Автомобиль —трудящимся*.Пролетарии всех стран, соединяйтесь/№ 15 (48)А вгуст 1930РЕШЕНИЯ ПАРТС'ЕЗДА и ЗАДАЧИ АВТОДОРАДВУХНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ ВСЕРОССИЙСКОГО О-ВА «А ВТОДО Р»Т ретийгодизданияРедколлегия: А. Брагин, И. Беляев, В. Дмитриев, М. Кольцов, Н. Осинский, М. Презент, проф. Е. ЧудаковшшшпшшшшпшиО ГЛАВЛЕНИЕРешения партс'езда и задачи Автодора Какгбудет развиваться наше автостроение 13Инж. В. ХОЛМОГОРОВ.— Богатства, которые мы не используем . . . • 4 Ал. ЧЕРНЫЙ —Всеукраинский пробег Харьков—Москва—Харьков . . . . 5Н. ВАСИЛЬЕВ-—Первый испытательный поход глиссеров Автодора . • 6 БШЕВЫРТАЛОВ . — Т рактор не долж ен портить каменной одежды дорог .' 8 Иьж. С. НЕСТЕРОВСКИЙ.-Результаты испытаний советских лодочных моторов. 9 Н. БЕЛЯЕВ.—Действительно ли коллективам Автодора нечего делать? 11 На фронте автостроительства . . . 14 Из дневника американцев 16 Создадим советское м:тоциклостро- • ение! . . • 17 ИпЖ П. М.— Лучи Рентгена в автостроении 20 Проф. И. ГРИБОВ.— По Америке . . 22 Проф. Е. ЧУДАКОВ. — Устройство автомобиля 24 Автодорожный экран . . . . . . . . . 26 ОФИЦИАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ВЫИГРЫШ ЕЙI РАЗРЯДА 2 АВТОЛОТЕРЕИ . 30 Фото обложки—А. Ш эйхетаII uiiliiiilllilillltnilil in nun пиши пиши шипи шиш i ншшРЕДАКЦИЯ: Москваб. Страсти- бульв 11. Тел. 3-31-91; трам. А, 6, 15, 18, 23, 27, КОНТОРА: М оскваб , Страстной бул., 11. ,,ОГОНЕК" с тдел распрсстр. Тел 6-51-61 ПОДПИСНАЯ ЦЕНА на 1930 год: »3а Рулем" на год—4 р., 6 мес. - 2 руб. 15 к. 1 м. — 4 0 к-, с пг.иложен. „Библиотеки „ З а Рулем": на год—8 р., 6 м . - 4 руб 50 к. 3 мес—2 р.'40 к. З аграницу ,,3а Рулем 1 ': на год—2 долл., 6 м.—1 долл. 25 ц.4 / ^ ИЮЛЯ закончил работу XVI с'езд ВКП(б). Работа I _^S с'езда характеризуется полным разгромом правой ' ^ ^ оппортунистической оппозиции и стальным единством партии. Резолюции по докладу тт. Куйбышева и Яковлева, принятые единогласно, свидетельствуют, что партия ведет страну по пути к социализму все возрастающими темпами. Лозунг „Пятилетка в четыре года" в отдельных отраслях промышленности исельского хозяйства на деле превратился в выполнение пятилетнего плана в три и даже в два года. „Создание крупной социалистической промышленности — основы социалистической реконструкции народного хозяйства, способной реорганизовать сельское хозяйство, повысить обороноспособность страны пролетарской диктатуры и освободить народное хозяйство СССР от зависимости в отношении капиталистических стран — является важнейшей задачей в деле успешного построения социалистического общества". Этими словами начинается резолюция по докладу тов. Куйбышева. Прошедшие годы, а в частности первый год пятилетки, показали, что по валовой продукции планируемая про мышленность уже превзошла предположения -пятилетнего плана (24% роста продукции вместо 21,4°/0 по плану пятилетки). Успех первого года позволяет увеличить задание . н авторойгодпятилеткии установить его 31,3° 'о против 21,5% по пятилетнему плану. Громадный рост нашего хозяйства в значительной мере зависит от разрешения транспортной проблемы. Рост всех видов транспорта не должен отставать от темпов роста" народного хозяйства, иначе транспорт может превратиться в тормоз на пути социалистической реконструкции нарочного хозяйства. В принятой по докладу тов. В. Куйбышева резолюции указано, что „общий рост грузооборота в стране,. значительно превосходя задание пятилетнего плана, требует от промышленности такого развития производств, обслуживающих потребности всехвидовтранспорта . . . , при котором было бы обеспечено развитие транспорта в соответствии с темпами развития народного хозяйства". Наше дорожное хозяйство, от состояния которого зависит развитие безрельсовоготранспорт а, пожалуй больше, чем какая-либо другая отрасль нашего хозяйства, требует от промышленности развития производства дорожных машин и снарядов, без которых борьба с вековым бездорожьем превращается в непосильный и малоэффективный труд. Выполнение дорожной пятилетки тесно связано с авюмобилизациейи тракторизацией страны. В резолюции с'езда точно указывается, что „высокие темпы коллективизации ставят перед промышленностью, обслуживающейпроизводственные нужды обобществляемых крестьянских хозяйств задачу обеспечения за тракторостроением... автостроением... таких темпов развития, которые соответствовали бы потребностям реконструирующегося сельского хозяйства. Вот почему своевременный путь Сталинградского тракторного завода, расширение производства тракторов на „Красном Путиловце" до 25 тысяч штук в 1930—31 году, окончание в 1930—31 году Харьковского тракторного завода, форсированное строительство Челябинского тракторного завода, комбайных заводов Запорожья, Сибири и Саратова, автомобильных заводов в Москве и Нижнем... является задачами огромного политического значения"./ Сотни тысяч тракторов и автомобилей, которые к концу пятилетки выпустят наши заводы, потребуют сквозного беспрепятственного проезда для производственной смычки города с ,. деревней. Существующие, изношенные в