И. ФельдманАМЕРИКА с ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АВТОДОРОВЦА1НЕ в составе ; комиссии т. Баранова пришлось проехать от Нью-Йорка по многим американским дорогам, пройти по знойной пустыне Оризона, побывать в Новой Мексике, Техасе и других частях Америки. И всюду мы имели возможность наблюдать, какое громадное значение имеет автомобиль в этой стране Надо прямо сказать, когда читаешь об Америке в газетах и книгах и узнаешь о громаднцх цифрах авюмобилей,сгремительно несущихся по американским дорогам,— ю поражаешься, но реально еще не представляешь себе, как на самом деле все это выглядит — до тех пор, пока не увидишь всего собственными глазами. Только тогда начинаешь соображать, что такое американский автомобилизм. Нам пришлось пройти в автомобилях по самым разнообразным частям ... В Америке имеются Америки, в частности, побывать ив северной ее части, близкой к Яляске,—в районе Сиатля-Портлэнда. И здесь в зимний период, когда автомобильная езда значительно меньше, когда дороги обледенели и движение становится опасным, мне пришлось как-то насчитать на протяжении одного часа свыше 250 встречных машин. Я наши товарищи, которые живут в Америке, говорят о том, что в летнее время это движение достигает гораздо более высокой цифры, превышая зимнее, примерно, в 4 - 5 раз. Таким образом летом вы встречаете здесь в час около 1500 автомобилей. В Америке имеются и прекрасные дороги. В районе Калифорнии я видел, например, дороги, идущие в четыре колеи; это — с плош н ыецементированныеполосы , кот орыетянутся на сотни километр ов . Мало того: через каждые 10—15 миль вы встречаете автомобильные гаражи, которые могут произвести тот или иной ремонт; через каждые 4 - 5 миль, и даже чаще,— автомобильные колонки,которые могут снабдить вас всем необходимым: горючим, водой и т. д. Замечательно то, что буквально вся страна , н ачинаяотвзрослыхм у'жч иникончаястариками , старухами, а также дети школьного возраста ездятвмашинах . Вся страна — за рулем. У нас считается целым событием — управлять автомобилем, в Америке же (и это не пустые слова) ездят все. Я с интересом наблюдал в Сан-Франциско сцену раз ' е здашкольников по домамПереработанная стенограмма выступления на расширенном плен ме ЦС Явтодора.1Мпосле занятий. Ребята просто-на-просто садятся в автомобили, берутся за руль и едут домой. Я видел на берегу Тихого океана рыбаков , которые под'езжают в автомобилях к месту ловли и вытаскивают сети. Я видел индей ц ев — тех самых, о которых мы когда-то в детстве читали такие страшные вещи в романах Майн-Рида и Купера,—раз'езжающих по стране в автомооилях. я ьииел. как цыгане , которые кочуют еще таборами во многих частях Европы и Азии, преспокойно ездят в автомобилях в Америке целыми семьями. Все это, с нашей точки зрения, совершенно необычное дело. Сказанное должно пробудить в нас энтузиазм строительства, заставить нас от слов перейти к делу. Чтобы ликвидировать наше бездорожье, надо сильно заинтересовать в этом советскую общественность. У нас есть прекрасные дороги... для этого колоссальные предпосылки. Нигде нет таких мощных общественных рычагов, такого сознательного и организованного рабочего, как в СССР. Перехожу к другому вопросу. Сейчас очень много говорят и пишут об урегулировании уличного движения в Москве, а что в этом отношении сделала автодоровская общественность? Я не ошибусь, если скажу, что ровным счетом ничего. Больше того, она даже не поставила этих вопросов в своей собственной прессе, в прессе Явтодора. Нам кажется, если бы московский Автодор провел „неделю регулирования движения", то можно было бы достигнуть известных сдвигов. Этого пока не делается. Конечно, с „недели" нужно только начать, а работать в этом направлении нужно повседневно, каждочасно. Коснусь еще одной области — водно-моторного дела. В этом отношении есть известные успехи благодаря работе некоторых энтузиастов на местах. Но надо сказать, что пока таких работников еще мало, и дело двигается чрезвычайно медленно. Чего мы достигли? Несомненно, в результате пробегов у нас имеется некоторый интерес к этому делу, но у нас до сих пор еще не разрешена основная проблема: нет лодочных и глиссерных моторов, нет аэросанных моторов. Аэросанное' дело, к которому мы привлекли внимание своими походами, обречено пока на застой. Почему? — Нет моторов, и те организации, которые должны дать эти советские моторы, ограничиваются только разговорами и проектами. Надо на этом пленуме со всей решительностью сказать: для того, чтобы поставить наше аэросанное, глиссерное и моторно-12