НА ФРОНТЕ АВТОТРАКТОРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВАСводка сороковаяВ этой сводке мы даем основные цифровые показатели вьпуска продукции и хода строительных работ по всем автотракторным заводам к середине марта. Нижегородский Автострой VОД СТРОИТЕЛЬСТВА. На 1 марта 1931 г. данные •^ о выполнении заданий имели следующий вид:~ ™ -,,ь.03 *= s; X £ о я >э-теь i « O.S и ,J °- г ° я, а.Об'ем задания по стоимости (млн. руо.) . . . . Выполнение задания (млн. руб.) Процент выполнения90,8 31,0 34,07,3 4,2 58,0b £ e-S ™; ffl си5к , 9,0 4,2 46,7Таким образом после полуторагодичной работы и на промежутке всего в 7—8 месяцев до пуска завода строительная программа выполнена немногим больше, чем на одну треть, и две трети работы остаются невыполненными. Из программы хе первого квартала на 1 марта оставалось выполнить 42% задания ВАТО и более половины встречного плана строительства. В марте строительство старалось нагнать упущенное, но выполнение заданий ВАТО оставалось под сомнением, выполнение же встречного плана оказывалось исключенным. Помимо организационных трений такое положение об'яснялось, во-первых, отсутствием лесом атериалов , несмотря на наличие рядом завода .Новая сосна", который работает, однако, на Сельмашстрой и Нижжирхимтрест, а не на Автострой 1. В марте пришлось снять с работы по 200 плотников с промрайона ис соцгорода и остановить соответствующую работу по механосборочному, прессовому и кузнечному цехам, а также по соцгороду. Нехватало также цементаи плохо вывозились с мест заготовки бути гравий. Крайне задерживал работы по сантехнике (канализация и водопровод) трест Водоканалстрой. Только до весеннего паводка можно вести работы на Оке по сооружению водозабора; эти работы недопустимо запаздывали. Результатом этого запаздывания (и предшествовавшей волокиты по разрешению в центре самого сантехнического строительства) является между прочим то, что из 25 готовых жилых домов в пользование сдано всего 11/2 дома. Запоздание сантехнических работ, а также работ по внутреннему оборудованию заводских зданий потребует огромного напряжения в работах второго квартала и создает большое затруднение в подготовке завода к пуску. Все еще нет конструкций для литейной. Размещение заказов на оборудование измеряется немногими процентами. Требуется коренной перелом во всем ходе работ по Автострою и переход в сосредоточенное наступление по всем линиям. Сметы,- п роекты , в нутризаводскийтранспорт . К 1 апреля СТО предложил составить строительные сметы по Автострою; фактически до середины марта по этой линии даже не даны задания. К 3 марта было предложено соста^ Несмотря на постановление СТО, обязавшее „Новую сосну* работать на Автострой.вить календарный план проектных работ и увязать между собой работу всех проектирующй:, организаций; это постановление не выполнено, , '••• Д сего времени нет договоренности по этому дел» О между Автостроем и Металлостроем. К тому же сроку должен был быть согласован между ВАТС и НКПС вопрос о внутризаводском транспорте; и способах доставки топлива для электроцентрали И этот пункт постановления СТО не выполнен доселе, подобно ряду других пунктов. Ипoэтoм^ направлению необходим решительный перелом. Смежные производства и метбазк Лишь в начале марта, по инициативе строительства, которому пришлось взять самому в рукк урегулирование вопроса о смежных производствам была созвана конференция представителей заведов-поставщиков будущего гиганта. Из 6000 деталей машины „Форд" только 60-65% бу^ут делаться на самом автозаводе, 35—40% должны поду чаться со стороны. г На конференции выяснилось, что большая часЬ'ьпоставщиков относится в высшей степени халатно к подготовке соответствующих производств. 25°/0 стоимости автомобиля составляют резинаи азбест, которые должен поставлять строящийся в Ярославле комбинат. Этот комбинат был зачислен в последнюю категорию строек, плохо снабжался стройматериалами и рабсилой, от принятия заказов на его оборудование машиностроительные заводы отказывались. Э лектрооборудование составляет др\гую важнейшую по стоимости составную часть (свыше 10%). Получив уже 900 тыс. руб. валюты на импортное оборудование, ВЭО не наладило производства и требует отпуска еще 400 тыс. руб Целый ряд об'единений и заводов вообще делает снабжение автозавода предлогом к пред'яв лению дополнительных смет и валютных счетов (даже для производства заклепок, фонарей, шестеренок, сидений, дверных скоб и т. п.), а име ющиеся средства пускает сперва на другие нуждь. Так, Мосстеклофарфор израсходовал средства, от пущенные на производство автомобильного не бьющегося стекла, на выработку простого зеркального и, послав в Соед. Штаты двух инженеров для изучения выработки „триплекса", отпустил и* затем со службы неизвестно куда. Так, РОМГ, начал было строить болтозаклепочный цех на .