26
27
Инж. КинацР АЗЖИЖЕНИЕМ АСЛААША статья стремиться ознакомить читателей «За Нулем» с явлением разжижения масла, находящегося в картер1 мотора. Явлению этому широкие круги автомобилистов и трактористов, к сожалению, не уделяют надлежащего внимания. Поэтому указания, даваемые в «Наставлениях по уходу за мотором» относительно обязательной смены масля в картере после известного периода работы (этот период для автомобилей обычно указывается в километрах пройденного пути, а для тракторов — в рабочих часах), далеко не всегда выполняются, что приводит к быстрому изнашиванию всей машины, частым ремонтам и смене запасных частей. Не полностью сгоревшие в цилиндрах мотора пары бензина (или керосина) можно разделить на следующие три части. П ерваячасть , не успевшаясго ­ р еть во времярабочегохода , выбрасывается через выпускной трубопровод и таким образом теряется. В тораячастьсгорает не полно ­ с тьюи отлагается на стенках камеры сжа/тия в виде угольного нагара. Т ретьячастьконденсируется (из паров снова превращается в жидкость) и затем - через промежуток между стенками цилиндра и поршнем просачивается в картер. Значение первой из этих частей наиболее очевидно; однако и две остальные также крайне существенны при долгой работе мотора. Мотор с нагаром в камерах сжатия и на донышках поршней работает неправильно — он стучит, перегревается, дает перебои, а при толстом слое нагарат. получается самовозгорание смеси (смесь во время сжатия взрывается сама, прежде чем в свече проскочит искра). Это явление называется детонацией . Все это понижает мощность мотора и сокращает жизнь не только мотора, но и всего автомобиля или трактора Наконец, сконденсировавшееся топливо, просачиваясь в картер вокруг поршня, нарушает непроницаемость между стенками цилиндра и поршневыми кольцами, смывает масляную пленку, предохраняющую от трения и износа поверхности цилиндров, поршней, распределительного валика ив конце концов разжижиет масло в картере настолько, что оно теряет свои смазывающие качества. Разжижению масла способствуют: 1. Заливка бензина в компрессионные краники перед пуском мотора в ход. 2'. Обогащение горючей смеси при пуске путем дросселирования (прикрытия) воздуха, засасываемого в карбюратор, или затопления поплавковой камеры карбюратора. 3. Вообще слишком богатая смесь. 4. Недостаточный подогрев смеси. 5. Перебои, так как при них не сгорают це лые заряды смеси. 6. Низкая температура наружного воздуха.ВМОТОРЕ\Н7. Пропуск смеси во время сжатия из камеры сжатия в картер вследствие неплотности поршневых колец, разработанного овального цилиндра или через продольные риски на стенках задранного цилиндра. Кстати оказать, за исключением тех случаев, когда риски процарапаны поршневым пальцем или вызваны применением очень грязного нефильтрованного масла, причиной появления их является недостаточная смазка цилиндров. При пускемотйpa не следует злоупотреблять затоплениемкарб гора пораизаливкойбензинавкраниI и, а также нельзя оставлять прикрытым дросC сель на трубе, засасывающей воздух в карбюратор, после того как мотор начал работать. После пуска мотора этот дроссель надо немедленно открыть, но не сразу, а постепенно^ чтобы не остановить мотора. Далее, надо заботиться о достаточном подогреве засасываемого в карбюратор воздуха (особенно зимою) и регулировать карбюратор на бедную смесь — это также снизит расход топлива. Наконец, надо следить за непроницаемостью поршневых колец (пробуя компрессию при хорошо притертых клапанах), и в случае надобности немедленно отдавать мотор в ремонт, так как смесьпросачиваетсявкартерчерез неп лотныепоршневыекольца , сильно разжижает масло и это приводиткненормальномуизносувсего мот ора . При сборке мотора надо внимательно следить за тем. чтобы прорезы поршневых колец не находились один против другого, а были направлены в разные стороны. Достаточно небольшой примеси бензина (или керосина), ч тобывязкостьразжиженногомасласильно пониз илась . Поэтому самым правильным способом определения степени разжижения масла следует признать определение вязкости посредством вискозиметра. Для приблизительной оценки степени разжижения масла надо взять немного масла из картера (но негорячего), и растереть его между большим и указательным пальцами. Затем таким же способом испытать свежее масло и, так сказать, «наощупь» судить о степени разжижения масла в картере. Обычно поработавшее