М. СоломоновЧУВАШСКАЯРЕСПУБЛИКА—ЗАСТРЕЛЬЩИЦА БОРЬБЫ с БЕЗДОРОЖЬЕМ.. целые селения Чувашской республики поголовно поднимались для дорожных раоот ОСТРОГОЖСКОМ районе (ЦЧО) был создан большой дорожно-строительный кулак, здесь было сосредоточено много дорожных машин (в том числе очень сложных и дорогих). Местные организации размахнулись было на проведение показатель н ых дорог в течение строительного сезона, протяжением в2 800 км, затем сузили свою задачу до ЗЭО км и едва довели выполнение плана до 170 км довольно плохо сооруженных дорог. О сложных дорожных машинах и тракторах очень мало упоминалось в „неделю дороги" в Чувашии. Подход там был скромный и реальный. Собирались отремонтировать в ударном порядке до 130 км дорог, а подняли, неожиланно для- самих инициаторов, чуть ли не дорожную революцию. • В масштабе Чувашской республики получилось нечто необычайное. Отремонтированы районные дороги ~М под'ездныа пути на протяжении 650 км, построено 165 км новых до' рог, текущий ремонт внутрихозяйс твенных дорог произведен на * 6 000 км, построено 47 новых мостов^ и отремонтировано 54 старых. В чем дело? Почему в наиболее культурном и свекловичном районе ЦЧО, при наличии значительной техничв'-.ко-строительной базы, попытка опытно - показательного дорожного строительства фактически сорвалась, а в одной из самых отсталых, бездорожных и бедных национальных республик ударн ое дорожное строительствопревз 6*ш ло все ожидания ?ВОб'яснение может быть легко найдено, если сопоставить следующие факты: в Острогожском районе трудповинность (участие самого населения в дорожном строительстве) выразилась лишь в 4,5 проц.; колхозы и совхозы не принимали участия в дорожном строительстве, а бли жайшие хозяйственныеи промышл енныеорганизациидаже не знали о производящихся дорожных работах. В Чувашии же, как констатирует Центральпый Совет Автодора, была проявлена „исключительная активность селений и колхозов" в организации образцово-показательных и ударных дорожных работ. Т амтрудоваядорожная повинность * ыл а > развернута вНа дорожных работах в Чувашии ч резвычайно широких форм ах . Вернее, она приняла форму большого общественного под'ема. Целые селения поголовно поднимались в урочное время для дорожных работ , в них принимали участие даже пионеры. Были организованы бригады содействия, в.них не догадались заранее вовлечь женщин, но Председатель Чувашского получилось нечто неАвтодора т. Степанов, награжденный знаком и граожиданное. В разгар мотой „за активную автодорожных работ кредоровскую работу стьянки обединял ис ь, о бразовы ' в али .явочным порядком бригады , артели и шли на помощь дорожпым работам. . Общественное и трудовое воздействие женщин на мужчин-односельчан было местами очень велико и давало большие результаты. Этот опыт удараого дорожного строительства в порядке массовой трудовой повинности выходит далеко за пределы Чувашской республики. Он получает, пожалуй всесоюзное значение. ^Чувашия, в процессе большого общественного под'ема и самодеятельности населения, дала на работы в „неделю дороги", которая фактически затянулась на месяц и более, д о 138 ты с. ч еловеко - д нейи 112 тыс . к о н е - д не й, о цениваемыхв 600 тыс . р уб . В результате, п овсемрайонамЧува шии пятилетний план дорожного строительства выполнен за один ударныймесяц . Таковы результаты мобилизации средств и сил населения. Надо ли говорить о том, какой эффект это массовое дорожное строительство дает в экономической и культурной жизни страны! Следует всячески изучать чувашский опыт массового и единовременного использования дорожнсй трудповинности. Н адопросле д ить за тем, что двинуло массы чувашского- населения на такое дружное дорожное строительство. • По определению московских автодоровцев, кампания дорожного строительства в Чувашии была проведена блестяще. Заслуга местных инициаторов „недели дороги" и всей местной общественности состоит не только в том, что кампания за дороги приняла массовые формы, захватив все селения и города, все наседо „недели;* дороги" Чувашская страна задыхалась от бездорожьяление от мала до велика, но, главным образом, в том, что массоваяагитациябылапо дана вчрезвычайно конкретной, понятной и показательной форме. Чувашская страна задыхалась от бездорожья. Там мечтали о тракторах, хотя бы об одной машинно-тракторной станции. Но до сих пор это были только мечты, так как „телега застревала всеми колесами". Села были изолированы, отрезаны от городов, в связи с чем чрезвычайно удорожалась продукция юродской промышленности. Недоступны были в осенний и весенний период больница, врач, школа; глохла общественно-культурная работа. ' Причины всего этого были показаны в массовой популярной агитации. И население пошло строить свои дороги. Было, конечно, и противодействие. Кулаки пробовали агитировать, указывали на то, что вот, мол, советская власть заставляет платить налоги и должна строить дороги бесплатно Но это не помогало. Строили дружйо и упорно дл А своих насущных нужд, для связи с городом, для межселенной связи. Были и некоторые недочеты в строительстве, были даже единичные злоупотребления. Но в целом, главный штаб строительства сумел связать себя с массой населения, прочно зарядить ее энтузиазмом и сам зарядиться им. Было проявлеьо много дельной инициативы и гибкого руковод:тва. Когда нужно было, члены штаба скакали верхом за 250 км, ходили часами по колено в грязи, но двигали дело. \ Ведь ив Острогожском районе крестьяне сознавали все значение трудовой дорожной повинности, и они часто массой выезжали с подводами к месту строительства, Но... часами ждали распоряжения, указания, тратили дорогое врзмя и, не дождавшись, с недоумением и разочарованием раз'езжались по домам. Самые придирчивые московские инженеры, приезжавшие инспектировать массовое чувашское дорожное строительство, вынуждены 'были признать, что везде, несмотря на громадные размеры работы, они были организованы местными общественными силами хорошо, Сейчас забота у населения—закрепить дороги, чтобы не размыло их вешними водами. В этом центр должен помочь чувашскому на