30
31
СОВРЕМЕННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ПРИМЕНЕНИИ ХОЛОДНОГО АСФАЛЬТАСФАЛЬТОВЫЙ бетон и разновидность его — песчаный асфальт считаются наиболее рациональными современными типами асфальтовых одежд. Дорожная техника еще недостаточно точно установила способы приготовления составов этих материалов (у нас асфальтовый бетон еще не вышел даже из стадии опытов), как уже появился новый материал — х олодныйасфальт , сразу создавший новую проблему в дорожном строительстве. Холодный асфальт представляет собой материал, который, будучи рассыпан по готовому основанию и укатан, дает одежду типа асфальтобетонной или песчаного асфальта. Существует много сортов холодного асфальта, изобретенных в различных странах, носящих специальные наименования и запатентованных фирмами. Наиболее известными из них, о которых мы и будем говорить в этой статье, являются „дамман", „эмизит" и „эгролис". Первый из этих материалов — „ д амман " — испытывался в СССР. Из „даммана", привезенного из Германии, были построены опытные участки под Ленинградом и Москвой. Принцип приготовления холодного асфальта различен для каждого материала, поэтому он будет приведен при описании каждого из холодных асфальтов. Дамман-асфальт или эссенский асфальт изобретен германским строителем из города Эсс ена — Дамманом, по фа-милии которого он и носит свое название. Материал этот в настоящее время получает широкое распространение в Европе, где для его изготовления построено уже свыше 20 заводов. По внешнему виду дамман-асфальт представляет собой черный песок. Вырабатывается он с применением шлаков доменных печей. Шлаки для этого дробятся, растираются, высушиваются ив горячем состоянии перемешиваются с определенным количеством битума или каменноугольного дегтя. В своем составе „дамман" имеет определенное количество частиц различной крупности до самых мелких, размером в 0,003 мм, чтобы при уплотнении получалась масса, почти неАимеющая пустот. Для приготовления „даммана" применяют незначительное количество вяжущего вещества, достаточного только для того, чтобы каждая частица шлака была покрыта его тончайшей пленкой. Так, в „даммане", применявшемся в СССР, содержалось всего 5,2—5,8<>/0 каменноугольного дегтя. Принцип приготовления „даммана" состоит в следующем. Очень пористые материалы, какими являются шлаки, в процессе перемешивания с горячим вяжущим веществом как бы ьсасывают в свои поры это вяжущее вещество. Поэтому, в виду незначительного количества примененного вяжущего вещества, достаточного только для заполнения пор, материал после охлаждения остается рыхлым и не слипается при легком сжатии. При сжатии порошка битум облегчает скольжение частиц и их уплотнение, при сильном сдавливании (например, укатке) дамман-асфальт уплотняется, из пор выдавливается часть вяжущего вещества, которое и связывает всю одежду в сплошную массу. Окончательное уплотнение получается с течением времени под влиянием укатки от движения. Способ работ с дамман - асфальтом очень прост. В качестве основания может служить щебеночная кора или бетонная плита. По готовому основанию дамман рассыпается ровным слоем около 4—5 см толщиною, этот слой укатывается сначала легким катком, затем более тяжелым — моторным. Если щебеночное основание не имеет достаточно ровной поверхности, то для выравнивания его рассыпают и укатывают слой из смеси мелкого щебня с дамманом, а поверх него устраивают самую одежду. После укатки сразу пускается движение, которое придает окончательное уплотнение. Работу можно производить во всякую погоду, за исключением дождя, снега и холода ниже 4° С. Принцип применения дамман-асфальта был сообщен германским специалистом Эггертом, руководившим в СССР опытными работами с „дамманом". Если это сообщение верно, то как будто бы можно вырабатывать холодный асфальт из имеющихся у нас материалов: пористых, но достаточно твердых известняков и нефтяных битумов. В настоящее время для установления способов приготовления холодного асфальта типа „даммана" ведется научно-исследовательская работа в Центральном автомобильно дорожном институте в Ленинграде. Американские холодные асфальты изготовляются по совершенно иному принципу. Они представляют собой те же асфальтовые бетоны и песчаные асфальты, приготовляемые в обычных