11
12
13
Я. Гольбер?АВТОТРАНСПОРТ СССР в 1931 ГОДУ.Наступающий 1-931 г. является решаю цим годом в деле осуществления лозунга: „Пятилетка в четыре года". На безусле вном вы юлнении намеченного плана во всех его частях и особенно на качественных его пмазателк (улучшение показательной работы транспорта) должно быть сосредоточено макамум в .пмания, максимум энергии". (Из резолюции об'единенного пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) от 19 декабря 1930 г. по вопросу „О народнохозяйственном пльне на 1931 г). АВТОТРАНСПОРТ в СССР и ЗА ГРАНИЦЕЙЕСЛИ истекший второй год пятилетки явился переломным в истории послереволюционного автотранспорта в СССР, то наступающийтретий год (1931 г.) о казываетсяпервымгодом строительства советского автот ранспорта на новыхначалах . Т ретийгодпятилетки решает вопросы организации автотранспортного хозяйства и качественных показателей его работы и на основе достигнутых успехов по дходит вплотную к проблеме централизованного транспорта. В этом и заключается основное отличие автотранспортного хозяйства СССР от автотранспортных хозяйств других стран. В Западной Европе и Америке основная масса автотранспорта представляет собой распыленные автотранспортные единицы. В этих странах структура автохозяйства не носит строго целевого народнохозяйственного характера и не обеспечивает во многих случалх высокого эффекта работы. В СССР, б лагодаря правильной концентрации автотранспорта в едином автотранспортном хозяйстве «Союзтранс» и в автотранспортных хозяйствах по линии промышленности, снабжения, кооперации, сельского хозяйства, почты, с оздаются самые благоприятныеусловия для получения высоких показателей работы. Правда, и Западная Европа и Америка дают много примеров высококачественной работы укрупненных автотранспортных хозяйств. В качестве примера можно назвать американское автотранспортное общество «Экспресс», обслуживающее железные дороги и насчитывающее свыш'е 10 тыс. автогручовых машин; автотранспорт германского почтового ведомства, достигший к 1930 г. 11 тыс. автомашин и продолжающий расширять свои размеры;автотранспорт американского телеграфного и телефонного общества Белл, состоящий свыше чем из 16 тыс. автомашин; автомобильный парк английских железных дорог, французских железных дорог и др. Укрупненные автопредприятия пассажирского назначения можно встретить в САСШ, Англии, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Австрии, Венгрии, Чехо-Словакии, Швеции, Норвегии, Южн. Африке, Сев. Африке. Но все эти автопредприятия создавались в течение целого ряда лет и по своему масштабу уступают централизованному автотранспортному хозяйству «Союзтранс».РОСТ АВТОПАРКА „СОЮЗТРАНСА"О неслыханном в истории мирового автомобильного транспорта темпероста автопарка « С оюзтранс а» можно судить хотя бы по сравнительн омусостояниюегопарка на 1 октября 1930 г., на 1 января 1931 г. и предполагаемого на 1 января 1932 г. Грузовой автопарк Союзтранса на 1 октября 1930 г. насчитывал 1.210 грузовиков, на 1 января 1931 г.— 2 204, а к1 января 1932 г. он должен увеличиться до 8 548 грузовых машин. Сюда не входят тягачи, специальные автомаш ини прицепки. Кроме грузовых машин автопарк Союзтранса будет насчитывать на 1 января 1932 г. 895 автобусов, не считая легковых машин и мотоциклов. Автопарк Союзтранса (без прицепок) в период с1 октября 1930 г. до 1 январе :932 г. увеличивается с1 750 единиц до 9 771. Значительных размеров также достигает парк, обслуживающий сельское хозяйство, промышленность и почтовые перевозки.ПОЧТОВЫЙ АВТОТРАНСПОРТВ область' почтовых транспортных операций входит, на ряду с собственными почтовыми неревозками, перевозка пассажиров. Подобная ' комбинированная почтово-пассажирская служба представляет одно из наиболее удачных разрешений увязки отдельных видов автотранспортных перевозок. И здесь перед автотранспортом, как средством культурного развития страны, открываются самые широкие перспективы. Характерно, что ив области почтового автотранспорта/; 1930 — 1931 г. п оказываетрезкиипере лом,отчетливо видный при рассмотрении роста почтового автотранспорта за' 15-летний пепиод 1917—1932 гг.