Покончив с полевыми работами, трактор переводит на дорожный фронт Фото В. Ш ишкина (г. Советск)Вл. КононовДОРОЖНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕНА ПЕРВЫЙ ПЛАН!f \ £\СЕНТЯБРЯ 1930 г. Совет Труда и ОбоJ 1^4 роны утвердил пятилетний план раз« • ^ " ^ вития дорожного хозяйства. На протяжении трех строительных сезонов надо построить 360 тыс. км искусственных дорог и привести в проезжее состояние 1,3 млн. км естественных дорфг. Предстоящие затраты определяются в сумме около 5 млрд. руб. Совершенно ясно, что такая задача может быть выполнена только при условии перехода от ручной работы к машине, от гужевой тяги — к трактору, тягачу и грузовику. Т олькоприпомощидорожных маш инможнов такой короткий срок про в ернутьвсю ту массурабо т, которая связана с устройством полотна, добычей и доставкой материалов, созданием искусственных и гражданских сооружений. Только машинная работа может обеспечить дешевое строительство. Совет Труда и Обороны постановил обязать ВСНХ определить те заводы, которые будут производить дорожные машины. В данный момент ЙСНХ организует трест дорожного машиностроения. Сделан первый реальный шаг к созданию новой для СССР отрасли машиностроения. Задача, стоящая перед новым трестом, чрезвычайно большая, трудная и ответственная. Уже в текущем пятилетии кроме тракторов и автомобилей дорожному хозяйству необходимо иметь специальных дорожных машин и снарядов на сумму до 300 млн. руб: Так, по исчислению Цудортранса только для внегородского дорожного строительства требуется: корчевальных машин до 2000 ед., дорожных плугов и рутеров — до 3 000, дисковых борон и разрыхлителей — 900, тракторных лопат — 11 500, конных лопат—13 тыс., грейдеров — 5 тыс., утюгов тракторных — 10 500, конных — 4600, плейеров и ментенеров — 6 200, канавокопателей — 3 тыс., камнедробилок и двигателей к ним по 1 100, асфальто-бетономешалок — 1240, бетонных машин и финишеров по 36, автомобильных гудронаторов 320, малых гудронаторов — 1100, соответствующее количество котлов и крошилок, паровых катков —740, моторных катков —4500. Кроме того потребуются экскаваторы, пневматические установки для бурения, кузницы для правки буров, установки для сортировки гравия, механические щетки, грязеочистители, снегоочистители разных систем, прицепные тележки для тракторов и грузовиков, тракторы, грузовики и легковые автомобили, мотоциклы и т. д. К этому надо еще прибавить потребность в машинах для городского дорожного хозяйства. Как видно из этого перечня, ассортимент дорожного машиностроения чрезвычайно обширен. Выпуск машин должен быть налажен так, чтобы к началу строительного сезона 1931 г. дорожные органы могли получить машин, примерно, на сумму до 70 млн. руб. Между тем новый трест дорожного машиностроения приступает к работе при очень ограниченных производственных возможностях. Очевидно, производство дорожных машин должно разверТип современного моторного катка для укатки дорожного тываться в двух направлениях.полотна18 Во-первых, необходимо в части машин,требующихся для строительного сезона 1931 и 1932 гг., опереться на заводы уже существующие — Онежский завод, Кременчугский, Кубаноль, некоторые ж..-д. мастерские и т. д. Во-вторых, необходимо построить специальные заводы дорожных машин с таким расчетом, чтобы выпуск машин обеспечил потребность строительного сезона 1933 г. При про ектирован ии этих заводов необходимо заглянуть во вторую пятил етку так, чтобы предметы производства (образцы машин) и масштабы выпуска машин были определены в зависимости от перспективы развертывания дорожного хоГусеничный зяйства во втором пятилетии, когда СССР вступит на путь широкой автомобилизации безрельсового транспорта. Даже в отношении текущего пятилетия нельзя считать окончательно установленными типы машин, которые наиболее соответствуют требованиям рационального ведения работ в условиях СССР. Тем более нельзя считать окончательно установленными нормы производительности машин, методы их использования, а следовательно и самое количество необходимого оборудования дорожного парка. В отношении строительного сезона 1931 и 1932 гг., когда потребуется относительно небольшое количестве машин и когда производство будет вестись на заводах только приспособленных для дорожного машиностроения, а не специально спроектированных и оборудованных- для этой цели, центр тяжести должен быть сосредоточен на том, чтобы выпустить соответствующее количество машин в надлежащие сроки. Для этого дорожные органы и трест дорожного машиностроения должны немедленно согласовать номенклатуру, технические условия и календарный план выпуска машин, а соответствующие производственные единицы, при содействии органов ВСНХ и профсоюза металлистов, должны принять все меры к выполн ению задания в срок.трактор „Коммунар" в 50 л. с. с грейдером на дорож-i ных работах в совхозе „Колпино" Фото Н. Ч ерникова (Ленинград) В отношении проектируемых заводов н еобходимо развернуть одновременно работу по линии дорожных органов.и треста дорожного машиностроения для выявления конструкций , н аиболее отвечающих задачамдорожного строит ельствавразличныхрайонах СССР применительно к различным типам дорог, по определению организационных форм дорожного строительства (дорстрой, доротряды, доручастки), постановки строительных работ и методов использования дорожного машинного парка, по проектированию, постройке и оборудованию заводов дорожного машиностроения. Считаясь с краткостью времени, которым располагает трест на проектирование и оборудование новых заводов (2 года), очевидно, вся предварительная работа по определению типов машин, масштабов производства, проектированию должна быть проведена в ударном порядке. Общество Явтодор должно взять подспециальноенаблюдение работу по созданиюдорожного машиностроения и призвать всех своих членов к активному участию вэтойработе . Все автодоровцы должны усвоить ту простую истину, что без дорог нельзя развивать автотранспорт и что нельзя построить большую сеть дорог, приспособленных для автомобильного движения, опираясь лишь на кирку и лопату. На данной стадии автомобилизации дорожному машиностроению должно быть уделено такое же внимание, какое уделяется автостроению. В. КононовЧитайте условия подписки на журнал „ З а Рулем" на стр. 31 Трактоо „Клетрак" с механической лопатой для выравнивания почвы 19