22
23
КАК ПРОИЗВОДИТСЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ЗАВОДОВ ФОРДАШколы Форда в1ИРОВОЕ количество автомобилей к началу этого года достигло колоссальной цифры в 34872 721 машину, из которых в Соединенных Штатах Америки числилось 26 564 659. За 1929 г. автомобильная промышленность всего мира выпустила 6 287 552 автомобиля, из которых Соединенные Штаты Америки произвели 5 358 414 автомобилей. Таким образом, главнейшей производящей страной по автопромышленности являются Соединенные Штаты.Детройтеприем и обучение в школе Форда производятся без формального обязательства последующей' работы в его предприятиях, так как методы преподавания вполне это обеспечивают. Преподавание в школе Форда ведется по т. н. кооперативной системе. Ученики занимаются одну неделю в классах, а две недели работают в учебных мастерских или на заводах Форда. В течение года ученики 14 недель участвуют в классных теоретических занятиях, 34 недели работают в учебных мастерских или на Первоеместопоколичеству вызаводах Форда и4 недели отдыхают: 3 недели пускаемых автомобилейсредиамери ­ летом и1 неделю зимой. Занятия в школе канских запроизводятся ввод о_в зани ­ течение пяти мают заводней недели, за дыФорда . Заи скл ючением воды Форда вi субботы и вос]929 щг выпустикресенья. Занятия в классах вели 2 032 202 авдутся с7 час. томобиля; еже30 мин. утра до дневный выпуск 3 часов дня. В комплектов авмастерских учетомобилей на ники работают главном .заводе от 7 час. 30 мин. Форда в Риверутра до 4 часов Рудже поднималдня: полчаса выся вj некоторые деляется на завдни до 9—10 тыс. трак. В неделю Ученики школы Форда закрепляют теорию работой в мастерских В 1929 г. на и лабораториях ученики работавыработку одноют в мастерских го автомобиля у Форда затрачивалось 16 человеко-дней, в 1930 г. 40 часов. Продолжительность отдельных уроков в классах равняется 45 мин. Ученики, дона производство одного автомобиля затрачистигшие 16-летнего возраста, после прохождевается уже 11,5 человеко-дней. В прошлом году ния определенных программ в учебных мастер120 тыс. рабочих на заводах Форда в Детройте ских для продолжения практических ззнятий производили ежедневно в среднем 7500 компереводятся на заводы Форда. / плектов автомобилей, в апреле этого года НО тыс. рабочих выпускали ежедневно 9 505 Обслуживание помещений школы и учебных комплектов, в средине же этого года 108 890 мастерских в смысле уборки, а также обслужирабочих выпускают ежедневно 9 900 комплеквание канцелярии, складов и т. п. производится тов. Такое колоссальное увеличение произвосамими учениками. Классные помещения и дительности достигается жесткой эксплоатацией мастерские просторны, светлы и содержатся рабочих и принципами, положенными в основу в чистоте. Классные помещения имеют высоту производства у Форда. 3,6 ми рассчитаны на площадь в 1,6 кв. м на каждого ученика. Чертежные имеют площадь Подготовка кадров озабочивает и Форда и производится у него в специальной из расчета 2,68 кв. м на ученика. Химическая школе для подростков в возрасте от 12 до 19 и металлографическая лаборатории имеют плолет и на курсах по повышению квалификации щадь 3,6 кв. м на ученика. Высота мастерских взрослых рабочих в вочрасте от 18 до 30 лет. 4,2 м, а площадь мастерских рассчитана из Школа Форда основана в 1916 г. и действует' 9,8 кв. м на ученика. 'Чертежные и лаборатокак частная школа, на основании законополории оборудованы по последнему слову техники. жений и под наблюдением министерства наВ металлографической лаборатории каждый родного просвещения и городского управления ученик работающей группы имеет свое оборуг. Детройта. дование для изготовления шлифов, шлифовальный станок й пр. Шлифы наблюдаются поВ прошлом году в школе обучалось свыше 2700 учеников под руководством 130 преподасредством сильных металло-микроскопов и посредством специальных вателей-инструкторов. Нормальная продолжифотографируются тельность прохождения курса в школе раваппаратов каждым учеником. Стены химической и металлографической лабораторий уЕеняется семи годам. Для поступления в школу шаны разрезанными главными частями автомотребуются знания в об'еме семи классов набильного мотора и шасси, с обозначением родной школы. Любопытно отметить, чтоIW22 качества материалов, их состава, и фотографическими снимками шлифов соответствующих мест