Сборка гусеничных тракторов „Катерпиллер" в совхозе ,Гигант"Я. ГОЛЬБЕРГПЕРЕУСТРОЙСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА и АВТОМОБИЛЬВПЕРЕУСТРОЙСТВЕ нашего сельского хозяйства автомобилизация приобретает все более и более важное место. Р ечьидет уже не овнедренииавтомобильноготранспортав отд ельныеотраслисельского хозяйс тва , вопрос ставится опримененииавтомобилявкачестве одного из оСновных рычагов для коренного переломавнашем земледелии—перехода от отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому* коллективному земледелию, совместной обработке земли, машинно-тракторным станциям, артелям и колхозам, опирающимся на новую технику, наконец, к гигантам-совхозам, вооруженным сотнями тракторов и комбайнов. Так как теперь речь идет о .переводе сельского хозяйства на более высокую ступень техники, то восновуегоставится машина. Машинизация, вытесняя лошадь из сельскохозяйственного производства , заменяет ее ив области сельскохозяйственного транс порта. Что представляло собой сельское хозяйство во всем мире до последнего времени? Эта отрасль хозяйства была целиком основана на живом источнике энергии — лошади и человека; без коренной технической революции в сель ском хозяйстве нельзя было поднять уровень его производительных сил, а также доход сельского населения до уровня остальных отраслей хозяйства. Революцию принес с собой всельскоехозяйствотрактор , появившийся в последнее Десятилетие и распространяющийся с головокружительной быстротой втакой передовой капиталистической стране, как Северо-Американские Соединенные Штаты. Распространение трактора в сельском хозяйстве за последние 12 лет происходило там следующим темпом: в 1917 г.—13 тыс. штук, в 1920 г.— 246 тыс. штук, в 1925 г.—500 тыс шт. и в 1929 г.— 850 тыс. шт. Эти цифры, несмотря на их головокружительные темпы, все же не дают еще полной картины действительной насыщенности механической энергией сельского хозяйства САСШ. Нельзя сравнивать трактор 1920 г. и даже 1925 г. с трактором 1929 г. Еще три—четыре года назад самым распространенным типом трактора являлся 10 сильный „Фордзон"; теперь этот трактор совершенно вытеснен из сельского хозяйства САСШ. На место 10 сильного „Фордзона" появились 15—30-сильные „Интернационалы", 3035-сильные „Катерпиллеры" и т. д. Поэтому 850 тыс. тракторов 1929 г по мощности равняются по меньшей мере 1,6 -2 млн. тракторов 1924/1925 г. В результате такой усиленной тракторизации, к оличестволошадей за те же 12 лет сократилосьс 22,5 до 15 млн., т.-е. почти на треть. Если же взять все тракторы СДСШ и перевести их на лошадиные силы, то общая мощность их будет в два с лишним раза больше мощности лошадей, находившихся в сельском хозяйстве САСШ 12 лет назад. П ри полн омиспользованиитракторов хоз яйству САСШ дляобработкисвоихпосевныхплощадей уже не потреб овалось бы ни однойлошади . На ряду с лошадью в качестве тягового средства в САСШ применяется в широких размерах мул; но за последние 13 лет в сельских местностях количество лошадей и мулов уменьшилось с 25,7 млн. голов до 19,5 млн., т.-е. на 6,2 млн., или на 22,5°/0. Е щерезчесократилосьчислолошадейимуловза то же время в городских местностях. Таковы коренные сдвиги, которые произошли в сельском хозяйстве САСШ. 'При тракторизации нашего сельского хозяйства мы неизбежно должны считаться с этими факторами. В целом ряде других стран—в Канаде.Англии, Франции, Германии, Австралии, Новой Зеландиитракторизация сельского хозяйства также быстро повлияла на сокращение применения живой тяги. Количество лошадей непрерывно сокращается не только в САСШ. В Канаде за последние десять лет конский транспрот уменьшился свыше чем на 500 тыс. лошадей. Великобритания за 1920—1927 гг. уменьшила число лошадей с2 143 тыс. до 1 772 тыс. Германия, прежде увеличивавшая свой гужевой транспорт, за три года сокращает гуж с3 917 тыс. в 1925 г. до 3711 тыс. в 1928 г. Австралия в 1921 г. насчитывала 2 438 тыс. лошадей, а в 1928 г. только 2 041 тыс.; Новая Зеландия в 1910 г. зарегистрировала 404 тыс. лошадей, а в 1928 г. в ней было всего 307 тыс. лошадей. Наряду С трактором в сельском хозяйстве широко распространяется автомобильныйтранспорт . Причины