в моторе масло представляет! собой очень жидкую смесь с резким запахом, преимущественно 'состоящую из керосина; его водянистость вместе с черным или очень темным цветом является верным признаком того, что масло потеряло свои смазывающие свойства и чтзо егонадосменить . О необходимости смены масла можнотакжесудить по показаниямманометра (при системе смазки под давлением). Н аблюдать 1эти показаниянадовсегда при одинаковых услов иях , например, при скорости автомобиля 40 км в час, и лишь после того как мотор вполне прогрелся.26\ Для пгоомыьки никоим образом не следует применять керосин, так как он собирается в углублениях внутри картера, применяющихся часто для удержания масла, смазывающего распределительные шестеренки, и в лоточках под шатунами. Керосин останется во всех этих углублениях, разЗимою масло в моторе надо сменять приближижит свежее масло и понизит его смазываюзительно через каждые 800 км, так как зимою щие качества. при пуске мотора приходится давать избыток бензина гораздо больший, чем летом, а кроме После заливки надлежащего количества светого и мотор работает при более низкой темжего масла надо вымыть и вычистить свечи и пературе; все это усиливает конденсацию, а отрегулировать расстояние между их конследовательно, и разжижение масла. тактами. Летом достаточно сменять масло через кажВ заключение нужно упомянуть о маслоочистителе Скиннера (Skinner), устанавливающемдые 1500—1600 км. Принято выпускать масло, ся на автомобиле, и очищаемым масло отвинчивая спускную пробку внизу картера. непрерывно во все время работы мотора. Однако гораздо лучше снять поддон картера и начисто вымыть его бензином или керосином, Основным его назначением является предоодновременно следует промыть и масляный хранение от разжижения масла, находящегося фильтр. И поддонифильтрнадонасу ­ в картере, путем отгонки примешивающегося хо вытереть , так как всякие остатк нему топлива и жидких продуктов сгораки бензинаиликеросинаведуткния — воды и серной (также и сернистой) р азжижению масла. кислоты. Благодаря устранению разжижения масла отпадают многие неприятные явления, Если за недостатком времени поддон картера вызываемые разжижением: просачивание масла не снимают, то все же следует, отвернув впускв камеру сжатия, нагар и повышенный расход ную пробку, выпустить все старое масло, затем горючего. Утверждают также, что при пользавинтить пробку на место и влить в картер зовании этим очистителем можно применять через отверстие для наливания масла один более жидкие сорта масла, так как масло ко литр жидкого моторного масла. Затем, в ы< Д ючивзажигание , чтобы мотор не навсем подшипникам доставляется чистое и не У 27Запомним, какое давление показал маномор сразу же после наполнения картера хорошим свежим маслом. Тогда это масло можно не сменять до тех пор, пока давление, указываемое манометром, не уменьшится наполовину. Разумеется, это правило не v во всех случаях справедливо, и опытный моторист может внести в него поправку на основании собственного опыта. Лучше же всего сменять масло согласно указаниям построившего автомобиль (или трактор) завода и раз навсегда запомнить, что надо или свое ­ в ременносменятьмасло , мирясь с увеличением расходов на смазку, и лисознательноитти на ненормально быстрый износ мотора со всеми отсюда вытекающими последствиями и расходами. Выпущенное из картера отработанное масло содержит в себе от половины до двух третей сконсендировавшегося топлива, поэтому снова применять его в моторе нельзя, но можно использовать для диферепциала и коробки скоростей (если последняя смазывается независимо от мотора). С этой целью масло фильтруют и смешивают с тавотом до надлежащей консистенции, т. е. чтобы смесь не была ни твердой, ни жидкой. За границей в гаражах применяются особые очистители отработанного масла. Наливать с вежес масло в мотор можно лиш> > после тщательной чистки картера ( п оддона ) от старого масла. Если хорошее чистое масло налить в грязный мотор с подшипниками, залепленными смолистыми отложениями, то все его хорошие смазывающие качества сразу не проявятся, так как масло должно будет сперва смыть все эти клейкие смолистые отложения (вследствие чего оно сразу же загрязнится), и лишь после этого смазка будет происходить нормально.чал работать, н адосполминуты пок рутитьего (за ручку или посредством стартера)чертеж маслоочистителя iklnnet'а.Схематический