асфальтобетонных машинах, только в состав их вводится не обыкновенный битум, а битум, разведенный каким-либо растворителем (лигроин, бензин, газолин, кеУотройство одежды из даман-асфальта на Волоколамском шоссе Росини ДР-). являющимися продукпод Москвой тами, вырабатываемыми из нефти.30 Такой разведенный битум остаётся жидким до тех пер, пока растворитель, который является летучим веществом, весь не испарится. Если держать разведенный битум в закрытом сосуде, из которого не смогут уйти пары растворителя, он б. дет оставаться жидким. Также и асфальтовый беюн и песчаный асфальт, сделанные с применением разведенного битума, остаются рыхлыми и пластичными, пока растворитель не испарится. Поэтому приРаботы по устройству дороги иа эмизита готовленный холодным способом асфальтовый бетон и ссыпанный в кучи может долго сохраняться в пластичном Подвезенный на дорогу материал рассыпается состоянии, так как затвердевающая верхняя с автомобилей на основание, разравнивается тонкая корка материала, соприкасающаяся с граблями и укатывается; все эти работы могут воздухом, не будет пропускать наружу паров выполняться не спеша, с необходимой тщательрастворителя. ностью для получения хороших результатов. Оба слоя устраиваются одинаковым образом. Укладываются холодные материалы обычным В качестве основания может служить старая способом. Укатанный слой затвердевает, так щебеночная или гравийная одежда. как тонкий слой материала имеет большую Анализ образцов одежды из эмизита дает поверхность соприкосновения с воздухом, и следующие составы их (в %°/о): и растворитель испаряется быстрее, после чего получается обычного типа асфальтобетонная одежда. Нижний Верхний Преимущества таких холодных материалов Материал слой слой перед укладываемыми в горячем состоянии заключаются в следующем. Асфальтобетонные 4—6 5-7 заводы, имеющие большую суточную произвоБитум 0.4-1.0 0 4—1,0 Растворитель . . . дительность, приготовляют горячий материал 0,5-1.0 0,5-1,0 Гидравл. известь. только в дни его укладки т. е. в незначитель0—Ь 0-8 Заполнитель . - . 86—92 83-90 ный период времени в году; остальное время Песок и щебень . заводы обычно не работают. Заводы же, приготовляющие холодный материал, могут работать круглый год, заготовляя материал в запас Как видно из приведенных составов, особендля работ в летнем сезоне. Такие заводы при ностью эмизита является наличие в нем гидраводинаковой суточной производительности с первыми дают в год продукцию большего разлической извести. Готовая одежда сразу открывается для движения. мера. Кроме того, укладка холодного материала Недавно появившийся в Америке холодный проще, так как нет необходимости тщательно соблюдать температурный режим, качество поасфальт под наименованием „эгролис", совершенно отличается по способу своего приготовлучаемой одежды не так страдает от влияния ления от предыдущих. Способ приготовления погоды, при которой производятся работы, а этого типа асфальта является пока секретом стоимость одежды получается ниже. фирмы; во всяком случае установлено, что он Путем внесения ряда отдельных улучшений в вырабатываемые холодные материалы созприготовляется без применения растворителей и воды (применяемой при приготовлении эмульдался целый ряд патентованных холодных ассии). Можно догадываться, что по способу фальтов. Из них остановимся несколько на приготовления он сходен с „дамманом". Холодэ мизите . получившем широкое распространый порошок „эгролиса" рассыпается по нение в САСШ и Канаде. основанию слоем толщиною 5 см и укатывается Эмизит закупается на складах, в которые он доставляется с вырабатывающих его заводов. тяжелым моторным катком. В связи с ростом у нас автомобильного движения и развитием дорожного строительства безусловно большое значение получит применение холодного асфальта. Холодный асфальт при небольшом количестве заводов позволит получить материал для большого об'ема работ. Кроме того холодный асфальт допускает дальнюю его транспортировку (даже по железным дорогам), поэтому один центральный завод может снабжать материалом ряд окрестных городов при небольшом масштабе работ, в которых было бы экономически невозможным организовать отдельные заводи для приготовления горячих смесей. Инж. В. Н—ов 31Укатна одежды, устроенной из холодного асфальта