КАК ОБУЧАТЬ ЕЗДЕ НА „ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКЕ" "БЫЧНЫЙ способ обучения автомобильной езде состоит в том, что после краткого ознакомления с пользованием педалями, рычагами и рукоятками на автомобиле с неработающим двигателем обучающийся выезжает под руководством иьструктора на сравнительно безлюдные улицы, где и упражняется в управлении автомобилем. На людные улицы выезжает не сразу, потому что обучающийся еще совершенно не владеет машиной и инструктор не может ручаться, что он успеет во-время предотвратить столкновение. Но набезлюдных улицах обучение начинаетсяв условиях, совершенно несоответствующих и не сходных с действительными условиями езды. Потому если бы улица была действительно безлюдной, то можно было бы ездить месяцами и совершенно не научиться избегать столкновений и наездов. В виду бесполезности такого обучения на безлюдных улицах, и обучающиеся и инструктора стремятся выехать на людные улицы. Но так как такой перевод опасен, то приходится значительное время приобретать навыки сначала на безлюдных улицах. Мной были проделаны многочисленные опыты с обучением в „четырехугольнике" с пол-О1 В порядке предложения.Приблизительные передвижен я автомобиля при трех передвижениях для в'<эзда и выезда.ным запрещением езды по улицам до сдачииспытания в умении управлять в четырехугольнике". Для этого на свободной площади или по щадке отмечался камнями или другими способами (но не столбами) квадрат со сторонами в 10 — 12 шагов в зависимости от размеров и поворотливости машины. Площадка должнт быть такой величины, чтобы в случае выезда из такого квадрата машину можно было (с помощью инструктора) остановить до действительного препятствия (стена, забор, канава). Посреди одной стороны квадрата намечается камнями „в'езд" шириной в обыкновенные ворота. Задача состоит в том, чтобы в'ехать в ворота, сворачивая одновременно вправо (или влево 1 , дэехать до границы квадрата, передвинуться задним ходом до про ивоположного угла около точки 9 (см. черт.), поворачивая вместе с тем возможно круче, и затем передним ходом выехать в ворота. К упражнениям в „четырехугольнике" учащиеся допускаются после предварительного обучения пользованию рычагами и педалями на автомобиле с неработающим двигателем. Обучающийся должен уметь исполнять приказания инструктора о постановке передач ио тормо*ении с одновременным пользованием педалями сцепления и газа. Кроме того до упражнения в „четырехугольнике" обучающийся должен научиться правильно сидеть для езды задним ходом, т.-е. поставить рукоятку газа на тихий ход, повернуться всем корт усом возможно больше назад (на открытой машине), одну ногу поставить на педаль сцепления, а другую — на педаль тормоза. Нужно также дать освоиться обучающемуся с действием газовой педали на расцепленный двигатель. Трудность упражнения в „четырехугольнике" для новичка состоит в том, что он должен одновременно помнить о педалях сцепления, газа и тормоза, об управлении и наблюдении за положением как передних, так и задних колес. Обучающийся должен так рассчитать свои действия, чтобы пришлось выполнить только три передвижения автомобиля; если же ему придется сделать еще два передвижения, чтобы выехать из ворот, то это значит, что он задания не выполнил. Но кроме того задание не выполнено, если крайняя выступающая часть автомобиля (а не только колеса) переступят воображаемую или существующую черту квадрата или если при в езде или выезде автомобиль зацепит крылом, колесом или подножкой воображаемую границу ворот. Такое упражнение принесет действительную пользу только тогда, когда оно дается с трудом. Если для данной величины и поворотливости машины выбрана правильная величина квадрата, то управление требует большой точности. Предположим, что обучающийся взял при в'езде слишком крутой поворот направо; он зацепит правым боком за ворота в точке 2 или переедет черту между 2и 3; если же он, чтобы не зацепить за ворота, стал поворачивать слишком поздно, то он попадет не между 4и 5, а между 5и 6, после чего, подавшись задним ходом, он не успеет так выправить передние колеса, чтобы22