14
15
ПРОБЛЕМЯПРЯВИЛЬНОИ СМЯЗКИМОТОРЯОДНИМ из главных условий, способствующих бесперебойной и длительной службе современного мотора, является хорошая смазка его. Применяемое для нее масло должно иметь известное постоянство состава в химическом и физическом отношениях, чтобы соответствовать пред'являемым ему высоким требованиям. Из-за образования в моторе высокой температуры необходимо, чтобы масло обладало высокой точкой возгорания. Под точкой возгорания подразумевается самая низкая степень теплоты, при которой образующиеся масляные пары (а не само масло) сгорают в виде взрыва. Точка возгорания, однако, не должна быть слишком высокой, так как в этом случае масло, попадающее при смазке цилиндров в камеру сгорания и не сгорающее полностью, образует масляные остатки на днищах поршней и стенках камеры сгорания. Точка возгорания масла колеблется между 180° и 240° С; в моторах, охлаждаемых воздухом, она должна быть выше, чем в моторах, охлаждаемых водой. Кроме большого теплового постоянства хорошее масло должно обладать тем же постоянством и по отношению к низкой температуре. Самая низкая температура, при которой масло течет еле заметно, должна соответствовать условиям рабочего процесса и зимой быть не ниже 4° С. Летом следует применять густое масло, так как жидкое недостаточно смазывает и недостаточно уплотняет поршень. С другой стороны, зимой следует применять жидкое масло, так как густое скорее замерзает и не имеет достаточной текучести для полной и безукоризненной смазки. Главный признак хорошего масла — вязкость или тягучесть. Чем больше его вязкость, тем выше его способность принимать нагрузку.С прибавлением тягучести возрастает, однако, внутреннее трение масляных частиц (молекул) друг о друга и наряду с этим падает механический коэфициент полезного действия и следовательно мощность мотора.Подходящее масло должно наряду с минимальным жидкостным трением быть настолько тягучим, чтобы не было разрыва смазочной пленки. Вязкость в большой степени зависит от температуры масла. Чем выше температура, тем жиже масло, чем она ниже — тем масло становится гуще. Однако при смене температуры масло должно сохранять по возможности постоянную консистенцию, т. е. при высокой температуре иметь свойства густого масла, а при низкой — жидкого. Применяемые для смазки масла должны быть незагрязненными, чтобы избежать быстрого износа работающих частей из-за попадания в них посторонних тел. Для того чтобы не было раз'едания металлов, масла не должны содержать кислот. Интересны способы исследования масел. Точка возгарания устанавливается специальным прибором.В масляный сосуд Е (черт. 1) наливается исследуемое масло и сосуд нагревается сначала быстро, а потом за 20° или 30° С до ожидаемой температуры воспламенения медленно. Каждые 30 сек. в сосуд Е опускается зажигалка и держится в масле 1 сек. Та температура, при которой получается внезапное взрывообразное сгорание образовавшихся над масляной ванной масляных газов, и есть точка возгорания испытуемого масла.Определение вязкости масла в вискозиметрах (черт. 2).производитсяЧерт. 1В висюзиметр Сайбольта в сосуд А, в зависимости от температуры, при которой исследуется масло, наливается вода или плело. При низкой температуре — вода, при высокой — масло. Цилиндр В закрывается внизу пробкой Ди наполняется исследуемым маслом. Жидкость в сосуде АU «агревается при помощи газовой горелки £ д о такой температуры, при которой должна быть установлена вязкость. При достижении ее пробка Д удаляется и одновременно пускается в ход секундомер. Масло бежит в сосуд 2 вместимо•стью в 60 см 8 . Как только масло достигло об'ема в 60 см 3 , •секундомер останавливается. То время в секундах, которое потребовалось маслу для прохождения насадка Е, называется вязкостью Сайбольта. Благодаря установлению вязкости при различных температурах можно составить кривую, показывающую расхождения между степенью вязкости различных масел.его вязкости. Если масло становится жидким, т. е. если его вязкость снижается, оно теряет свои смазывающие качества. Разжижение масла может быть следствием применения трудно кипящего горючего. Несгоревшие составные части такого горючего набиваются на стенки цилиндров, в картер ив смазочное масло. Кроме того разжижение масла может бытьКак уже сказано выше, масло должно по возможности мало менять свою вязкость при смене температур, т. е. должно иметь плоскую кривую вязкости. Имеется два рода смазочных средств: жирные и минеральные масла. Жирные масла (например, касторовое) имеют свойство легко окисляться и раз'едать металл и образуют смолистые налеты. Они имеют перед минеральными маслами то преимущество, что они мало меняют свою вязкость при смене температур ив виду этого при высокой температуре они лучше противостоят давлению подшипников. Но они не годятся для длительного употребления, а применяются преимущественно в гоночных моторах, где нужна кратковременная высокая мощность. Минеральные масла имеют перед жирными то преимущество, что они обладают большим постоянством, так как тепло и воздух, разлагающие жирные масла в короткий промежуток •времени, имеют на них незначительное влияние. Несмотря на то, что вязкость минеральных масел •сильно меняется с изменением температур, их все же предпочитают жирным маслам. Как уже было сказано выше, масла, попадающие в камеру сгорания, имеют свойство оставлять при неполном сгорании остатки в виде масляного нагара. Так как теплопроводность масляного нагара значительно меньше, чем у металла (примерно в 50 раз), неизбежным следствием этого является возможность значительной накаляемости частиц этого нагара. Кроме того камера сгорания уменьшается в об'еме, мотор работает неэластично и начинает стучать. Из-за сильного накала некоторых частей может даже возникнуть самозажигание. Если замки поршневых колец лежат один на другом (черт. 3), то при всасывающем ходе мотора масло всасывается в камеру сгорания, через образующийся сквозной зазор. Кроме того масло может проникнуть в камеру сжатия благодаря накачивающему действию поршневых колец. При всасывающем ходе мотора поршневые кольца прижимаются к верхнему краю кольцевой канавки у поршня, при чем образующийся при этом зазор в канавке поршня наполняется маслом. При смене направления хода (черт. 4) поршневые кольца уже прижимаются к нижнему краю кольцевой канавки, а масло начинает перемещаться сзади колец в следующую канавку и далее, в камеру сгорания. Несмотря на то, что набирающееся при каждом ходе количество масла очень невелико, все же при высоком числе оборотов мотора его набирается столько, что нехватает кислорода смеси для полного его сгорания. При этом масляные пары частью попадают в выхлопной трубопровод, образуя выхлопной угар, а частью осаждаются на внутренних стенках камеры сгорания, замасливая свечи. Как уже было сказано выше, смазывающие качества масла зависят главным образом отследствием неправильной карбюраторной установки. При слишком жирной смеси нехватает кислорода для полного сгорания и несгоревшее горючее попадает в масло. При сгорании смеси образуется как продукт сгорания водяной пар, оседающий и конденсирующийся на стенках цилиндров. Вода собирается в картере и образует с маслом массу, которая может забить нагнетательный трубопровод и привести к нежелательным разрушениям.Черт. 4Для правильной смазки необходима точная проверка смазочной системы. Особое внимание должно быть обращено на масляный фильтр, который время от времени следует промывать бензином. Со временем во всей системе циркуляции масла образуются загрязнения в виде масляных нагаров, металлических стружек и т. д., которые забивают фильтр и могут нарушить работу всей смазывающей системы. П. М. 15