Красной Этне" (рядом с Автостроем), а затем стройка остановил, найдя другие работы более ударными Работники почти всех поставщиков автозаводь в свое время при содействии Автостроя ездили за границу; не один десяток машин был разобран на образцы, приложенные к чертежам и разослав ные поставщикам. И все же подготовка стоит на месте, а чертежей, образцов и технических условий ряд участников конференции еще не видал. Стоит также на месте и вопрос о подготовке металлургических баз для Нижегородского автозавода. Согласно постановлению СТО за снабжение НАЗ металлом отвечают заводы „Красный Октябрь", „Серп и молот", Златоустовский, Мариупольский и Лысьвенский. Ни соответствующейS развернуты за неполучением металлических конструкций. Из квартальной программы в 1,8 млн. руб. выполнено на 1 марта сооружений на 420 тыс. руб. (25,8%), т. е. меньше чем в Харькове. Серьезные заботы возбуждает Челябинский опытный тракторный завод. В феврале он оповестил о выпуске первого трактора названного „Сталинцем". В середине марта завод только собиралп ,,на-днях" выпустить второй экземпляр, между тем как в первом квартале намечался выпуск 20 „Катерпилларов", а на весь год программа была дана в 225 штук. 19 марта в газетах появилось за подписью 35 молодых специалистов и под заглавием „Челябинский опытный завод на грани развала" письмо, где констатируется, что отлично оборудованный (за счет валютных затрат) завод вполне способен выпустить 225 тракторов в 1931 г. Вследствие отдельных недоделок (отсутствие всяких под'емных приспособлений в механическом цеху, задержка в пуске котельной и компрессорной и пр.), вследствие „технической безграмотности руководителей завода", противоречивости их распоряжений, неопределенности вопроса о руководстве, программа стоит под угрозой срыва. Сталинградский тракторный завод Соотношение программы и ее выполнения за первые месяцы 1931 г. представляется в следующем виде:Январь Программа (колич. тракторов) 880 Выпуск (то же) 705 Процент выполнения 63,2 Завод „Красный путиловец". Монтаж 44-шпиндельиого станка Этот американский станок рассверливает одновременно 44 отверстия в блоке трактора. Февраль Март 1 500 1 840 560 396 (20 дней) 3?,3 —реконструкции, ни даже подготовки к ней на этих заводах пока не ведется. Металлургическая база ттозавода попрежнему висит в воздухе. Необходим перелом не только среди поставщиков, но нажим и со стороны регулирующих органов ВСНХ (сектор машиностроения и снабжения), которые должны заставить поставщиков выполнить свой долг. Харьковский тракторострой Выполнение заданий по строительству на 1 марта таково:Обчм задания по стоимости (млн. руб) выполнение задания (млн. руб.) Процент выполнения Программа Вся программа ВАТО на I кварт. 1931 г. 44,4 24,4 54,9 9,0 3,1 34,2Вследствие неподготовленности строительства к зимней работе и смены руководства в начале декабря, достигнутые ранее значительные успехи сменились задержкой в темпе и выполнением за два месяца лишь 34% программы. Плохо и здесь обстоит дело с сооружением водопровода (бурение скважин). Задерживается сооружение рельсового пути вследствие недостатка оёльс. Работы вообще развернуты недостаточно и перелом необходим не меньше, чем в Нижнем. Челябинский тракторострой и опытный завод Здесь от начала работ выполнено всего 10,3% (15,4 млн. руб.) и работы вообще не могут быть 6Причины недовыполнения программы в январе — феврале и снижения выпуска в феврале — в первую очередь прорывы по литейной ковкого и серого чугуна. С конца февраля на первый план выдвигается непригодность карбюраторов , поставляемых ленинградским заводом „Знамя труда". До того на тракторы ставились выписанные из Америки карбюраторы (2 075 штук). При переходе на ленинградские карбюраторы (до 3 марта получено 735 штук) обнаружилось, что годными являются только 93 штуки, или 18%. На „Знамя груда" спешно направлена ВАТО группа инжене ров, а