12
13
НОВЫЕ ТИПЫ КАРБЮРАТОРА „ЗЕНИТ"АК КАК Форд принял для автомобилей модели «А» и «АА» карбюратор «Зенит», последний будет применен и на сотнях тысяч советских машин. В ближайшие годы он явится повидимому наиболее распространенным типом карбюратора у нас. Выпущенный на рынок год назад карбюратор «Зенит» марки «U» показал на практике значительное улучшение работы компенсаторного карбюратора.За последний год мы имеем дальнейшее усовершенствование его. К современному автомобильному мотору, а следовательно ик питающему мотор карбюратору пред'являются очень большие требования. Требуют, например, чтобы мотор, развивающий полную мощность при 3 — 4 тыс. оборотов в минуту, мог регулярно работать также и при 150 оборотах, чтобы азтомобиль с — максимальной скоростью в/100 — 120 км в час мог на прямой передаче итти со скоростью 3—4 км в час и чтобы водитель автомобиля, действуя только акселератором, без переключения зубчаток передачи, мог получить от мотора нужную мощность на малых оборотах и быстро достигнуть после вынужденной задержки возможной скорости движения. К карбюратору же пред'являются требования, казалось бы, совершенно невероятные и противоречивые: во-первых, карбюратор должен обеспечить надежным питанием мотор при резких изменениях его режима и, во-вторых, расход горючего должен быть возможно меньшим. Последняя модель «Зенит «U» удовлетворяет большинству требований. Новым органом этого карбюратора является насос для бензина, посредством которого можно направить во всасывающий трубопровод мотора определенное количество бензина, дополнительно к поступающему из жиклеров, и этим обогатить смесь в те моменты, когда отТмотора требуется надежная работа и приемистость на очень малых оборотах. При прежнем типе карбюратора без вспомогательного насоса из-за огромной разницы в удельном весе между воздухом и бензином, при резком открытии дросселя, в цилиндры мотора устремляется почти чистый воздух, возникает прорыв в питании горючим и мотор «чихает» или глохнет. Насос нового карбюратора «Зенит» сконструирован так, что только при резком нажиме на педаль акселератора дополнительная порция бензина поступает во всасывающий трубопровод. Если же на педаль дросселя производить постепенно увеличивающийся нажим, то насос не работает. Таким образом в новейшем карбюраторе «Зенит» педаль акселератора, открывая дроссельную заслонку, одновременно действует и на поршень насоса, который при известном условии может направить в цилиндры мотора также дополнительную порцию топлива. Эта конструктивно нелегкая задача разрешена в новейшем «Зените». Насос карбюратора состоит из штока, соединенного шарнир!НО с педалью акселератора: поршня насоса, имеющего в своем теле ряд мелких отверстий; шайбы под поршнем, также имеющей ряд отверстий малого калибра. Поршень насоса вместе со штоком и шайбой находится в цилиндре насоса, всегда наполненного бензином. Движение их связано с движением педали акселератора. Шайба, расположенная под поршнем насоса, имеет следующие особенности насоса, во-первых, отверстия, просверленные в ней, очень малого диаметра, во-вторых, шайба эта не прилегает плотно к телу поршня насоса, а имеет некоторый зазор между нижней поверхностью поршня и удерживающей гайкой. Все это обеспечивает действие насоса только при резком нажиме на педаль акселератора.Фиг. 1 и 2. Схема двойного питания. При малом и среднем открытии дроссельной заслонки бензин течет к главному жиклеру через промежуточный жиклер по каналу экономическому, так как шаровой «лапан закрывает канал большой мощности (фиг. 1). На фиг. 2 показано положение дроссельной заслонки на полном открытии. Шток насоса нажал шаровой клапан и открыл проход для бензина в канал большой мощности. Промежуточный жиклер (пробка, перекрывающая экономический канал), показанный на рисунке под пружиной шарового клапана, имеет дтверстие меньшего калибра, чем в главном жиклере, что и создает торможение поступающего к жиклеру топлива на малом и среднем открытии дросселя.и Фиг. 3. Разрез карбюратора „Зенит 1 ' тип „36 UP'1 с указанием деталей акселераторного насоса1. Поршень насоса. 2. Пружинш насоса. 8. Шток насоса. 4. Шайба. S. Жиклер экономического канала. 6. Шаровом клапан. 7. Рычаг, приводящий в движение насос. 8. Винт для регулировки малых оборотов. 9. Компенсатор. 10. Жиклер компенсатора. 11. Главный жиклер. 12. Жиклер малых оборотов.Если резко нажать на педаль акселератора,— это даст столь же резкий нажим и на шток поршня насоса, — то напор жидкости (бензина), имеющейся в цилиндре насоса, прижмет плотно к телу поршня находящуюся под ним шайбу. При резком и быстром нажиме на поршень малые отверстия, имеющиеся в теле поршня и шайбы, не смогут пропустить то количество бензина, которое находится под поршнем в цилиндре насоса. Насос таким образом вводится в действие и подает дополнительное топливо к жиклерам. При постепенном же, медленно увеличивающемся нажиме на педаль акселератора поршень насоса также медленно перемещается в цилиндре. При этом давление жидкости на шайбу поршня незначительно, шайба не прижимается к поршню, и бензин может постепенно перейти через отверстие поршня (большего диаметра, чем в шайбе) из нижней части цилиндра насоса в верхнюю, т. е. насос при этом условии действовать не будет. Какие усовершенствования введены в конструкцию карбюратора для повышения его экономичности? Для разрешения этой задачи принят простой способ регулирования притока топлива к жиклеру посредством автоматического торможения топлива, протекающего в каналах карбюратора при работе на малых и средних открытиях дрооселя. Для этого топливо подводится к жиклеру по двум каналам, один из которых пропускает топливо через проход малого калибра (канал экономический), а второй канал, с широким проходом для топлива, может быть введен в действие только при полном открытии дросселя (канал полной мощности). Во время работы мотора на малом и среднем открытии дроссельной заслонки канал полной мощности закрыт шаровым клапаном; бензин поступает к главному жиклеру только через,калиброванное отверстие пробки, перекрывающей второй, экономический, канал. При нажатии же педали акселератора дооткава (резком или постепенном) одновременно опускается до крайнего нижнего положения шток насоса, который своим выступающим концом нажимает на шаровой клапан и таким образом открывает канал большой мощности. При быстром нажатии педали акселератора поршень насоса одновременно с открытием клапана этого канала подает через него к жиклеру дополнительную порцию топлива. Модель карбюратора «Зенит» 1930 г. (марка «V») с двумя насосами дает дальнейшее развитие идеи, осуществленной в описанном карбюраторе. Опыт показал, что не всегда достаточно дать мотору дополнительную порцию топлива,— во многих случаях необходимо не только подстегнуть мотор, дав ему в известный момент дополнительное питание, но и продлить на некоторое короткое время это усиленное питание. В карбюраторе же марки «U> это отчасти осуществляется за счет запаса топлива в колодце компенсаторного жиклера. В карбюраторе же марки «V» это достигается с помощью второго насоса, поршень которого подает топливо жиклером, действуя собственным весом на бензин, находящийся в цилиндре насоса. Поэтому работа этого второго насоса существенно отличается от первого, в котором поршень приводится в движение от педали акселератора. После того как первый насос сделал свое дело, вступает в действие второй насос; при этом подачу дополнительного топлива он осуществляет уже не мгновенно, а постепенно, по мере опускания поршня в цилиндре под действием собственного весе. Курск А. ЗамотинАвтолорожкы» техникум.U