28
29
НА ФРОНТЕ АВТОТРАКТОРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВАI Сводка тридцать восьмаяНа Автострое положение без особых изменений.—На заводе АМО создаются бригады технини им. Сталина. На Сталинградском тракторюм заводе неблагополучно: в январе вместо 900 тракторов выпущено 707 и вместо 1000 моторов линь 664 — Б рак растет.—Качес1 во продукции неуд, влетвогитеяьное.— Поломка дорогих станков увеличивается.— На Харьковском транторном заводе январь аанончился прорывом.—Расхлябанность и безответственность бьют по темпам. НА ABTOCTPOg ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ сводке мы подробно освещали ненормальности на Автозаводе в Нижнем-Новгороде. Прошел месяц, но положение не только не улучшилось, а ухудшилось. Правда, сооружение цехов идет попрежнему благополучно, но, как мы сигнализировали. завод может быть построен во-время, а пустить его в ход окажется совершенно невозможным. Оборудование запаздывает; с топливом совершенно неблагополучно. Вопросы металлургии до сих пор не разрешены. Смежные производства, кузова, кадры — также не выяснены и нет никакой уверенности, что все это будет благоприятно разрешено к моменту пуска завода. До пуска завода осталось 180 дней, а работы — непочатый край. В цифрах положение рисуется так: механическо-сборочный цех готов на 59%, кузница — 52%, литейный цех—10%, рессорный — 67%, прессовый — 44%, деревообделочный — 72%, ремонтно-механический — 92%, ремонтно-кузнечный — 93%, понизительная электростанция56%, жилишное строительство — 18%, культурно-бытовое — 50%, и санитарная техника—11%. На-днях президиумом ВСНХ СССР,- по предложению тов. Орджоникидзе, отменен на Автострое хозяйственный способ работы, и третий Госстройтрест (Металлострой) вновь ответствен за строительство. Автозавод сооружается при ближайшем участии американцев, поэтому не безынтересно рассказать, что они думают о ходе работ. М-р Майтер (начальник работ фирмы Остин К0) говорит: — На стройке было и есть плохое выполнение работ, в частности бетонные работы. Возьмите, например, главную контору. Мы своевременно предупреждали инж. Морева (сотрудник Металлостроя), ведущего эту работу, о ряде ошибок, но он не считался с нашими указаниями. Впрочем он никогда не высказывал желания с нами сотрудничать. В общем надо отметить, что желание с нами сотрудничать имеется. Но мы никак не можем мириться с обычаем большинства русских инженеров просиживать большую часть рабочего дня в канцелярии. Прораб тоже очень мало времени проводит на строительной площадке. Видно заедает «бумажка». Очень часто нельзя найти нужного человека, отвечающего за данный участок. Много недоразумений возникает из-за того, что русские инженеры отменяют наши указания и распоряжения и вводят новые, не предупреждая нас об этом. Никто однако не несет ответственности за самоличную отмену наших решений и указаний. Мы, например, договорились с администрацией, что бетонный завод будет работать непрерывно в три смены. Этого требовал по нашим подсчетам об'ем работы. С нами согласились, но завод на самом деле пустили в две смены, а в конце концов сошли на одну. Нужен бетон, но его нет даже для такой срочной работы, как водоотлив. Особенно много недоразумений было в начале зимних работ. Не был налажен достаточный контроль за бетоном и мы имели в некоторых случаях его порчу. Теперь это дело улучшилось. Для нас совершенно очевидно, что люди 'всеми силами стараются поднять дело на высоту и это старание мы особенно отмечаем. Самый главный, самый жизненный вопрос — организация. Нас поражает, почему снабжение и транспорт — эти два сложных и больших участка — не находятся в ведении стройки. Если на строителей возлагается ответственность за стройку, то транспорт и снабжение должны быть им подчинены. Чего мы хотим? Прежде всего мы требуем, чтобы нас аккуратно держали в курсе снабжения рабочей силой, бетоном и материалами. Основное — чтобы нам была дана возможность участвовать в маневровом распределении рабочей силы по участкам. Неумение использовать как следует рабочих при их нехватке вызывает дорогие простои. Второе — чтобы был как можно скорее и полнее разрешен вопрос завоза материалов к весне вта время разлива. Кстати, об отделе снабжения. Он работал плохо все время. Когда мы сюда приехали, нам заявили, что 30 домов должны быть готовы к октябрю 1930 г. Но мы потеряли все время на ожидание коробок. Мы настаиваем также на том, чтобы важные детали планов были продуманы и мотивированы реальными расчетами. В частности, Водоканалстрой составил план работ на 14 экскаваторов, а выяснилось, что он сам не знает даже, где их достать. Зачем же было их включать в план? Такие дефекты встречаются в планах нередко. Американские приемы работы усваиваются здесь все еще недостаточно. Но несомненно, что усвоение их идет все лучше и лучше. Обычно в американской практике законченные проекты сдаются для прямого оперативного выполнения. Так мы делаем всегда. А здесь происходят досадные вещи. Наши работы основаны на последней технике, а их часто передают для проверки и исправления людям, привыкшим к старинке.