ПОЛОЖЕНИЕ НЯ НИЖЕГОРОДСКОМ ЯВТОМОБИЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕПостановление президиума ЦС Лвтодора от 2 апреля 1931 г.ОД строительства и подготовка к пуску Нижегородского автогиганта представляет огромный интерес и огромную важность как для автодоровской общественности, так и для всей советской общественности; осуществление нижегородского проекта является основным и решающим звеном в деле автомобилизации страны. Затруднения, вытекающие из крайне медленного до настоящего времени прироста нашего автопарка параллельно с бурным ростом потребности в перевозках и угрожающие достичь большой остроты, требуют всемерного форсирования как всего нашего автостроительства в целом, так в первую очередь — форсирования постройки, пуска в ход и развертывания производства Нижегородского автозавода. Заслушав доклад начальника Автостроя тов. Дыбеца, президиум ЦС Автодора констатирует, с одной стороны, ряд значительных достижений в работе по сооружению Нижегородского гиганта, а именно: а) своевременную выработку весьма сложного технологического проекта; б) своевременную подготовку к выдаче заказов на разнообразное и сложное оборудование завода; в) осуществление, особенно в течение переходного квартала 1930 г., огромной работы по сборке конструкций и подведению под крышу основных заводских цехоь, а также по постройке подсобных сооружений; г) широкое развертывание социалистического соревнования и ударничества, начиная с осени 1930 г., на основе укрепления партийной и профессиональной работы в районе строительства; д) быструю организацию и пуск в ход двух автосборочных заводов („Гудок Октября" в Нижнем и завод им. КИМ в Москве, из которых последний стоит на уровне лучших достижений американской техники) и т. д. Вместе с тем президиум, отмечая опоздание в осуществлении всего проекта в целом, краткость остающегося срока до пуска завода и значительный об'ем предстоящих в этот срок строительных, монтажных и организационных работ, подчеркивает нижеследующие тревожные моменты в положении дела на сегодняшний день: 1. Часть проектов по строительству (например, внутрицеховые спецустройства) еще не является законченной. 2. Работы по санитарно-техническому оборудованию завода и поселка, а также по сооружению теплоэлектрической централи начаты и выполняются со значительным запозданием. 3. Снабжение строительными материалами (лес, цемент, трубы, кабель и пр.) недостаточно и намечается в сроки, могущие задержать ход строительных работ, 4. Строительство не обеспечено механическими строительными и разгрузочными средствами, которые совершенно необходимы, поскольку летом на площадке завода будут происходить земляные работы крупного масштаба и одновременно притекать огромные массы строительных материалов и тяжелогрузного оборудования. 5. Состояние дорог на территории строительства совершенно не удовлетворительно, что затрудняет развозку материалов и приводит к усиленной порче механических средств передвижения. 6. Размещение заказов на заграничное оборудование весьма запаздывает. Размещение заказов на отечественное оборудование встречает нередко сопротивление со стороны соответствующих об'единений и заводов и исполнению принятых заказов уделяется недостаточное внимание. 7. Вследствие сокращения ассигнований на оборудование исходная мощность автозавода оказывается пониженной до 70 тыс. единиц в год (вместо установленной правительством мощности в 140 тыс. единиц и первоначально намеченной в ВСНХ мощности первой очереди в 80 тыс. единиц). 8. Обеспечение завода руководящим и техническим составом (инженеры и средний технический персонал) недостаточно, при чем необходимо отметить, что по линии мобилизации инженеров до сих пор не выполнено должным образом постановление СТО от 21 февраля 1931 г., ряд пунктов которого вообще не приведен в исполнение инстанциями, на которое это возложено. 9. Подготовка для завода рабочей силы как средней, так и высокой квалификации, также пока протекает неудовлетворительно. 10. Положение с жилищным строительством и перспективы обеспечения рабочих жильем к моменту пуска завода представляются крайне неблагоприятными. 11. Подготовка металлургических баз для снабжения будущего автозавода (в особенности по листовой стали) попрежнему находится в неудовлетворительном состоянии. Заводы металлоб'единения, несмотря на категорическую директиву СТО, частью обнаруживают тенденцию снять с себя обязательства по поставке металла, ссылаясь на то, что в ведение ВАТО передан Сталинградский металлургический завод, который один не в состоянии обслужить нужды Нижегородского завода и реконструкция которого также существенно задерживается. 