10
11
Я. ГольбергН АПЕРСТЕКШИЙ второй год пятилетки (1929/30) должен быть признан переломнымв истории развития советского автотранспорта. Этот год дал определенный сдвиг в развитии автомобильного парка, в создании укрупненных хозяйств, в^улучшении работы автомобилей и, наконец, в организации советской автопромышленности. К этому нужно еще добавить, что в течение второго года пятилетки оформлены вопросы централизованного снабжения, организованного распределения автомашин и рационализированного и удешевленного гаражного строительства. Указанный перелом лучше всего характеризуется изменениями автотранспорта СССР за период с 1913 по 1930 г. В 1913 г. автотранспорт в пределах СССР насчитывал 8856 автомобилей (7308 легковых и1 548 грузовых и проч.). В 1922 г. автомобильный парк СССР состоял из 10 676 автомашин. В период 1926—1928 гг. он стабилизировался на уровне 15 000—16 000 автомобилей и только начиная с 1928 г. он начал медленно увеличиваться, чтобы затем в 1929 30 г. сразу вырасти С 21 400 до 30 910 автомобилей, т. е. на 44 проц. Особенно характерен рост грузов огоавтотранспорта , показывающего за этот год увеличение с9 000 автомобилей до 16490, т. е. на 83 проц. Значительный рост также дает специальный автотранспорт (пожарные и коммунальные автомашины, автоцистерны). Зато медленно увеличивается легковойи автобусный транспорт (последний, правда, в проектировках на следующие годы пятилетки подвергается большому увеличению). Приведем изменения автотранспорта СССР с 1913 по 1930 г. (на 1 октября).Е ЛОМЕбазу для следующего этапа — сборки автомобилей из частей и агрегатов частью ввозимых из-за границы, частью приготовляемых на наших заводах. К онечнаянашацель — добиться полного освобождения нашейавтопромышленности от инос траннойзависимости . Это вполне реально и достижимо. Наша автопромышленность в основном базируется на следующем ограниченном числе марок и типов автомобилей: „Форд „А"—легковой, „Форд „АА"— грузовой, „АМО-Автокар"—2—272-тонный грузовой, Ярославский — „ЯЗ"—тяжелый грузовой автомобиль. Предположено прекратить производство „АМО - Фиат Ф-15" (^/з-тонный грузовой). В ближайшие годы у нас разовьется широкое строительство трехосных автомобилей, тягачей специальных автомобилей, малолитражных легковых автомобилей и мотоциклов.Но в основном производство наших автозаводов ограничивается немногими типами и марками автомашин, что приводит к стандартизации автотранспорта, к лучшему обеспечению его запасными частями, к упрощенной системе обслуживания, к более рациональному способу ремонта. Это позволит добиться значительного повыше ­ ния продуктивностиавтотранспор ­ та и более высоких измерителей его работы. Второй -год пятилетки наметил пути улучшения автоснабжения . Доказательством может служить созданное постановлением СНК СССР общесоюзное автоснабженческое хозяйственное об'единение—„Авторемснаб", которое обязано снабжать автомобилями, мотоциклами, запасными частями, принадпежностями, оборудованием и другим имуществом, производить капитальный ремонт авто-мототранспорта, выпускать оборудование и инструменты для мастерских по ремонту автомобилей и мотоциклов, инвентарь для гаражей, организовать сеть вулканизационных мастерских, необходимую снабженческую сеть и т. д. С набжение автомобилей и мотоциклов горючим и смазочными материалами^ возлагается на „Союзнефть'ч которая организует сеть бензинокранилищ, бензинораздаточных колонок и маслохранилищ, либо использует для этого снабженческую сеть „Авторемснаба". Дл яо беспечени я автотранспорта запаснымичастями на ВАТО возложено изготовление частей с таким расчетом, чтобы оно обеспечило полностью нужды автотранспорта. Г аражноестроительство также нашло отражение в мероприятиях второго года пятилетки. Уже в постановлении СНК СССР об упорядочении автомобильного дела на Цудортранс возлагалась стандартизация, рационализация и удешевление гаражного строительства. Первым результатом рационализации гаражного строительства, давшей значительное снижение стоимости гаражей, были выработанные и предложенные для руководства Главдортрансом РСФСР нормы площадей и стоимости гаражей.