16
17
АНГЛИЙСКИЕ ТРЕХОСНЫЕ АВТОМОБИЛНормальный грузовик „Торникрофт" с удлиненной рамой и большой грузовой платформойКАК ИЗВЕСТНО, главным преимуществом трехосного автомобиля является его способность нести высокие полезные нагрузки при возможном значительном увеличении грузовой поверхности. Не менее велики преимущества трехосных машин в проходимости их по бездорожью в любых условиях. В Англии уже давно признаны все преимущества этих машин ик настоящему времени ряд английских заводов специально строит трехосные машины, непрерывно совершенствуя и увеличивая при поддержке военного ведомства свою продукцию. Т рехосныемашиныстроятся самых ра з'н ообразныхконструкцийвзависимости от назначения : с низкой рамой для городских и междугородных омнибусов, обычные грузовые, специального назначения (военные) и пригородные при работе в колониях (в пустыне).' Конструктивно трехоски можно разделить на машины с простой, ведущей осью ис двойным приводом. Привод на 4 или даже на все 6 колес (3 ведущие оси) обычно встречается в моделях, предназначенных к работе на бездорожьи; в этом случае особое внимание уделено способности максимального качания.вверх всех трех осей соответственно тяжелым особенностям профиля дороги. Как ни странно, но для получения этих свойствконструкторы польз уютсяжесткойосью , а не качающимися полуосями. Необходимо добавить, что при переезде по непроходимым дорогам на задние колеса надевают металлические или резиновые гусеницы.Привод на одну или две осиВ последнее время в Англии уделяют м"ного внимания вопросу о преимуществах привода 16на одну или на две оси для некоторых типов машин. Дело в том, что при применении у трехосной машины привода только на одну ось, затраты на сооружение такого шасси не на много будут отличаться от стоимости двухосного. В этом случае имеется возможность использовать простое шасси, подвесив третью ведомую ось. Такая переделка конструкции нормального шасси должна производиться с большой осторожностью. так как на практике может оказаться, что 3-я ось останется совсем -не нагруженной, из-за чего основные оси будут перегружаться; это неминуемо приведет к серьезным повреждениям. Однако, несмотря на простсоу и дешевизну такого шасси, онЪ применимо только тогда, когда нужно удлинить грузовую поверхность. Е сли же, п омимоудлинения , от шассипотребуется также увеличе ­ н иегрузопо д'е мности — н еобходимпереход к. б олеесложному двойному приводу. 4 Конечно, в отношении военных или колониальных машин такой вопрос не ставится: основное свойство проходимости таких машин создается именно приводом на 2 оси, а в некофрых специальных типах — и на передние колеса. Вкратце здесь можно коснуться последней, наиболее типичней, конструкции фирмы „Маудспей", выпускающей трехосные шасси с одной ведущей осью. Рама фирмы „Маудслей"—ровная, без под'ема у осей, шасси — нормальное. Привод к ведущей оси осуществляется от самостоятельно подвешенной коробки, через чрезвычайно короткий карданный вал с червячной передачей. Место водителя вынесено сильно вперед над мотором. Запасная ось подвешена на полуэллиптических рессорах, передний конец которых 'имеет этажных омнибусов на специальныхизо ­ нормальное закрепление на раме. Задний же гнутых рамах. конец связан с двухплечным качающимся рыКонструкции всех типов в общем сходны. чагом, имеющим осью вращения трубообразУ всех шасси привод через червячные передачи ную траверсу. Второе плечо этого рычага охвана два диференциала, связанные между собой тывает третью ведомую ось (см. чертеж). шарнирным сочленением, выполненным у Благодаря такой конструкции обе задние „вездеходов" таким образом, что они дооси связаны одной общей рессорной^ системой; пускают большие угловые изменения. С каждой толчки, получаемые одной осью, передаются и уравниваются друстороны рамы имеетгой, и, таким обрася 2 рессоры распозом, нагрузка ложенные над и под остается равнодвумя з'аДнимя и осм ерн ой. ми. Шасси „Маудслей" В новейшей конснабжено колесами струкции трехосной с шинами как из машины фирмы „Вул0 сплошной резины, кан Мотор К ", детак и пневматиками, монстрировавшейся при чем по 2 колеса на выставке „Олимс каждой стороны пия - Шоу", особое имеется только на внимание уделено ведущей оси, так как доступности и продля Получения лучстоте ухода за. машишего сцепления с ной. почвой она, обычно, Например, доступ несет большую нак глубоко подвешенгрузку. ному мотору сильно Переходя к машиоблегчается тем, что нам с двойным припереднее крыло сдеводом, следует отмелано поворотным на тить общее принцишарнирах, и может 1 рузови ' . В улкан " новейше- к онструкциис поворачипиальное сходство быть в случае навающимся крылом, о ткрывающем доступ к мотору всех конструкций с добности отвернуто приводом.на 2дифе, ; в сторону '(см. фото). ренциала, осуществляемым червячной передаИз особенностей этой конструкции интересно чей. Рессоры, обычно полуэллиптические, расукрепление рамы сильной траверсой у места положены между осями и подвешены к раме подвески рессор для восприятия сильных нана средние расстояния между ними. грузок, а также особая система качающихсяСовременная конструкция английской трехосной машины с приводом только на одну заднююосьИз особо интересных известных конструкций нужно отметить шасси фирмы „Торникрофт", выпускаемые с ровной и изогнутой рамой разных величин. Грузовые шасси фирмы „Торникрофт" выпускаются самых разнообразных величин—от трехтонных до четырехосных десятитонных двух-рычагов для предохранения всего привода от опасных напряжений, возникающих в нем, когда он на неровностях дороги вынужден сильно и односторонне подаваться вверх. Подвеска рессор осуществляется так же, как иу машин фирмы „Торникрофт".'П. М.Очередные книги Библиотеки «За Рулем»:Выпуск 6. Инж. Д. Я роше в—Практические указания по организации дорожных работ. Выпуск 7 — 8. Р айбешталь —Ремонт автомобильного двигателя в гаражной мастерской. Выпуск 9—11. Проф. И. Г рибов — Г аражи для небольших автохозяйств.17