12
13
ПЕРВЯЯ ВЫСТЛВКД СОВЕТСКИХ ГЛИССЕРОВУСКОРЕНИИ темпов отдельных отраслей хозяйства Советской страны и уплотнении связи между ними огромную роль должен сыграть новый вид водомоторного сообщения — глиссер. В таких крупнейших отраслях нашего народного хозяйства, как лесная, рыбная, золотопромышленная, хлопковая и др., в обслуживании почтовых и пассажирских сообщений ив обороне Союза глиссер должен занять видное место. Интерес к глиссеру в нашей стране об'ясняется также и тем, что большинство рек значительную часть года мелководны; в эти периоды рейсы обычных речных пароходов часто превращаются у нас в подлинные „скачки с препятствиями". Глиссеру мелководье не страшно; наоборот — именно в расчете на него он и сконструирован. Как известно, глиссер движется не по принципу водоизмещения, как пароход и обычная моторная лодка, а по принципу скольжения, обычно двумя небольшими площадками, за счет поддерживающей силы давления на днище. Для глиссера не страшен также и другой обычный бич наших мелководных рек — водоросли. Так как глиссер —судно с небольшой погружаемостью и водяной винт заменен в нем воздушным, то он может проходить ив водах, изобилующих водорослями, совершенно непроходимых даже для моторной лодки, не говоря уже о более глубоких по посадке суднах. Вот почему на Западе очень развито использование глиссеров для самых оазнообразныхВцелей. Многие западные фирмы уже выработали стандартные типы глиссеров и распространяют их по всем странам света, в особенности по колониальным странам с жарким климатом, в котором реки быстро мелеют или зарастают водорослями. У нас широко учла всю выгодность глиссерного дела Чувашская республика, которая, как известно читателем нашего журнала, поставила у себя регулярные глиссерные рейсы. Ее примеру должны последовать и другие области Союза. Страна строящегося социализма должна и здесь „догнать и перегнать" своих капиталистических соседей. Центральный совет Лвтодора вполне своевременно организовал в Москве в Петровском пассаже первую всесоюзн уювыставкуглиссеров , которая должна популяризовать новый вид водного транспорта среди широких масс трудящихся, познакомить наши хозяйственные организации с глиссерами как с быстроходным средством передвижения и связи и демонстрировать советские конструкции глиссеров, их технические достижения и опыт эксплоатации. Первая всесоюзная выставка показывает достижения советского глиссеростроения за последние три года в разных областях применения глиссеров — служебной, спортивной и пассажирской на 9 различных типах глиссеров. Надо отметить, что до сих пор глиссеросгроение в СССР развивалось слабо. Лишь за последнее время, когда реконструкция начала производить революцию во всех отраслях советской промышленности и техники, когда новые идеи находят себе применение во всемОбщий вид Всесоюзной выставки советских глиссеров (Москва, Петровский пассаж) 12 народном хозяйстве страны, — началось оживление и на участке глиссеростроения. Это оживление достаточно наглядно демонстрирует выставка. Наибольшее внимание привлекает на ней огромный закрытый 25-местный глиссер „ А ндрейЛ еж ава " . Он предназначен для дальних пассажирских рейсов на больших реках с затрудненным судоходством и был впервые спущен на воду в октябре 1930 г. Его мотор - советского производства„М-5",мощностью в 400 лош. сил. Предварительные испытания глиссера на реке Москве дали благоприятные результаты и показали среднюю скорость глиссера около 40 км в час. Запас горючего обеспечивает работу глиссера на протяжении 200 км. По этому типу будут строиться у нас серийные пассажирские глиссеры, которые будут работать на Среднеазиатских глиссерных линиях. Для пассажирского и почтовогосообщения предназначается и другой глиссер — „ Я втодор - 1 " , построенный коллективом Лвтодора при Московском политехникуме связи. „А втодор - 3"—служебный глиссер — построен в порядке соцсоревнования рабочими и служащими НАМИ и участвовал в походах по Волге в Чувашскую АССР и на Днепре, показав блестящие результаты по проходимости. Так, на этом глиссере совершенно свободно были Дей ствительно, глиссер —это интересный и нужный водный экипаж" преодолены некоторые Днепровские пороги, что впервые было сделано самоходным судном. На выставке экспонируется иперегнать " — 7-местный с мотором модель этого победителя легендарных Днепровв 260 лош. сил. Его особенностью является ских порогов. впервые примененные у нас радиаторы, охлаждаемые водой. Глиссер сконструирован и поСлужебным по типу является и „ А вто строен общественными силами Лвтодора идор - 7 " — двухместный глиссер с советским Лсоавиахима в Военно-воздушной академии. мотором „НЛМИ-1", мощностью 19 лош. сил. Этот глиссер интересен тем, что предназначается Глиссер им . Б аранова представляет собою для использования на самых мелководных ре11-местную пассажирскую закрытую машину с ках, не требует для обслуживания квалифицимотором советского производства в 400 лош.сил. рованного персонала, а по весу настолько Глиссер им. XVI партс ' е зда сконструилегок, что при посадке на мель может быть рован и построен общественностью московлегко снят с нее одним человеком. ского Электрозавода, как премия лучшей ударной бригаде завода. Он—8-местный, открытый, Средством быстрой связи могут служить глисс мотором в 220 лош. сил и фото его по праву серы типа „ А втодорб " , спроектированпредставлено на выставке. ные глиссернои подсекцией Лвтодора и построенная на Ярославской судоверфи. Глиссеры Из остальных экспонатов отметим еще моэтого типа очень распространены за гранидель глиссера „ А втодор - 1 6 " из проектироцей, в особенности в Соед. Штатах, где исванных глиссернои подсекцией ЦС Лвтодора пользуются для туризма и спорта. типов. Это будет пассажирский 40-местный глиссер с двумя моторами советского произНаибольшую скорость показал на испытаниях водства по 400 лош. сил. Обе его пассажирских 5-местный опытный глиссер „ Ц аги - 1 " с мокаюты могут быть при необходимости приспотором в 160 лош. сил. Этот глиссер дал скорость соблены для перевозки грузов. По своей в 72 км в час. грузопод'емности этот глиссер будет наибольГлиссеры типа „№ 23" строятся у нас уже шим из всех существующих. серийно и работают на местах. Их средняя эксплоатационная скорость 40 км в час, они — Первая всесоюзная выставка Лвтодора придесятиместные, полузакрытого типа и имеют влекает к себе большое внимание и за неочень спокойный ход. сколько дней ее посетили тысячи автодоровцев и трудящихся столицы. Конструктивно интересен глиссер „ Д огнать13