ИА втомобилиГоды•3Xос; п ао•о 3• и 53 = I Г4) пО. 3 i_ ии Sо иоиШ8 856 10 676 11043 12 074 13 645 15 Ш 15 292 16426 18 248 21400 30 910к оьоs:3127 1948 2 405 2 952 4347 5 511 5746 6 305 7 685 8 700 8 6501913 . . 1922 . . 1923 . . 1924 . . 1925 . . 1926 . . 1927 . . 1928 . . 1928—1/Х 1929—1/Х 1930—1/Х7 308 5 601 6 056 6 665 7 448 7 701 7 003 7 457 8(17 8800 10 5801548 112 4 576 97 4 640 147 4 904 263 5 5о0 735 6129 5 916 1073 6517 1110 7217 1429 9000 1800 1ft 490 1830388 250 358 384 558 131U 1342 1585 1800 2 010Своим ростом советский автот ранспорт во многом обязанразвер ­ тывающейся советской автопром ы ш.л ё н~н Се т и, которая на первом своем этапе — сборке автомобилей из импортируемых вгрегатов и частей — сумела как бы создать 10 Стоимость гаража на одну машину с учетом помещения для обслуживания ее текущим ремонтом и служебных помещений составляет в настоящее время для основных типов машин следующую величину. Легковые „Форд „ А " Импортные Грузовые автомобили — 1 000 р. — 1300 автомобили„Форд „АА" и „АМО-Фиат Ф-15" в 1 i/g т — 1 750 „ „АМО-Автокар" 2Щ т — 2 700 „ „ЯЗ" тяжелого тоннажа — 3 400 „ Специальные автомобили — 1 750 р. — 2 700 „ — 4 000 „„АМО-Фиат Ф-15" „АМО-Автокар" „ЯЗ" тяжелого тоннажа Автобусы „Форд „ЯЯ" „АМО-Явтокар" „ЯЗ"— 1 750 „ — 3 1С „ О —4000 „Очевидно, что стандартизация транспорта, упорядочение снабжения запасными частями, повышение качества ремонта, укрупнение автотранспортных хозяйств — все это неизбежно должно было привести кповышению измерителей работы автотранспорта. Действительность вполне подтвердила это. Совещание вГос (На усиление колхозов в Сибири посылаются автомашины плане СССР об измерителях рабофото Н, С оловьева 1Ы i автотранспорта постановило, что' каждая полезная тонна грузо» вого автомобиля должна дать в 1930/31 г. Главнейшим представителем их является все^ 15000 mJKM в год; для 1929/30 г. этот измерисоюзная организация „Союзтранс", охватыван}тель равнялся всего 8 000 т\км на полезную щая почти всю территорию СССР. Кроме Союзтонну в год, а еще раньше — в 1928/29 г. он транса укрупненные автотранспортные органидости'ал лишь 5000 т\ м. зации существуют на Украине —-Явготрест, в РСФСР —Карелавтотрест и Сибавтопромторг, в В дальнейшем, в связи с постановлением ЦК Средней Язии —Узавтопромторг, ТаджавтопромВКП(б, об организации транспорта на осеннеторг, Туркавтопромюрг ив портовых городахзимних перевозках, э тиизмерителиуда ­ Совторгфлот. Бывшие Закавтопромторг и Крымл осьещебольшеповыситьи довести курсо вошли в состав Союзтранса. до 4 2С0 тонно-километров в квартале, что дает Таковы основные факты, которыми характеза год 16 800тонно-километров. По всей вероятризуется современный период истории советности. укрупненный организованный автогранского автотранспорта. На основе всех этих спорт сумеет поднять измерители работы до мероприятий можно сказать, что для советеще более высоких п.еделов. ского автотранспорта уже намечается здоровая Успех намечающегося развития советского база дальнейшего успешного развития. автотранспорта закрепляется организацией укрупненных автохозяйств. Я. ГольдбергКЫУ читев январе „ЗА РУЛЕМ", если не подпишитесь на него заблаговременно. Главной причиной неаккуратного получения издания в начале года является поздняя подписка. Не откладывая, немедленно возоб новите подписку на 1931 год!11н епол