понятны, Ведь механизировать процесс производства сельскохозяйственных продуктов нельзя без механизации процесса передвижения этих продуктов. С корость передвижения продуктов , а также илюдей , участвующих всельскохозяйственномпроиз в одствеособенноважна для сельского хозяйства именноиз - з аеготеррито риальной разбросанности. Вот почему в Северо Американских Соединен ных Штатах можно обнаружить непрерыв ное увеличение автомобильного транспорта , р аботающегов сельском хозяйстве. Если в 1919 г. в сельском хозяйстве САСШ было зарегистрировано 2 285 681 автомобиль, то в 1929 г. их количество возросло до 5 800 тыс. Другой страной, особенно отчетливо показывающей тесную зависимость между тракторизацией и автомобилизацией сельского хозяйства.является Канада—главным образом западная ее часть. Канадская перепись 1926 г. обнаружила, что 248162 сельских хозяйств провинций имеют 63390 бензиновых двигателей, 50136 сельскохозяйственных тракторов, 101 529 пассажирских автомобилей и5 640 грузовых автомобилей, Вполне естественно ожидать, что по мере тракторизации нашего сельского хозяйства у нас откроются для автомобильноготранспорта самые широкие перспективы. Действительно, п оявлениетракторовв совхозах Зернотреста, в различных другихсовхозахиколхозах , возникновение машинно-тракторн ыхстанций , — все эти новые явления в нашем сельском хозяйстве заставили подойти вплотную к вопросу автомобилизации сельскохозяйственного тра н-с порта . По перспективному плану автомобилизации СССР на ближайшеепятилетие (вклю4чая 1932/33 г.), совхозам понадобится 8 tOO автомобилей, колхозам—18900 автомобилей, сельскохозяйственной производственной кооперации—18900 автомобилей и кооперативной сельской потребительской сети—27 тыс.автомобилей. Всего в сельское хозяйство за ближайшие пять лет должно будет влиться 72 900 автомобилей и6 750 мотоциклов. Из 72 900 автомобилей будет пассажирских 17 500 и грузовых 55 400 (из них 51 300 машин малого тоннажа —1!/г ш ) Нам кажется , ч тоэтотпланавто м обилизациинеудовлетворит всей потребности нашего сельского хозяйствадаже на " п ервоепятиле тие. Не следует упускать из виду, что за все годы (вплоть до 1932/1933) вольется в сельское хозяйство 360 тыс. тракторов (в переводе на 10-сильные машины около 900 тыс.—1 млн. тракторов). При соотношении, которое намечается у нас между масштабом применения тракторов и автомобилей, следует предполагатьболь шую потребностьвавтомобилях . Это видно хотя бы из того, что по весенней (1930 г.) программе Зернотреста, для осуществления посева в 72 зерносовхозах на площади в 900 тыс. га понадобится б тыс. тракторов и1 990 автомашин (приблизительно треть числа тракторов). Предварительная программа развертывания 280 крупных социалистических зерновых фабрик должна потребовать 22 тыс. тракторов и6 500 автомашин. Например, практика северо-американского сельского хозяйства (по данным за 1928 г.) показывает, что в сельском хозяйстве из всех затраченных на сельскохозяйственные операции 18100 млн. сило-часов, приходится на транс п ортныеоперации4 200 млн. сило-часов, т.-е. приблизительно 23%. Из этих 4 200 млн. транспортных сило-часов, на внутрихозяйственные операции приходится 1 200 млн. сило-часов (т.-е. несколько менее 30%) и на внехозяйственные операции — 3000 млн. сило-часов. Внехозяйственные транспортные операц и, составляющие 3 000 млн. сило-часов, выполняются частью грузовыми автомобилями (46%) а частью животной тягой (около 54%). Пятью годами раньше —в 1923г.—внутрихозяйственные транспортные операции составляли такую же величину как ив 1928 г.—1 200 млн. сило-часов; зато внехозяйственные транспортные операции потребовали меньше чем в "1928 г.—2 400 млн.сило-часов.В этих операциях на долю грузовых автомобилей приходилось всего 25%, на долю животной тяги—75%. Увеличение внехозяйственных транспортныхопераций , указывающее на расширение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции явилосьрезультатом более широкого внедрения автомобильного транспорта в сельское хозяйство. Ясно, что поставив перед собой задачу самой широкой тракторизации сельского хозяйства, мы неизбежно должны будем пойти и по пути его автомобилизации . Я. Гольберг