СЕВЕРНЫЕ ИМПЕРИАЛИСТЫ КИТАЯ ОРГАНИЗУЮТ АВТОСБОРОЧНУЮ МАСТЕРСКУЮСтатья ген. консула СЯСШ в Мукдене М. С. Майерса в „Коммерс Рипортс"*ВОПРОС о производстве грузовых автомобилей в Ляонинских бомбометных мастерских в Мукдене впервые начал обсуждаться в 1928 г. Была завязана переписка с фирмами. производящими авточасти в Соед. Штатах. Около года назад одному американскому специалисту предложили сконструировать грузовик, могущий отвечать местным специальным условиям, в частности дурным дорогам, стремлению чрезмерно нагружать машины и плохому управлению ими, что здесь является обычным. Американцами были разработаны нужные планы ив течение этого года создана специальная организация .Промышленные предприятия, связанные с Ляонинским бомбометным арсеналом". Любопытно, что кроме выпуска грузовиков „Предприятия" будут выпускать отопительные принадлежности и эксплоатировать кожевенный завод. Как видно из названия, „Промышленные предприятия" связаны с Ляонинским бомбометным арсеналом на правах особой единицы. Они будут развернуты в границах арсенал! ного участка, но на средства, специально выделенные для этой цели армией. Предприятия составляют собственность штабквартиры главнокомандующего вооруженными силами северо-восточной границы в Мукдене и находятся под управлением главного директора бомбометного арсенала. Капитал, ассигнован ный штаб квартирой, предварительно опредеделен в 750 тыс. серебряных долларов (или 270 тыс. амер. долларов по тогдашнему курсу). Капитал был разде еi для использования: приблизительно две трети на автопредприятие и одна треть — отопительные приборы и кожевенный завод. Сверх того, около 100 тыс. серебряных долларов (или 36 тыс. американских) вложено в постройки. Обещаны и дополнительные вложения капитала. Оборудование предприятий и персонал Как отмечено, предприятия будут работать отдельно от бомбометного арсенала. В положении, регулирующем промышленные операции, указывается, что территория, оборудование и другие входящие в состав арсенала элементы могут быть используемы промышленными предприятиями, поскольку они не требуются для военных нужд, за соответствующую оплату. За оборудование и рабочую силу, которыми будут пользоваться „Предприятия" непостоянно, оплата будет произведиться в почасовом порядке. В результате предварительные вложения сведены к минимуму и будет достигнута большая экономия в накладных расходах, большая часть которых ложится на арсенал. Значительное количество промышленного оборудования (собственность армии) — токарных, строгальных станков, шэйперов, обдирочных машин, прессов, сверлилок и т.п.— может бытьЖурнал министерства торювли Соед. Штатов от 29 декабря 1930 г.1использовано этими предприятиями. Пока что закуплено нового оборудования для автомобильной мааерской в Соед. Штатах только на 35 тыс. амер. долларов. Постепенно подбирается и персонал для этих предприятий. Среди главных руководителей автофабрики — два китайца с значительным стажем на заграничных автозаводах. Во главе сбытового отдела — китаец, только что окончивший американское учебное заведениа. Программа производства грузовиков Составлена производственная программа, предполагающая одиннадцать месяцев работы в году (также, как в арсенале). Она предусматривает выпуск ежемесячно 5 грузовиков .Модели 100", позволяющих давать нагрузку колесам в размере 10 тыс. фунтов и 10 грузовиков „Модели 75", с нагрузкой в7 500 фунтов, всего 165 машин в год. Грузовики будут называться ,.Фын-Тзян", как раньше именовался Мукден. Эти грузовики относятся к разряду тяжелых грузовиков ик классу белее дорогих: более легкий из них соответствует американским грузовикам, оцениваемым в3 тыс. долларов (американских). Они сконструированы в первую очередь для езды по бездорожью; большая часть пойдет, вероятно, в употребление как автобусы. Состояние производства Большая доля частей для грузовиков будет закупаться в Соед. Штатах; остальное будет делаться в мукденских мастерских. Руководящим принципом является возможное увеличение частей, производимых на месте. С самого начала в мастерских будут делаться стальные колеса, радиаторы, поперечины рам, кронштейны рам и пр.; после выпуска первых 45 грузовиков начнется выработка на месте передних осей. Мастерские уже выпускают стальные колеса, но оборудование для производства сердцевин радиаторов (сотового типа), заказанное в Соед. Штатах, еще не получено. Производство грузовиков начнется, повидимому, не ранее середины 1931 г. Конкуренция с импортными грузовиками Ввозившиеся до сих пор грузовики принадлежат к разряду дешевых и средних по цене; следовательно, введение в оборот нового высокоценного грузовика вряд ли повлияет на рынок импортных грузовиков. Можно отметить, что число грузовиков, прошедших из-за границы через Дайрен по железной дороге, возросло с 251 в 1928 г. до 736 в 1929 г., несмотря на очень неблагоприятные экономические условия. Вследствие мировой депрессии и падения курса серебра ввоз автомобилей в нынешнем году значительно сократился. Доля американцеа в импорте грузовиков составляет около 98°/о.М