В БОРЬБЕза „ТВЕРДУЮ НЕФТЬ"Вдорогу, в том числе по непроходимой тайге, НАСТОЯЩЕЕ время газета „Труд" в дона расстоянии 11 км. С большим трудом й вольно печальном одиночестве борется с большой настойчивостью бригада „Труда* за сибирские сапропелитовые угли. Мало и других общественных организаций добикто знает о них. Их начали год тому вается в ряде хозяйственных учреждений. назад разрабатывать в тиши лабораторий ряда в том числе ив ВСНХ, ускорения производства научных учреждений. Изучение происходило и доставки на место небольших заводов для крайне медленно и малозаметно, но все данпереработки сапропелитов. ные за то, что кузбасские сапропелиты станут общеизвестны, о них заЕще острее стоит воговорят как о громадном прос с дорожным вкладе в наш нефтяной строительством. фонд, когда промышленБез дороги нельзя не ная переработка их осутолько отправлять заводществится. ские сооружения и вывозить сапропелиты, но Весьма важно то, что и доставлять продовольсапропелиты — „ т вердая ствие рабочим, а их уже нефть"—находятся в татам, на сапропелитовых ком многообещающем разработках, имеется до промышленном районе, 250 человек; образовался как Кузбасс. Они здесь целый поселок, который залегают на громадной испытывает значитель территории в 20 тыс. км. ные перебои в снабжеЛишь на 50 км ориентинии продовольствием. ровочная разведка определяет залегание сапроНужны мощные гусепелитов в 150 млн. т. ничные тракторы для Весь запас определяется корчевки, нужны технив 125 млрд. т. t\ что JTO ческие силы для рукоозначает, видно из того, водства дорожным строичто согласно опытной петельством в тайге. Ни регонке сапропелита , техников, ни требуемых произведенной i пециальмашин сибирские орной комиссией, и зкаж ганизации не дают. По дой тонны кузбассоседству Зернотрест веских сапропелитов дет большое дорожное можно получить строительство всвоих 18,7 проц . л егкогои совхозах, но он не на10,9 про ц,-т яжелого ходит возможным уделить моторного топлива. три машины сапропеРазведка в настоящее литовым разработкам, время развертывается в хотя нефть совхозам крайтрех пунктах на реке не пригодилась бы. Барзасе — в месторождеАктивно выступил Синиях барзасском, кажбирский Автодор. Безумальском и детютанском, Сапропелиты залегают очень близко от спешно домогаясь пона площади, как указано поверхности земли (1—2 м) лучить три гусеничных выше, в 50 км. Недавно трактора у сибирских „заприбывший из Барзаса представитель инвисящих" организаций, Сибавтодор настойчиво ститута им. Менделеева сообщает, что из барих требует в МоСкве, зовет на помощь Цензасских сапропелиюв при сухой перегонке и низкой температуре получается от 25 до 35 тральный Совет Автодора. проц. дегтя, который по своим свойствам После всестороннего обсуждения всей этой мало чем отличается от нефти. При перегонке проблемы дорожная секция Автодора вынесла дегтя получается до 40 проц. моторного топследующие решения: лива (бензин, керосин), которое по своим Срочно послать из Москвы технические силы свойствам не уступает таким же продуктам, получаемым из нефти. Испытания этих,продукдля изыскания и проведения дороги в тайге к месту разработок; возбудить через Центральтов показали прекрасные результаты. Выходы ный Совет Автодора ходатайство перед правимоторного топлива, получаемые при крекинге, тельством об отпуске Сибуглю специально для составляют в среднем около 50—60 проц. Есей обслуживания сапропелитовых месторождений массы остатка от первой гонки. Остающиеся в Барзасе трех гусеничных тракторов; мобили40—50 проц. также могут быть полностью зовать денежные средства для производства использованы. аэросаней Барзасскому району, предварительно выяснив желательные-типы аэросаней; широко Длл того чтобы двинуть, проблему сапропеорганизовать автодоровские коллективы при литов, нужно разрешить две основные, нетерстроительстве дорог, привлечь Зернотрест и пящие отлагательства задачи: немедленно другие организации Сибири к дорожному отправить к месту разработок сапропелитов строительству в районе Барзаса. хотя бы две полузаводские установки и немедленно же, до морозов, провести грунтовую М. Н.и