4Х 12. Завопы, долженствующие снабжать автозавод различными деталями (в первую очередь Резинокомбинат в Ярославле и Электрозавод в Москве) не ведут ударным порядком подготовки к снабжению Нижегородского автозавод з, а часть из них уклоняется от возложенных обязательству в результате ставится под угрозу обеспеченность снабжения отечественным металлом, резиной, электрооборудованием, карбюраторами, стеклом, искусственной кожей, болтами и заклепками и т. п. к моменту пуска автозавода. Такое положение, если бы сохранилось и впредь, угрожает значительным запозданием строительных работ, монтажа оборудования, пуска и развертывания завода. В связи с крайне напряженным положением безрельсового транспорта такое запоздание совершенно недопустимо. Угроза его должна быть преодолена соединенными и доведенными до высшего напряжения усилиями хозяйственных органов, промоб'единений, ЗЭЕОДОВ, самого строительства и широкой общественности. Нижегородская стройка должна быть поставлена в центр общественного внимания и стать ударной из ударных. В связи с вышеизложенным президиум ЦС Автодора постановляет: 1. Просить ВСНХ СССР поставить Автострой по линии снабжения всеми необходимыми материалами в положение первоочередной стройки. 2. Войти с представлением в ЕСНХ СССР, СНК СССР и РСФСР и ЦК ВКП (б) о необходимости в целях устранения возрастающих трудностей по линии безрельсового транспорта произвести с начала 1932 г. дооборудование Нижегородского автозавода до полной мощности в 140 тысединиц. 3. Мобилизовать всю автодоровскую общественность на всемерное содействие пуску Нижегородского автозавода в установленный срок. Все автодоровские ячейки на предприятиях и учреждениях, связанных со строительством автозавода (участием ли непосредственно в его строительстве, снабжением ли его иным обслуживанием строительства), должны взять на себя ответственность за выполнение их предприятиями или организациями аккуратного и срочного выполнения возложенных на них заданий по строительству и пуску в ход автозавода. Автодоровские ячейки должны мобилизовать для выполнения этой очередной и остро срочной народнохозяйственной проблемы всю рабочую массу на своих предприятиях и социалистическим соревнованием и ударничеством обеспечить срочное исполнение задания. 4. Образовать при президиуме Центрального совета Автодора тройку по содействию строительству и пуску в ход Нижегородского автогиганта, которой поручить постоянно следить за положением Нижегородского строительства, а также руководить всеми необходимыми организационными мероприятиями по линии общественности. 5. Образовать на заводах — поставщиках Автостроя специальные автодоровские посты в целях воздействия через заводскую общественность в направлении осуществления возложенных на завод обязательств; эти посты обязать каждую декаду информировать ЦС о ходе выполнения заказов Автоароя. 6. Обратиться в ЦК ВЛКСМ, Осоавиахим и общество „Техмасс" с просьбой организовать на указанных заводах совместные выступления общественных организаций в данном направлении. 7. Наметить на 15 мая созыв в Нижнем-Новгороде конференции ячеек, работающих на предприятиях, снабжающих Автострой. 8. О )язать Нижегородский крайотдел и Автостроевское районное отделение Автодора всемерно активизировать автодоровскую работу на строительстве завода, добиваясь того, чтобы члены Автодора, работающие на строительстве, были в первых рядах ударников, служили примером всему остальному составу рабочего и технического персонала. Попутно президиум Центрального совета Автодора отмечает неблагоприятные внешние условия, в которых находится работа Автостроевского районного отделения и обращает внимание администрации Автостроя на необходимость решительно изменить эту обстановку. 9. Обратиться в редакцию комсомольских газет .Комсомольская правда" и „Смена" с предложением взять Автострой под свое постоянное наблюдение и для популяризации работы по строительству автозавода выпустить совместно с редакцией журнал , 3 а рулем" однодневную газету, посвященную Нижегородскому строительству. 10. Президиум обращает внимание ВАТО и Автостроя на необходимость срочного разрешения вопроса о производстве шестиколесных автомобилей при Нижегородском автозаводе, поскольку конструкция шестиколесной машины, включающая в себе максимум фордовских стандартных частей, окончательно определилась. 11. Обратиться в ЦК ВКП(б), Совнарком СССР, в комиссию исполнения Совнаркома СССР, ВСНХ СССР с письмом, излагающим недочеты и трудности Нижегородского автостроительства и ходатайствующим о принятии необходимых мер к их устранению. 12. Обратиться к указанным органам с представлением о необходимости дать категорическое предписание всем объединениям и заводам, долженствующим снабжать будущий автозавод, приступить к выполнению возложенных на них заданий, обязав их представить помесячные планы этой своей работы и представлять в ВСНХ СССР (в копии Автострою) подекадные сводки о ходе выполнения их. 13. Президиум Центрального совета Автодора обращает внимание ВАТО и Автостроя на то, что опыт эксплоатации машин Форд в советских условиях выяснил необходимость некоторых мелких и легко осуществимых конструктивных изменений этой машины; президиум поручает Авгосекции созвать совещание для окончательного формулирования соответствующих предложений. 14. Президиум Центрального совета Автодора обязывает все автодоровские ячейки принять меры к популяризации и проведению в жизнь настоящего постановления.5