16
17
18
Вытягивают автомобиль из арычного плена—типичное явление на дорогах советского Таджикистан»АВТОнаИШАЧЬЕЙОчерк и фото ГАФИЗАТРОПЕРИ САМОМ выезде из Сталинабада пара таджикских юнцов на ишаке и лошади пытаются устроить гонки с нашим полуторатонным „АМО". Они скачут несколько минут рядом, пользузуясь тем, что авто медленно и грузно ныряет по ухабам. Особенно надрывается парнишка на ишаке. Гиканьем, палкой, ударами пяток гонит ишака вскачь. Но затем оба всадника отстают и тонут в пыльном шарфе, тянущемся вслед за машиной. Пыльную дорогу там и сям перерезает расплющенный, вдавленный глубоко в лесс, след чигины — таджикских саней. Чигину, загруженПную пшеничными снопами, тянет пара приземистых пегих волов. Скорость — полтора — ДВЕ километра в час. Как раз зимой, когда снег. или осенью и весной, когда земля размыт» дождями — чигина отдыхает. Она работает только по cyxonj/тью. * * * Поперек дороги — прозрачный, голубоватый Кафирниган. По воде цепочкой растянулись ишаки. Огромные мешки хлопка прогибают им спины. Лошадь, впряженная в арбу, испугана шумом и холодом ледяных струй. Храпит. Заартачилась. Камча — нагайка пляшет по оскаленной морде и раздувающимся бокам.Чигина—таджикские сани для перевозки тяжестей Ч гина работает только летом по сухопутью%6 Транспорт Таджикистана. Ишаки, груженные хлопком, переходят реку в брод (район Сталинабада) Крик и ругань арбекеша и нескольких спрыгнувших в воду таджиков переплескивают рокот Кафирнигана. Авто с разбегу вскочило на припаромок^ а затем осторожно перекатилось на осевший качнувшийся паром. Упала цепь, приковывавшая его к берегу. Скрипнул двойной руль. Зашумела, запенилась паромного носа вода. Три минуты. Мы на другом берегу. А ишаки бесконечной цепочкой все бредут, перебирая тонкими ногами, через Кафирниган. „АМО" лезет все выше и' выше. Пыльное полотно будущей Сталинабад — Кулябской дороги широким полотенцем перекинулось через холмы, овраги и реки. Скрипками поют тормоза на спусках. Чихает, пыхтит задыхающийся мотор на под'емах. „АМО" в облаке пыли пробирается к перевалу через разноцветные породы земли, обнаженные человеком. Щедрую ленту дороги выгрыз на косогорах, холмах советский землекоп. Наворотил крутые насыпи. Авто ворочает носом то к северу, то к югу — во все стороны. Наконец, высшая точка—перевал, затерявшийся где-то у кишлачка Чармахз-Яка. Рассказывает, что когда первый авто пришел в Чармахз - Яка — сбежался весь кишлак. Жен-На стройке Сталин бад-Кулябской автодороги.Мощный" мостик на козлах—основное сооружение на дорогах советского Таджикистана 17 щины в цветастых красных рубахах, закутанные наподобие мумий, не обращая ни на что и на кого внимания, бросились осматривать машину. Последним, не.переборов важности и любопытства, я(|йлся мулла. Он настойчиво пытался разогнать их. Но в тот. день его авторитет стоил дешевле негодной дынной корки. Женщины, дети набили кузов. Их' катали до тех пор, пока не лопнула шина. Всю ночь дехкане сидели вокруг авто, говорили^ — Там, внутри, наверно, лошади или чтонибудь из скотины. А то как же может итти без лошадей?**От Чормахз - Яка авто сползает по кручам» ишачьим тропкам, разделанным человеком, в автомобильный переулок, Как гончая пригибает могучий, рокочащий мотором, раскаленный нос к следу, выдавленному на свеженькой дорожке. Быстро сбегает книзу — к Нуреку, в долину полноводного Вахша. По старой узкой' тропке, вытоптанной за долгие годы тысячами копыт, на склоны холма взбираются лошади, ишаки. Ходуном ходят бока, брюхо, подернувшиеся пленкой грязновато и*1 пены. Шумно выдыхают, выфыркивают горячий воздух. Медленно бредут за ними в гору усталые дехкане. Повесили обессиленные руки на длинные ^кизиловые посохи, перекрестившие поясницы. Короткие остановки. Перевалили.дорогам, пропыленные, высушенные и ошпаренные солнцем, Мы под'езжали к Узуну. Мы пробились сквозь пески коварного оврага Джар-Кескен. Благополучно по хлопковым полям обехали заболоченные куски дороги под Джиликулем. Одиннадцать четвертьметровых, только что вырытых к посевной, арыков дряхлый „Фордик" перескочил с большой осторожностью для того, чтобы основательно увязнуть задними колесами в двенадцатом. , Мгновенно колеса засосала тина, заставляя авто непривычно и неприлично задирать нос к небу. Молчаливый сумрачный шофер вытянул изпод ног лопаты, доски и, проплатив ругань, выдохнул: — Мда... Скажу я вам—дороженька. Помогай нам боженька. С полчаса возились и вызволяли авто иэ арыка дехкане, пассажиры, шофер. Кстати проезжавший мимо осетин — бричечник за десятку впряг свою пару коней в авто.* * *После десятков километров относительно удовлетворительной поездки по таджикскимНовенький „АМО" мчится как бешеный, ныряя по пыльным ухабам. Мы возвращаемся в Сталинабад. Обдает „АМО" всех и все волной в'едливой пыли. Оттесняются ишаки вглубь Таджикистана. Ишачьи тропы уступают место автомобильным путям. На смену медлительным четвероногим и двуногим, обгоняя средневековую арбу и неповоротливую бричку, спешит всепобеждающий советский авто. Гафиз ,СталинабадТранспорт и дороги в Средней Азииf,,Дорога"вСамаркандеФото А. Ш айхетiIS