонн (в том числе и автомобильных) прежде всего необходимо, чтобы ширина дороги обеспечивала встречное движение. Учитывая, что в составе колонн может быть артиллерия, иногда танки, тяжелые автогрузовики, н ужно , ч тобыполотнодороги , а особенно искусственные сооружения (мосты) б ыли достаточно прочны для пропуска таких тяжестей. Важнейшей задачей является максимальная маскировка идущих колонн. Отсюда требование: п ривсякойвозможностиста ­ р атьсяпроектироватьдорогу чер ез лес,4 анепооткрытымместам ; во всхолмленном районе нужно провод итьдороги не прямочерез верш ины , а в обход по тому скату, по которому двигающаяся колонна позже будет наблюдаема и обнаружена противником. Дороги строящиеся с придорожными канавами должны обеспечить быстрейшую возможностьрассредоточения кол онн , о собеннообозных , при воздушных нападениях, п утемустройствадо ­ с таточногочислаперекидных мос тков , с ' е здови т. д. 9 При постройкедорогвоткрытомрайоне нужно всемерно рекомендовать о бс адку их запридорожными канав амидеревьямии даже двумя рядами деревьев с каждой стороны, что помимо маскировки позволит сохранять и физические силы бойцов. Деревья желательно подбирать быстро растущие и дающие достаточную тень; появившееся в печати предложение производить обсадку дорог фруктовыми деревьями с военной точки зрения не особенно желательно; естественное желание собирать фрукты будет нарушать дисциплину походного марша, а употребление недозревших фруктов может повести к массовым заболеваниям. Возражения, что обсадка дорог деревьями дает возможность самолетам противника быстро обнаружить дорогу, мало основательно, так как скрыть дорогу невозможно: она отчетливо видна с высоты 3 0004 000 мик обычной демаскировке обсадка мало что добавит, а содействовать маскировке идущих колонн будет в сильной степени. П рипрохождениишоссейн о-гру нтовых дорог вдоль железнодорожн ыхлини й, которые зачастую будут об.ектом для бомбометания воздушных сил противника, необходимо стремиться относить их нат а'к ое расстояние, чтобы сбрасываемыеавиабомбы при расс еиваниинепопадали на полотношоссейно - г рунтовойдороги , — т.-е., примерно, на 300 — 500 м. При постройках в прежние времена совершенно не считались с бесконечным пересечением железнодорожных линий обыкновенными дорогами; между тем возрастающая интенсивность движения как в мирное время, так особенно в военное, категорически выдвигает требование стремиться не допус катьэтихпересечений , а проводить обыкновенные дороги по одну сторону железнодорожной линии; там же где эти пересечения неизбежны — делать ,их в разных уровнях. При проектировании рокадных дорог (считая рокадой по отношению к направлению госграницы), н ужностремить ­ ся, ч тобыонибылискрытыипри ­ к рыты от возможногопротивника . Скрытность такой дороги достигае тсяпрокладываниемеечерез леса ипообратнымсклонам возвышенностей. Прикрытие — требует прокладыватьдорогу за выгоднымдлянасобороннымрубежом (всхолмленный район, река, группа озер и т. д.), при чем удаление от переднего края этого рубежа должно по возможности гарантироватьдвигающиесяколонны от действия артиллерийского огня примерно на 8—10 км. При выборе мест для сооружения мостов, всегда учитывают исключительно техническоэкономические требования. Но если учесть, что водный рубеж может быть использован для обороны и что в таких случаях обороняющийся всегда должен стремиться сохранить переправы за собой, то совершенно естественно, что к выбору места для устройства мостов нужно подойти особо-внимательно. На тех дорогах, которые нужны будут для боевых операций, нужно пред'явить чисто тактические требования: м остынужностроить на излучинах рек, 10о бращенныхв нашу сторону, наш берег должен быть господствую щим , или, в крайнем случае, рельеф мест ­ н остинаобратномберегу должен обеспечивать возможность устройства выгодного предмостного укреплен ия (тетдепона). При прокладывании дорог через большие болотистые районы, через горные ущелья, дорога в таком случае будет тесниной, не дающей возможности развернуться в боевом порядке, Единственным выходом в данном случае будет обеспечение / по возможности, д опол ­ н ительныхобходныхпутей , которые могут быть, конечно, менее совершенны по проезжаемости чем основные дороги. К таким> же теснинам нужно отнести и дороги, проходящие через населенные пункты; хотя, в смысле маскировки, казалось бы, выгоднее использовать населенные пункты, однако, целесообраз нее рекомендовать прокладывать дороги мимо населенных пунктов. Для ориентирования войск на дорогах нужна установка покилометровых столбов иуказателей на перекрестках . Для сохранения физических сил войск нужноп рокладыватьдорогу по кратчай шему направлению (прямолинейно), однако с учетом указанных вышет ребованиймаскировки . Там где будет возможно прокладывать дороги прямолинейно, чтобы предотвратить просмотр вдольдороги на большие расстояния, необходимо рекомендовать через небольшие промежутки (3 — 5 км) делать слегка заметные изгибы, на величину в три-четыре раза превышающуюширину полотна, а затем снова выправлять дорогу и итти прямо до следующего изгиба. Поскольку дорога с крутыми под'емами будет утомлять войска, необходимо стремиться ^ не допускать крутых под ' е мов . Очень желательно обеспечить возможность в соответствующее время года двигатьсяпообочинам хотя бы• пехоте и кавалерии. При обеспеченности движения по обочинам дороги, в жаркое время года оченьпо ­ ложительную роль сыграла бы двойнаяобсадка по обестороны , дающая много тени и тем частично спасающая, от изнуряющей жары. Наконец, прокладывая дорогу, нужно учитывать необходимость проведения ее таким образом, чтобы были обеспечены по пути следования местаночлегаибольшихпривалов для войск. Для ночлега, видимо, придется (во всяком случае в холодное время) использовать населенные пункты, а так как с точки зрения чисто боевой мы рекомендовали обходить эти пункты, то для отдыха нужно будет к ближайшим населенным пунктам (до 5 км) обеспечить хорошие подходы. Что касается местбольшихпривалов , — здесь будет играть роль наличие районов обеспечи ­ в ающихскрытность (маскировку), надежную оборону выдвинутыми вперед охраняющими частями и источники водоснабжения; очень возможно, что в некоторых районах необходимо будет поставить вопрос об устройстве для этой цели колодцев. Кроме изложенных чисто-тактических требований к дорогам, естественно, что для органи-