тракторы в конце февраля —начале марта снимались с конвейера без карбюраторов. Задерживал также поставку металла поставщик СТЗ сталинградский металлургический завод „Крас ный Октябрь", несмотря на наличие на складах 2'/2 тыс. тонн качественной стали, обнаруженных бригадой. В начале марта завод „Красный Октябрь" (где кроме того недопустимо задерживалась реконструкция и постройка термической мастерской) был передан в ведение ВАТО. Основной причиной недовыполнения по СТЗ все же является слабость технического руковод ства и неподготовленность рабочих кадров. Б рак на заводе достигает высоких размеров на всех стадиях п| оизлодства, и заводская газета „Даешь трактор" пишет, что две трети продукции завода — брак. Путиловский тракторный завод Программа завода в сопоставлении с выполнением:Программа (колич. тракторов) Выполнение (то же) Процент выполнения Январь 900 309 101 Февраль 1300 346 Март 1 800 1000 (предположительно) 26,6 55,5 За февраль и март на недовыполнение программы влияли: во-первых, недостаток и плохое качество чугуна и стали, во-вторых, р еорганиза ция механическоймастерской . Последняя перестраивалась летом и осенью в сторону [расширения, а в настоящее время в ней размещается новое оборудование и ставится конвейер (которого ранее не было на „Путиловце ). Кроме того идет постройка второго литейного отдела, при помощи которого выпуск завода будет доведен до 22 тыс. тракторов (1930 г. — 12 тыс.), а считая с запасными частями — до 32 тыс. единиц, при постепенном переходе на тракторы — пропашники и тракторы с бесчервячной передачей. Завод АМО Подобно Путиловскому заводу это — завод с уже налаженным производством, но также находящийся в процессе реконструкции . Последняя уже заканчивается по заготовительным цехам (кроме литейной ковкого чугуна), но только начинается по основному — механосборочному цеху. Это и влияет на выполнение мартовской проs-раммы, которое отстает от января и февраля:Январь Февраль Мартк кризису с запчастями. В феврале завод несколько подтянулся по этой части, но в марте держал курс на выполнение программы по запчастям в размере лишь 60%. Между тем выпуск готовых машин за полмесяца был выше полумесячной продукции января и февраля и обещал выполнением программы почти на 90%. Требуется усиленный нажим на завод в смысле выпуска запчастей. Автосборочные заводы (в Москве и Нижнем) Выпуск машин на этих заводах представляется в следующем виде:Январь Февраль МартС оэ оз с Форд легковой (.А") 300 305 101,7 200 Форд грузовой („АА") 500 477 95,4 600оэозс 2С0ёзН- оз 0О 27.7100 50,0 55893,0 800 2225 sхаПричины недовыполнения программы в марте были уже освещены в связи с заседанием президиума Автодора на Московском автосборочном заводе: задержки в поставке агрегатов, беспорядок в Мурманском порту, неполучение кузовов от отечественных заводов и пр.е еСябСтарая модель (штук) 200 201 100,5 210 211 100,5 215 73 33,9 Мод. „Автокар" (штук) _ _____ 200 00 Запчасти (тыс. руб.) 459,5 467,0 101,6 462,1 464,0 100,4 507,2 119,5 23,6Что касается модели „Автокар" („АМО-2"), то выпуск в марте задерживался несвоевременной доставкой из-за границы некоторых деталей, оттуда выписанных. С троительные работы на заводе (стоимость их в первом квартале была намечена в2 600 тыс. руб.) велись с превышением программы. Ярославский автомобильный завод Программа и выполнение ее заводом находились в следующем соотношении:Январь Февраль гл а. о о.X VXВ общем итоге надо отметить, что хотя на разных участках автотракторного фронта положение и представляется различным, но неудовлетворительные моменты преобладают. В этом отношении необходим перелом, тем более, что весна начинается, наступает период исключительного напряжения в строительной деятельности. В наступление по всей линии! В. О.20 марта 1931 г.Март ЁЕXа Wsса. ьо о>ашины „Я-5" и „Я-6" 100 70 70 100 61 6i КО 44 4-1 шчасти (тыс. руб.) 109,8 54,5 49,6 109,8 79,9 73,7 110,5 32,1 29,«-mч ос31 Xгв1К 3sС ОГ^ч ос3СО° ша « о р. С— суОЭС-1^§ 2CQ°Завод недовыполнял программу главным образом вследствие перебоев в снабжении (в отношении к этому заводу поставщики ведут себя особенно небрежно). Бросается, однако, в глаза лучшее выполнение программы по готовым машинам, чем по запчастям — застарелая болезнь всех заводов, приведшаяЗ авод , К расныйпутиловец " . Гигантские прессы и паковочные машины новой кузницы завода.