подавляющем большинстве, неустроенные грунтовые дороги абсолютно не в состоянии выдержать все увеличивающуюся грузонапряженность вследствие бурной индустриализации Советского Союза и коллективизации сельского хозяйства. Борьба за проезжую дорогу, поскольку она нераздельно связана с возможностями развития автомобилизации и тракторизации страны, также, следовательно, является задачей -огромного политического значения. З начительноевнимание цартий-. ный с'езд уделил вопросам трак' т ора . Доклад тов. Яковлева изобиловал блестящими доказательствами того, как трактор, являющийся в условиях социалистического строя базой коллективизации и улучшения положения беднейшего и среднего крестьянства, в условиях капиталистического строя является орудием угнетения и порабощения широких масс крестьянства. „Как могло получиться,—спрашивает т. Яковлев,—что внедрение новейшей техники в сельское хозяйство САСШ ведет к упадку сельского хозяйства,, к острейшему сельскохозяйственному кризису?" Тов. Яковлев тут же дает и ответ: „Дело в системе капиталистических отношений, д еловчастнойсобственности на землю , дело в том, что при капитализме для подавляющего большинства фермеров трактор И комбайн недоступны, а ничтожное меньшинство богатых фермеров, технически переоборудывающих свое хозяйство, это делает за счет еще большего подавления, угнетения и. разорения основной массы фермерского населения. При миллионе, тракторов четыре пятых всех хозяйств лишены трактора! Притом и те хозяйства, которые имеют эти тракторы, подавляющее большинство их, не могут использовать трактор со всей производительностью... Американцы сами считают обыкновенным, что' трактор с комбайном можно применять только в хозяйстве больше 200 га. Мы знаем, что трактор и комбайн могут быть полностью использованы только в хозяйстве свыше 1000 га. Но давайте согласимся на одну минуту с американцами. Допустим, что трактор с комбайном можно с успехом применять в хозяйстве свыше 200 га. Сколько же таких хозяйств в Америке? Оказывается, таких хозяйств в Америке 3,5% от общего числа... У нас часто ищут показателей расточительности капиталистического строя. Но если уже нужны какие-нибудь показатели для демонстрации величайшей расточительности капиталистического строя на нынешней стадии загнивания капитализма, то нужно ли иное свидетельство, чем это свидетельство?.. М иллионтракторовобречен системой капиталистической 'собственности на эффективность , т ольконемного прев ышающуюлошадиную , будучи использован, как это я покажу дальше, только на 1U своей возможной производительности". Тов. Яковлев указывает в своем докладе на ряд успехов, которые мы имеем в машиноснаб-жении сельского хозяйства. В 1928 году машиноснабжение (с тракторами) в САСШ равнялось 800 миллионам рублей. У нас в прошлом году 500 миллионов* рублей. Л вбудущемгодумыбудемиметь (по плану) с вышемил л иардарублей , иными словами, в будущем году помашиноснабжениюсельско го хозяйства мы нетолькодогоним , н оиперегонимАмерику . Вместе с ростом машиноснабжения увеличивается и машиновооруженносп» сельскохозяйственного производства. В 1930-31 году она составит вместе с тракторами 20руб . н агектар . Что касается трактороиспользования, то здесь мы Имеем громадные достижения. В САСШ нагрузка на трактор не превышает в среднем 400—600 часов в год. Только в семи лучших крупнейших и образцовых капиталистических хозяйствах нагрузка на трактор повышается до 1500 часов в год. У нас в настоящем 1930 году мы имеем в течение весны от 850 до 1000 часов работы на тракторных станциях Трактороцентра. Это вполнеобеспечиваетгодовую наг рузкунатракторв 2500 часоввме с то 400—600 американски х". Тов. Яковлев делает вывод из первых частей своего доклада: В Соединенных Штатах Северной Америкитракторы — м онополия богатого фермера, у нас они — монополия совхозов и колхозов, предс тавляющихсобоюоб ' е динения мелких крестьян . Б огатыйфермерработает на терр иториив 100—200 гст, н ашколхозра б отаетнатерриториивтыячу га, а совхозы — в десяткитысяч га. В САСШ тракторузакрыт путь к подавляющему большинству ферм еров ; п оменьшеймере - о нне доступен % всех фермеров, — у нас трактор доступен подавляющему большинству крестьян, об'единив шихся вколхозы , и не доступен только ку лак у. Там он распылен : по одному тракт оруприходится на богатого ферм ера , у нассконцентрирован — десятки тракторов приходятся на однумашин о-тр акторнуюстанцию , на одинсовхоз . Словом, у них—-власть капиталистов, у нас — рабочего класса. В отпочему , н есмотряна то, ч тонатрактор мы посадили полуграм отногобатрака , в чераеще 16—18 часовгнувшегоспинуукулака , он, этот батрак, дает вчетверо боль шую производительностьтрактора , чем цивилизованный американский фермер. Вот почему наш темп создания крупногохозяйства не имеет прецедентов в истории человечества, он подлинноневиданныйв истории мира. Вот почему крупное хозяйство, в соответствии с разной подготовкой, в разных масштабах развивается в разных районах,, но оно развивается по всему СССР, оно является законом развития сельского хозяйства СССР.2