24
25
НА ФРОНТЕ АВТОТРАКТОРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВАСводка тридцать шестаяНа Автострое сооружение цехов протекает нормально, но оборудование может прибыть с большим опозданием. Неблагоприятно с топливным хозяйством, водоснабжением и канализацией. Вопросы металлургии до сих пор не разрешены. Кадров нет.—На Харьковском тракторном строишльстве попретнему слабы темпы — На Челябинском тракторном заводе фронт работ сузился до минимальных размеров,—На „Подшипникстрое"работа только теперь развертывается полным темпом. Автозавод ПУСКА Нижегородского автозавода осталось семь месяцев, между тем общее положение строительства таково, что пуск автозавода к намеченному сроку не обеспечен. Несмотря на потерю времени в период подготовительных работ, общее состояние зданий автозавода благодаря перелому в темпах строительства можно признать относительно удовлетворительным. Закончены следующие здания (вчерне): центральная проходная, ремонтно-механическая, ремонтно-инструментальная, кузница и деревообделочная (без сушил). Три последних здания будут в течение января готовы к приемке оборудования и началу монтажа. Закончена сборка металлоконструкций рессорно-пружинного цеха, сборочно^механического и кузницы. По рессорному корпусу закончен железобетонный кузовной цех (вчерне без стекления), бытовые устройства и идет сборка металлоконструкций. По литейной идут работы по закладке фундаментов и пристройке бытовых устройств.. Здание главной конторы вчерне подведено под крышу, начата постройка некоторых вспомогательных зданий. План работ на первый квартал 1931 г. составлен в 10,5 млн. руб. из расчета подготовки всех цехов к приемке оборудования не позже 1 апреля. Таким образом, если даже учесть остающийся еще больший об'ем работ (кровля, остекление, водопровод, канализация, центральное отопление и т. д.), все же можно наделяться, что со стороны строительства не будет особой задержки к принятию оборудования и ведению монтажных работ. Однако если это можно сказать про общие строительные работы, то в области специальных и санитарно-технических работ положение далеко не благополучное. Наиболее узким местом является работа Водоканалстроя и Промсантехстроя. Совсем плохо с заказами на оборудование, так как стоимость оборудования первой очереди требует значительно больших сумм в валюте, чем выдало ВСНХ. Поэтому имеется опасение, что фактическое поступление импортного оборудования будет запаздывать по сравнению с готовностью зданий. Сюда следует прибавить затруднения со специалистами по размещению заказов. Чрезвычайные трудности встречаются также и при заказах оборудования в Союзе. Заявка на 500 станков, представленная в «Станкоинструмент> еще 16 ноября 1930 г., до сих пор не принята окончательно. Проектирование и строительство теплоцентрали значительно отстают от сроков, вследствие чего автозавод может оказаться необеспеченным в нужное время паром для производства и отопления, а также электроэнергией (на случай перебоев со стороны Нпгрэса). Есть опасность, что Электрострой не выполнит свои обязательства по договору о пуске теплоцентрали к1 декабря этого года. Также неблагополучно с топливным хозяйством. В качестве топлива для нагревательных печей вначале намечалась нефть, но позже выяснилась возможность получить газ. Однако количество газа, отпускаемого местным заводам, не покрывает потребностей автозавода, при чем бесперебойность снабжения газом совсем не гаранитирована. Отсюда встала задача организации комбинированного топливоснабжения — нефть и газ. Но газопровод длиной в 12 км еще никем не проектируется, вследствие отказа от этого всех организаций, а проектирование нефтехозяйства еще только в начальной стадии. Если прибавить к этому, что разработка печей в «•Стальпроекте» сильно запаздывает, станет во весь рост реальная угроза своевременному обеспечению автозавода топливом. Еще хуже рисуется положение с водоснабжением и канализацией. Неблагополучно ис транспортом. Для содержания и пуска автозавода необходимо проложить 89 км временных и постоянных железнодорожных путей, а также построить железнодорожные здания. Для этой цели необходимо 4 млн. руб., а по контрольным цифрам на 1931 г. ассигновано 550 тыс. руб. (до января 1931 г. затрачено 1.900 тыс. руб.). Помимо этого, автозаводу отказано в отпуске рельс и скреплений. Следующей ненормальностью являются вопросы металлургии. Несмотря на то, что вопрос о необходимости организации производства качественных сортов стали был поставлен перед ВСНХ еще летом 1930 г., до сих пор никакой ясности нет. Большинство заводов, намеченных в качестве поставщиков стали для автозавода, являются временными поставщиками, не имеющими твердых планов производства и нужных сортов стали как по качеству, так и по количеству. Со смежными производствами еще хуже. Оки вовсе не подготовлены к поставке изделий автозаводу, некоторые из них даже не распределены между поставщиками. Неблагополучно со следующими изделиями: электрооборудование, шарикоподшипники, карбюраторы и арматура, резина, стекло, текстиль, лако-краски, болто-заклепочные изделия, шоферский инструмент, целлулоид, бумага, картонДО24 и др. Чтобы сократить неизбежный импорт этих изделий, необходимо, чтобы намечаемые ВСНХ заводы-поставщики разработали твердые планы снабжения автозавода к моменту его пуска. Также плохо с инструментами и штампами. Сейчас выяснилось, что надежды на заказы стандартных инструментов внутри СССР совершенно не реальны, вследствие перегрузки существующих мастерских. С кузовами положение катастрофическоеГлавмашинстрой в 1929 г., утверждая проект завода, решительно остановился на металлических кузовах. На этом основании не только запроектирован завод, но и подобрано оборудование. Но в декабре 1930 г. совершенно неожиданно ВАТО предложило Автострою разработать проект производства деревянных кузовов. Затяжка в выборе типа кузова неизбежно отделяет срок пуска кузовного производства, а следовательно должна вызвать импорт кузовных агрегатов. Кадры. Работа по подготовке кадров для автозавода развертывается с большим опозданчем и протекает в весьма неудовлетворительных условиях. Финансовый план подготовки кадров все время изменяется, аппарат дергается, нервничает и работает вхолостую. Количество командированных за границу на заводы Форда инженеров и рабочих крайне недостаточное (около 100 человек всех специальностей. вместо 1000) и договор с Фордом остается таким образом неиспользованным. Харьковское тракторное строительство Как мы уже писали, зимние работы на Харьковском тракторострое были встречены полной растерянностью. Первые же морозы в ноябре резко снизили производительность труда и об'ем выработки и до настоящего времени на строительстве не удалось восстановить прежние темпы работы. На стройке видна бесхозяйственность: на кранах, служащих для установки железных конструкций, почему-то работают малоквалифицированные рабочие, которые обращаются с ценными заграничными машинами самым варварским образом. Если на краны не будут поставлены опытные рабочие, можно опасаться, что в ближайшее время они будут испорчены и выведены из строя, что, конечно, отразится на сборке конструкций. Выгрузка конструкций производится возмутительно. Чтобы не допустить простоя вагонов, конструкции сбрасываются на землю, после чего их приходится развозить по территории завода на подводах, что обходится дорого и усложняет работу. Такое отношение к оборудованию вызывает порчу и поломку станков. Прибывающие токарные станки сбрасываются под эстакаду, и в результате токарные станки в двух случаях оказались с разбитыми щитками на зубчатой передаче. Руководители харьковской стройки все время кричат, что у них мало рабочей силы, хотя в течение последнего времени у них имеется около 15 тыс. рабочих и служащих. Кстати нужно сказать, что валовая продукция на одного рабочего в среднем выражается в 600 руб., т.-е. в два раза ниже нормы Союзстроя. Челябинское тракторное строительство Фронт строительных работ на Челябинском тракторострое сузился до минимальных размеров. По промстроительству работы почти не ведутся (фундаменты под металло-каркасные цеха были закончены к1 октября, а конструкции ожидаются лишь во втором квартале этого года), ведутся лишь небольшие работы по жилстроительству, санитарному устройству и транспорту. В связи с этим темпы на Челябинском тракторном строительстве чрезвычайно низки ив особом квартале строительных работ выполнено всего лишь на 3 260 тыс. руб., а перспективы на первый квартал 1931 г. еще хуже. Эскизный проект основных цехов (механосборочный, кузница, литейный) уже получен; в настоящее время разрабатываются рабочие чертежи. Челябинское тракторное строительство поставлено перед необходимостью значительно сократить рабо ^ ю силу и задержать лишь минимальное количество на случай оживления работ. Господшипникстрой Только в особом квартале Подшипникстрой получил эскизные проекты от итальянской фирмы «Рив». План строительных работ, тип конструкций и пр. утверждены правлением ВАТО только в ноябре и поэтому строительство не могло заранее охватить всего об'ема работ. Строительство Подшипникстроя потребует к себе особого внимания, особой помощи и контроля. Если остальные стройки имеют уже инерцию движения, то Господшипникстрой начал первый квартал в состоянии покоя. Чтобы развить необходимые темпы, нужно в ближайшее время проделать огромнейшую работу и прежде всего добиться психологического перелома у всех работников ив первую очередь у ВАТО и переменить их мнение о значении данного строительства. М. Козлов 15 января 1931 г.НЧ ИТА-ТЕ ЛЯМРезкое увеличение подписки на журнал „ З А РУЛЕМ" вынуждает издательство из номера в номер значительно сокращать количество экземпляров, отпускаемое для розничной продажи. В связи с этим постоянные читатели, приобретающие ,,ЗА РУЛЕМ" в киоснах иу газетчиков, часто остаются без журнала. Обеспечьте бесперебойное получение журнала в 1931 г. путем 1емедлен 1 ой подписки на него. 25