В98 АМО На заводе АМО создаются бригады техники им. тов. Сталина, Это особенно важно в связи с тем, что после реконструкции завод АМО будет работать на новом, незнакомом для рабочих, мастеров и технического персонала оборудовании. Без предварительного, наиболее полного изучения всех технических процессов и нового оборудования, являющегося последним словом техники, мы стоим перед опасностью не только огромных неполадок производства, но и массовой порчи оборудования. Перед нами слишком яркий пример — Сталинградский тракторный, завод, где порча оборудования угрожающе растет и где наиболее остро и выпукло выявляются последствия нашей технической отсталости и неграмотности. Поэтому нужно всячески приветствовать инициативу бригады тов. Пономарева (кузнечный цех завода АМО). Кузнецы об'явили себя «Бригадой техники им. Сталина» и вызывают все ударные бригады СССР на борьбу за овладение техникой, за организацию бригад техники им. Сталина. Амовцы ставят своей задачей связать борьбу за освоение техники с борьбой за качественные показатели, за полное выполнение промфинплана. Они предлагают развернуть сеть школ и курсов по ликвидации технической неграмотности в общегосударственном порядке. На заводах не должно быть технически неграмотных рабочих. Коммунист, который не знает и не хочет знать своего производства,— плохой коммунист. Регулярно, один раз в пятидневку надо' проводить день технической учебы. Перестроить печать снизу доверху, повернув ее лицом к технике. Регулярно выпускать технические листки при печатных газетах. Отвести определенное место вопросам техники в стенных газетах. Огиз по предложению амовцев должен издать серию доступных книг по техническим знаниям. СТАЛИНГРАДСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОДталям доходит до 80%. Тракторы зачастую выпускаются с явными дефектами или с непригнанными частями. Из совхозов и колхозов поступают жалобы на то, что тракторы Сталинградского завода очень быстро выбывают из строя. Таким образом вопросы качества на Сталинградском заводе попрежнему висят в воздухе. Угроза возникает ив другом месте: из месяца в месяц количество аварий станков растет. Самое скверное заключается в том, что выход из строя одного станка влечет за собой разрыв потока деталей. Если три месяца назад было 400 поломок в один месяц, то IB январе число их поднялось до 900. Ведь это недопустимая растрата новейшего оборудования. Очевидно, американское оборудование приходит в прямое противоречие со старыми «рассейскими» методами работ. Но если этого сейчас не предупредить, не изменить, то в ближайшее время мы будем стоять перед опасностью вывода из строя части заводского оборудования. Ремонт этих станков производится черепашьими темпами и допотопными методами. ХАРЬКОВСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД Осталось 130 дней до пуска Харьковского тракторного завода. Казалось бы, все работы на стройке должны носить исключительно ударный характер. Нужно взять на учет каждый день, каждый час. На деле этого не видно. Не только январские, но и февральские темпы строительства совершенно неудовлетворительны. Создавшееся положение явно угрожает срокам пуска завода, которые установили партия и правительство. Нормальный ход строительства раз'едается ростом прогулов, падением производительности труда, ростом количества неквалифицированной рабочей силы. В цифрах прогулов, как в зеркале, отражаются расхлябанность и безответственностькаждый день прогуливают более тысячи рабочих (10,5% всего числа работающих). Производительность труда позорна: по нормам союза строителей каждый рабочий должен давать продукции на 12 руб. в день. На Харьковском тракторном заводе в октябре рабочий давал продукции на 9 р. 70 к., в декабре — 8 р. 40 к., в январе — 7 р. 50 к., а в феврале еще меньше. Январь закончен, но февраль тоже протекает с прорывами. Расхлябанность и безответственность бьют по темпам. Руководители об'ясняют прорыв климатическими условиями (морозы), отсутствием опыта работы в зимнее время в таких больших размерах, несвоевременным поступлением чертежей, перебоями в снабжении материалами и т. д. Все это, конечно, влияло на прорыв, но главное, что упускают руководители, это падение трудовой дисциплины среди рабочих и, что важнее всего, среди инженерно-технических работников. Несколько инженеров и техников дезертировало со стройки, дезорганизуя производство, имеются и случаи преступно халатного отношения к своим обязанностям.15 февраля 1931 г. М . КОЗЛОВЯнварскую программу завод не выполнил: вместо 900 тракторов выпущено лишь 707; с моторами еще хуже — вместо 1 000 завод дал лишь 664. Попрежнему главным злом является плохая работа цехов-заготовителей. Задание на февраль завод получил в 1500 тракторов плюс 300 моторов для комбайнов, кроме «задела» (запасные части). Состояние оборудования на сегодня таково, что завод безусловно может справиться с программой. Никаких об'ективных причин для невыполнения февральского плана нет и не может быть. Основными причинами, которые привели к прорыву в январе, являются: чрезвычайная слабость административно-технического* руководства (игнорирование единоначалия, безответственность); бесплановость в работе цехов, хаотическое состояние учебы; поразительная медлительность в перестройке аппарата и, наконг-1, слабая работа массовых организаций. 1 vb6a против брака ведется лишь формал но, на дече брак катастрофически растет. Брак—в литейной, в кузнице, по механической обработке и т. д. Брак по отдельным де19