Ю. ПеньковскийСПИРТКАКГОРЮЧЕЕному шару? Целый ряд виднейших ученых и промышленников, в том числе и Генри Форд, утверждает, что жидкимтопливом будущегобудетспирт. Профессор МВТУ В. Куликов по этому поводу пишет следующее: „Действительно, только при широко развитом и рационально поставленном производстве спирта в будущем возможно установление разумного равновесия между получением и потреблением жидкого топлива. Винокуренная промышленность, ничего не отнимая от земли, даст прекрасное и неисчерпаемое жидкое топливо — спирт, представляющий концентрированную солнечную энергию" („Пищевая промышленность" № 4, 1928 г.). В целом ря дестран (Франция, Германия, Чехо-Словакия, Венгрия, Швеция, Польша) в зяттвердыйкурс на внедрениеспирта как горючего для моторов внутреннего сгорания, особенно для автомобилей и тракторов. По ценеспиртовыесмеси не толь к онедорожебензина , но* в неко рых странахдажедешевле его. Спиртовые смеси имеют то преимущество перец бензином, что допускают высшую напряженность всасываемого газа и позволяют увеличить мощность и термическую полезность мотора, чего нельзя достигнуть при употреблении одних нефтепродуктов. Смесь воздуха и бензина в силовой установке внутреннего сгорания может быть сжата меньше, чем смесь воздушно-спиртовая. В результате коэфициент термической полезности двигателя на бензине равен лишь 1li энергии, какую имеет бензин, 1 то время как действие спирта в выражается в /s. Это свойство спирта было использовано французами в авиации (прибавлением к бензину 15—20% безводного спирта), благодаря чему им удалось повысить компрессию смеси ив результате увеличить полезность действия мотора. Примесь спирта к бензину является, если так можно выразиться, сдобрением бензина. У нас вопросом применения спирта как горючего теперь почти не занимаются (правда, в пятилетке Центроспирта он фигурирует). В этом году будет заготовлена первая партия такого спирта; но, в общем, количество спирта, предназначенное для этой цели, так ничтожно, что ни в коей мере не может удовлетворить нас не только в смысле обороны страны, но даже ив мирных условиях. Организованной при ВСНХ СССР широкой топливной комиссии необходимо всесторонне рассмотреть этот вопрос, чтобы интересы страны были достигнуты в наибольшей мере. Ю. ПеньковскийОт редакции . Считая вопрос, выдвигаемый тов. Ю. Пеньковский, чрезвычайно интересным и важным, редакция „За Рулем" просит тт. автомобилистов—теоретиков ю практиков высказаться по этому предложению.ТЯЖЕЛЫЕ годы разрухи и ожесточенных боев советской республики на многочисленных фронтах со злейшими врагами, когда рельсовый транспорт был разрушен, горючего для автомобилей не было—Баку не работал; но если бы даже в то время Баку мог дать нам бензин, то железные дороги вряд ли смогли бы перебросить его на отдаленные западный и южный фронты. Из этого отчаянного положения выручил нас тогда спирт , который под названием „автосмеси" (неофициально—„автоконьяк") был применен как горючее не только для автотранспорта и броневиков, но ив авиации. Так было у нас в славные дни гражданской войны; такую же роль сыграл спирт во франц узскойармиив решающие дни всемирной империалистической бойни. При той моторизации армии, какая уже есть (а темп ее будет все увеличиваться), не иметь всегда достаточного количества горючего — значит быть обезоруженными без боя. Хотя бы с этой точки зрения мы категорически выска з ываемся за самоеширокое примен ениеспирта для моторов внутренн егосгорания , в первую очередь—д ляавтотранспорта , т ракторов , мотоциклов и авиации. ' Не лишним будет привести мнение буржуазных специалистов по этому вопросу (тем более, что высказали его наши ближайшие соседи с Запада): „Наличие собственной нефти безусловно увеличивает военную обороноспособность страны, но наличие спиртовой смеси как горючего еще более усиливает эту готовность, ибо хранившиеся на случай войны запасы бензина могут исчерпаться или, сконцентрированные в нескольких складах, могут быть уничтожены военными действиями, в то время как запасы спирта, хранящиеся на 1430 винокуренных заводах, равномерно расположенных по всей территории государства (Польши) и могущих быть во время военных действий всегда в любом количестве пополненными, имеют, с точки зрения военной, громаднейшее значение („Przemysl Rolny" № 8 - 9 , 1928 г. „Промыслы сельского хозяйства"). Рассмотрим проблему горючего и под другим углом зрения. У нас существует мнение, будто бы только нефть и ее продукты должны итти на смену овсу как корм для „стального коня" (трактора), вытесняющего из сельского хозяйства клячу и вола. Это неверно. Нефть не может быть топливом социалистического земледелия хотя бы потому, что запасы ее могут иссякнуть; кроме того, увеличивать внутреннее потребление нефти мы не имеем права, так как этим мы сокращаем наши экспортные возможности. Что же будетгорючимбудущего для миллиардамеханических коней, распространенных теперь по всему земВ10