Таблица развития почтового транспорта 1917—1932/33 гг. СССР зэУлучшение работы автотранспорта СоюЗ-< транса в 1931 г. оказывается еще более разительным, если сравнить ее с работой грузового автотранспорта СССР за 1920—1928 гг.Улучшение показателей рг.боты грузового порта СССР за 1920—1931 гг. автотрансОбщее число Годы автомашинВ том числе почтово-nacciiжирских автобусовЧисло тонноьилометров на 1 грузовую машину за месяц1917 ,. 19*2 . 1925/2К 192(5/^7 1927/28 19'8/29 1929/30 1930/al 193./32 1932 3321 73 225 384 444 540 774 2590 66S0i 1410013 98 15i 854 2858 80001920. 1921 . 1922 1923. 1924 .407 5(15 479 609 4061925. • 1926 1927 • 1928-29 . 1929/30 до 1930 особ. и 1931 1931. . . . . окт кв. . . .94П10651O0O1152 1850 3885 5400П римечание . Годы 1930,31, 1941 32 и 1932/33 составлены по одному из вариантов пятилетки.В 1917 г. автотранспорт почтового ведомства насчитывал 21 автомашину, к 1922 г. >он увеличился до 73, в 1927—1928 г. он составлял 404 единицы ив 1932—1933 г. он должен, согласно одному из вариантов пятилетнего плана связи, увеличиться до 14 000 единиц, в том числе 8 000 почтово-пассажирских автобусов.СЕТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ СООБЩЕНИЙОдна средняя грузовая автомашина «Союзтранса (в 2,8 т) дает в месяц 5 400 тонно-километров на машину. В 1920 г. одна грузовая машина, входившая в состав грузового автотранспорта СССР, делала в месяц всего 407 тонно-километров, и эта цифра, постепенно повышаясь, достигла в 1928 г. всего лишь 1 152 тонно-километров за месяц на машину.О БЪЕМ АВТОГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОКв СССРВообще, р азвитие пассажирского автотранспортав СССР пойдет по пути самого широкого применения автотранспортаобщего пользованияавтобусов и таксомотор ов . В свою очередь широкое развитие получат автомобильно-грузовые линии общего пользования. И здесь 1931 г. определенно дает резкий сдвиг в смысле расширения сети автомобильных линий общего пользования. Если в 1924—25 г. на автомобильных линиях работало 300 автомашин (в том числе автобусов, грузовиков и легковых машин) и в 1927—28 г. число этих машин возросло до 1 548, то на 1 января 1932 г. одних только автобусов на этих линиях будет работать 3 438 единиц; приняв среднюю норму протяжения сети на одну машину в 10 км (исходя из средней нормы за период 1924—1925—1927—1928 пг.) получим, что автобусная сеть на указанное число достигнет около 35 000 км. Кроме того эта сеть увеличивается за счет грузовых автомашин и легковых автомобилей, поддерживающих междугородное регулярное сообщение. Один только Союзтранс в 1931 г. будет обслуживать 159 линий, общим протяжением в 15120 км и средней длиной линии в 95 км.ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТАРост автогрузового парка СССР, улучшение его работы поззолило в значительной степени увеличить об'ем автомобильных грузовых перевозок. Так в 1929 г. работа грузового автопарка СССР составляла около 145 млн. тонно-километров, в 1930 г. она возросла до 385 млн. тонно-километров, и в 1931 г. она увеличивается до 1 150 млн. тонно-километров, при чем на долю союзтранса приходится около 280 млн. тонно-километров. На повышение качества работы автотранспорта существенное влияние окажут сети авторемонтных и вулканизационных мастерских, автоснабжающих баз и т. д. В ближайшее время намечено открыть в крупных центрах Союза 20 опытных авторемонтных станций и 40 вулканизационных мастерских. В связи с внедрением в сельское хозяйство значительного количества автомашин на авторемонтные станции выпадает серьезная задача по обслуживанию сельскохозяйственного автотранспорта. Задача эта облегчается стандаогностыо -типов автомашин, выпускаемых советскими автозаводами.СНИЖЕНИЕ НОРМ РАСХОДОВАНИЯ ЭКСПЛОАТАЦИ ОННЫХ МАТЕРИАЛОВКроме Союзтранса активную работу по эксплоатации автомобильных линий будет вести Наркомпочтель и коммунальные хозяйства. Благодаря организации укрупненных автохозяйств, измерители работы в 1931 г. еще больше повышаются и достигнут для Союзтранса 23 000 тонно-километров на тонну парка, что приблизительно в 2—3 раза превышает измерители работы в неорганизованных и распыленных автохозяйствах.