23
24
ГЬогЬ. Ё. А. ЧудаковУСТРОЙСТВОЛЯ иллюстрации термосифонного и насосного охлаждения ниже дано описание системы охлаждения для двигателей автомобиля „Форд" модели „Т" и модели „А". На фиг . 6 представлено общее устройство термосифонного охлаждения двигателя „Форд" модели „Т". Вода циркулирует через всю систему благодаря наличию разности температур воды в радиаторе ив рубашке двигателя. Через трубу Ми колено Л вода поступает в рубашку цилиндров К, а отсюда, проходя мимо цилиндров, идет в общий сборник И. Сборник И, через посредство резинового шланга Ж, соединяется с верхним впускным коленом радиатора Е. Далее вода поступает в верхнюю камеру радиатора В, а отсюда по трубкам У спускается к нижней камере Оик выпускному колену радиатора Н. Между выпускным коленом радиатора Ни трубой М также имеется соединительный резиновый шланг Р. Резиновые шланги ЖиР введены здесь потому, что радиатор укреплен на раме автомобиля отдельно от дви"4 с гателя. Поb этому между этими двумя -механизмами :У можетбыть не1 большое Щв? WL-АВТОМОБИЛЯОхлаждение автомобильного двигатели*дится через специальный спускной краник П, расположенный в нижней части выпускного колена радиатора Я. Для охлаждения воды, проходящей через радиатор,служит вентилятор^, приводимый в движение при помощи ременной передачи от специального шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала двигателя. В случае кипения воды давление внутри всей водяной системы—водяной рубашке ирадиаторе—должно резко подняться, если только не будет соединения этой системы с окружающим пространством. Для этой цели служит контрольная трубка Д, которая соединяет самую верхнюю часть радиатора с окружающим пространством и дает возможность образовавшемуся пару или излишку воды стекать вниз. Система водяного охлаждения двигателя „Форд" модели „А" с насосом представлена на фиг . 7. Здесь основные элементы системы обозначены теми же буквами, что и на фиг. 6. Водяной насос расположен на одной оси с вентилятором и гонит воду из рубашки цилиндра непосредственно в верхнее колено радиатора. Снизу фигуры даны обозначения всех основных деталей механизма охлаждения. Расположение водяного насоса а также способ принудительной циркуляции воды в автомобиле „Форд" модели „А" (фиг. 7) несколько отличается от схемы, представленной на фиг. 4. Во-первых, в автомобиле „Форд" насос располагается на одной оси с вентилятором; такая конструкция является, вообще, весьма употребительной в современных автомобильных двигателях. Во-вторых, водяной насос в автомобиле „Форд" гонит воду из рубашки двигателя в радиатор, а не наоборот, как это имеет место на схеме фиг. 4. Бл агодаря этому водяной насосв автомобиле „Форд" гонит более горячую воду и если только температура этой воды Ши г. 6. радиатора близка к темвина. В-верхняя пературе кимера радиатора. Г пения, насос пластина для предупреждения выплескивания воды. Дконтрольная или сливная трубка радиатора. Е—впускное колено может откарадиатора. Ж—верхний резиновый шланг. 3—хомутик для укрепления резинового шланга. И—водяной зать в работе. сборник в крышке цилиндров. К—блок цилиндров. Л—впускное колено водяной рубашки цилиндров. В большинМ—соединительная водяная труба. Н—выпускное колено радиатора. О—нижняя камера радиатора. П—спускной нраник. Р—нижний резиновый шланг. У—радиаторные трубки. Ц—вентилятор. Я—подстве соврешипник вентилятора. менных конотносительное перемещение, и для компенсации струкций автодвигателей при расположении водяего служат указанные выше резиновые шланги. ного насоса на одной оси с вентилятором, все же Вода в радиатор заливается через пробку А. сохраняется нормальный способ принудительной Спуск же воды, в случае надобности, произво- циркуляции воды—насос гонит холодную воду из радиатора в рубашку цилиндра. Такую конструкцию (по типу „Паккарда" см. фиг. 8. ЗдесьгДродолжение, см. № 1023 этой системе должны быть примерно такими же большими, как ив случае нормального термосифонного охлаждения.4. Водяной насосВ современных автомобилях, имеющих насосное водяное охлаждение, применяется почти исключительно крыльчатый ' н осо с, как это и представлено^ на фиг. 7 и 8. На фиг, 9 представлен отдельно общий вид такого насоса со снятой крышкой.; Здесь крыльчатка Ш приводится во • вращение при Помощи специального привода от коленчатого вала двигателя и гонит воду через впускное и выпускное отверстия, как это показано стрелками. i Уход за водяным насосом сводится, главным образом, к спуску, воды при оставлении автомобиля на морозе ик предупреждению утечки М- соединительная водяная воды через сальник Р—нижний резиновый шланг насоса. Для последе трубки. Ф—камера водяной льника водяного насоса. Шней цели необходимо ,ля водяног насоса. производить регулярную смазку насоса при помощи штауфера Щ (фиг. . 9) или специальных масленок. В случае течи необходимо подвертывать гайку сальника (на фиг. 7 эта гайка обозначена буквой Ч). Водяной насос чаще располагается снизу блока двигателя, как это и представлено на фиг. 4, и приводится в движение от продольного илитруба Р подводит холодную воду из радиаюра к насосу Щ, откуда вода и поступает в водяную рубашку двигателя Ф. Из водяной рубашки вода идет через термостатМв трубу Е, ведущую в RT>XHIOIO часть радиатора. В виду н зсколько своеобразного способаустановки водяного насоса в автомобиле „Форд", применяШр-ЦЗ /М /Н емую здесь систему охлаждения иногда называютffi и г. 7. Я — пробка рациатора. В—верхняя камера радиатора. Д—контрольная или сливная трубка радиатора. Е—впускное колено радиатора. Ж — верхний резиновый шланг. J1—впускное колено водяной рубашки цилиндров. труба. О—нижняя камера радиатора. П—спускной краник. С—выпускной клапан у водяной рубашки. У—радиаторны рубашки. Ц—вентилятор. 4 — гайка для подвертывания са водяной насос. Щ—масленки для вентилятора ил„ т ермосифоннойспрИнудительн ой калькуляцие и". Все проходы для воды при 24поперечного валика, связанного шестернями с коленчатым валом двигателя. За последнее