деталей. Учебные мастерские Форда имеют свыше 400 станков с общей стоимостью оборудования свыше 1 млн. долл. Учебные мастерские делятся: на механ ическую со станками новейших систем, снабженных электромоторами и расставленных по группам, слесарную мастерскую, и нстру ментальную, термическую, сварочную, жестяническую, н икелировочную , модельную, литейную, кузницу, электро-механическую, термическую, кузовную, авторемонтную мастерскую и автомобильный гараж. В литейной, расположенной на третьем этаже здания мастерских, име ется несколько конструкИзучение микрометра с ций плавильных печей помощью гигантской для чугуна, алюминия, модели вмастерской меди и различных сплаФорда вов—нефтяных, газовых и электрических. Термическая также снабжена различными печами и ваннами. Большое внимание уделено электро-сварке, как известно широко применяемой на заводах Форда. Для своих работ ученики с самого начала приучаются пользоваться в широких размерах точными измерительными инструментами, калибрами, шаблонами и специальными приборами. Теоретические занятия в классах идут груп пами в 30 чел. под руководством преподавателя. По черчению работают группы от 10 до 25 чел., смотря по возрасту. Лабораторные занятия. ведутся группами от 10 до 30 чел. Работа в мастерских производится группами в 15 чел. под руководством одного преподавателя. В помощь руководителям мастерских имеется 75 опытных мастеров-инструкторов. В школе заведен заводский порядок контроля над приходом и уходом учеников. Ученики, проходя через контрольный пункт, вставляют свои ярлыки с установленными для каждого номерами в контрольные часы, которые выбивают час и минуты прихода. Затем ученики вешают ярлыки под своими номерами на особых досках-витринах для контроля. После грубой ручной обработки ученики постепенно переходят на работу на станках —от менее сложных работ до более точных, кончая изготовлением калибров, шаблонов и точных измерительных инструментов. Программа работ в маст ерскихприноровлена иск лючительнок автомобильному производству завод овФорда . Для каждой работы При помощи имеется точная инструкция. Все работы имеют свое практическое значение. Р аб отавмастерских поставлена очень серьезно , и брак в среднем достигает лишь 2 проц., максимум 9 проц. Учебный план теоретического производственного обучения дает возможность ученика i специализироваться по определенным схемам, путем выбора ими соответствующих предметов и работ в мастерских. Таким образом достигается определение наклонностей ученика к той или иной профессии. В школе Форда,помимо общепринятых школьных учебников, в большом количестве^ применяются собственные литографированные учебники, согласно требованиям производства автомобильных заводов Форда, с многочисленными примерами из практики и вопросами для проверки знаний. Ученики получают от Форда на жизнь и на покупку необходимых учебных пособий, отрабатывая это фактически в мастерских. Эта плата устанавливается в зависимости от возраста учащегося и от той работы, какую он производит в мастерских. Продукция мастерских оценивается для всей школы в2 700 тыс. долл. в год. Эта сумма идет на содержание учеников, оплату преподавателей, служащих, мастеров, на поддержание инвентаря и пр.расходы. Форд затрачивает средства лишь на помещение для" школы и оборудование По своим учебным планам, содержащим, помимо знания алгебры, геометрии и тригонометрии, знание технических дисциплин на этой : базе, школа по существу является уже техникумом (по принятой в нашей схеме номенклатуре),. и выпускаемые этой школой квалифицированные рабочие являются техниками. Эти рабочие после получения практического стажа на заводах Форда занимают должности бригадиров, а в дальнейшем—заведующих отделами, мастерскими, цехами и т. п. Многие из учеников идут в конструкторские бюро. При этом необходимо отметить, что в предприятиях Форда инженеров, кончивших высшую техническую школу — университеты, колледжи т. п., немного. П оамерик а-н скомуприн ­ ципу предпочтение отдается людям, получившим практическую подготовкуи имеющим соответствующий стаж в определенной специальности. Большинство учеников, вступающих в школу Форда, уже облаДает некоторыми техническими познаниями, имеет навыки в производственных процессах и знакомо с устройством автомобиля.фонаря проверяют у екрана правильность ответов учеников23