На ряду с повышением показателей работь 1931 г. позволит разрешить качественную сто рону эксплоатации автотранспорта, что выра зится в уменьшении расхода топлива и сма зочных материалов ив увеличении километра жа резины. Особенно характерно, что если 1930 г. в от ношении автотранспорта дал сдвиг рационали зации и удешевления гаражного строи тельства, то 1931 г. даст определенный сдвИ в снижении норм расходования эксплоатационных материалов. Главное его значение заключается в том, что он окажет соответствующее влияние на следующие два года 19321933 г., в течение которых в эту область эксплоатации автотранспорта будет внесена полная ясность.Таблица годового пробега автомашин и нормы расходования топлива на километр в грам. за 1931/1933 гг.1 931 Г. Тип автомашин о о. „ ЕО ЧСО о)Т аблицаизмененияавтотранспор та СССР в 1928--1932 ГГ (1 января ) А Годы втомобили МотоциклыЛегкоГрузовые вые . . . . . 7457 6017 8800 105S0 10675 12857 6517 7217 9000 1649. 18980 44fc33Автобусы 1110 1429 1*00 1830 1810 3438Специальные 1342 15*5 1800 2010 2137 2798 16426 18248 21400 30910 33B00 6392619 32о о. Годов бег во ^г.1 933г1928 1928 1921 1930 1931 19321/1 . 1/Х. 1-Х . 1/Х . 1/1 . 1/1 .6305 7685 8700 8150 1-540 8813~X_X6 о.Годов бег в_,РОСТ АВТОПРОМЫШЛЕННОСТИив СССР'= *2 и2Q. S32 и е." ° ЕоX 1150 180 800 420 300 11-0 800 420 35 25000 35000 35000 35000 15000 40000 .10000 45000 15000о.я XйЛегкое, автомоб. Грузов, автомоб. в 1*<2 т . . Грузов, автомоб. в 21/а т Грузов, автомоб. тяж. тоннажа . • Специальные автомооили . . . Автобусы малые средние большие Мотоциклы . . . .20000 28000 28000 2ь0С0 10000 • 0000 30000 400(0 15000170 200 320 435 320 200 320 435 4023000 80000 30000 30000 12000 3500') 35000 4'ЮО 150001зоISO 280 410 2S0 160 2S0 410 35АВТОПАРК СССРУспех в рационализации автотранспортного хозяйства сопровождается одновременно дальнейшим ростом автотранспортного парка; при чем и здесь автомобилизациятранс ­ порта в СССР носит совершенно иной характер, нежели в других странах. В СССР рост и структура автомобильного транспорта носит строго целевой характер. Этим и об'ясняется, что основноеувели ­ чение автопарка идет по линии грузового автотранспорта и затем по линииавтобусногоиспециаль ­ ного автотранспорта. Легковой же автотранспорт отодвигается пока на последнее место. Сравнение состояния автопарка на 1 января 1928 и 1932 г. позволяет получить ясное представление о динамике роста автотранспорта СССР. За этот период легковой автотранспорт даст увеличение всего на 72 проц., в то время как грузовой автотранспорт показывает увеличение на 588 проц., автобусный транспорт на 209 проц. и специальный транспорт на 109 проц.Советский автотранспорт своим ростом вс многом обязан росту советской автопромышленности, которая в 1931 г. будет развертываться широко и разносторонне. В 1931 г. советские автозаводы выпустят 33 920 автомашин (считая в том числе собираемые из ввозимых из Америки агрегатов) против—5 910 автомашин, выпущенных в 19291930 гг. и 1450, выпущенных в 1928—1929 г. В 1932 г. советскими автозаводами будет уже выпущено 111 тыс. автомобилей ив 1933 г.— 200 тыс. автомобилей. Эти громадные цифры выпуска автомашин в период, началом которого является 1931 г., и ничтожные цифры производства автомобилей в период предшествующий 1931 г., выделяют 1931 г. как год, решающий судьбы советской автопромышленности. Любопытно, что ^ся довоенная продукция автомобилей в России с 1908 до 1915 г. не превысила 450 легковых автомобилей (в том числе 10 грузовых автомашин.Таблица роста автопромышленностии автопроизвод. с твавдовое * ной России ив СССР запер иод 1910-1933 г. Число выпущен- 1 ных машин | Число выпущенных машин1Г одГ од1910•10 33 78 100 НО 90 100-1915—7 м . 1916 за 1923/241924,1925 . .1925/1926 . 19'6/27 . . 1 27/23 . . 1У2«/29 . . 1929/30 . . 1980 ос. кв. 931. . . . . . . . .301 467 677 1450 5ч10 3535 33920 111000 200000.Рост производства автомобилей может служить символичным выражением дальнейших судеб советского автомобильного хозяйства. В 1931 г. мы вступаем в новый период автомобилизации нашей страны.•ЗД55Э13