ДАДИМ СОВЕТСКОЙ СТРАНЕ СОВЕТСКИЙ ГЛИССЕР !-. "'«•»•>«.т-„,Глиссер „Автодор-4 1 ', работающий на пассажирской линии в ЧувашииОДНИМ из новейших средств быстроходного транспорта для мелководья является глиссер, имеющий громадные преимущества перед другими средствами водного транспорта. Глиссер (gliscer — скользить) — судне, держащееся на поверхности воды при больших скоростях движения не за счет водоизмещения, а за счет поддерживающей силы давления воды на днище. Для того чтоб заставить судно выходить на поверхность воды, необходимо конструировать днище так, чтобы оно имело форму площадки, на которую глиссер мог бы опираться во время скольжения по воде. Плодадка должна быть расположена под некоторым углом к направлению движения для того, чтобы давление на наклоненное днище выталкивало глиссер на поверхность. Уступ, называемый реданом и устраиваемый на днище глиссера, заставляет его скользить на двух или более (в зависимости Oi количества реданов) коротких площадках, что еще более уменьшает водяное сопротивление. Таким образом глиссер не раздвигает волу во время своего движения, а скользит по ней двумя небольшими площадками тр':ния и является поэтому наиболее совершенным пока скоростным водным судном. Кроме того глиссеры с воздушными винтами обладают еще одним ценным качеством — исключительной проходимостью по мелководным и заросшим водорослями рекам. Выполнение директив партии и правительства в вопросах реконструкции водного транспорта и применения новейших технических достижений обязываетсоветскуюоб щ ественностьвлицеДвтодора поставить вопрос о строительствеглиссеров имоторов для них во всей широте. Работа на многих наших реках с затрудненным судоходством: перевозка почты, медикаментов, семян, инструмента, денег, золота и прочих ценных грузов, административно-технического персонала, врачебной помощи, работа всевозможных изыскательских партий — вот об'екты работы глиссера. Разведка рыбы, дорог, мостов, экспедиции, лесосплав, связь в хлопковых районах, разнообразные речные работы и т. д. Особо стоит вопрос опримененииглис сера для пограничной охраны. Благодаря своей быстроходности глиссер является чрезвычайно удобным средством охраны наших границ. Морские глиссеры с водяными винтами для несения патрульной службы могут быть использованы на скорости порядка f-О—90 км в час, что делает их поистине вездесущими и незаменимыми. Английская фирма „Торникрофт" поставляет почти во все страны свои глиссеры для несения патрульной службы, со скоростями 70—80 км в час и мощностью мотора в 240—300 лош. сил. Они снабжаются радиоустановкой и имеют 12 мест для команды. В речной обстановке глиссер с воздушным винтом и откидными рулями, имея большие скорости и обладая замечательной проходимостью, может явиться важнейшим средством охраны речных границ Союза. Мы имеем уже яркие образцы успешного служебного применения глиссеров в хозяйственной жизни нашей страны. Глиссер „Невдубстрой", работавший на Неве между Ленинградом и Невдубстроем, прошел за лето 1930 г. 5 800 км со средней скоростью 48,5 км в час.* Пассажирский глиссер „Автодор-2'' на 25 пассажирских местБлестящий пример показал один из сконструированных глиссерной подсекцией ЦС Автодора глиссер »Автодор-3", являющийся первым самоходным судном, прошедшим наиболее грозные из Днепровских порогов вверх и вниз. На полном ходу „Автодор-3° проскакивает мели длиною до 7 м. Имеется целый ряд конструкций, не уступающих лучшим заграничным фирмам. Сравнение глиссера лучшей из французских фирм „Дюмон-Гальвена" и нашего .,Автодор-1" говорит в пользу последнего. С мотором ^ХоллС коп " в 125 лош. сил и нормальной нагрузкой в7 чел. „Автодор-1" на официальном испытании показал скорость 54 км в час. ,.ДюмонГальвен" с мотором ..Бенц" 230 лош. сил и нормальной нагрузкой 7 чел. дает скорость около 56 км в час. При почти вдвое более мощном моторе скорость „Дюмона" почти не превышает скорости первого из автодоговских глиссеров. Появление на реках Союза небольшого количества глиссеров повлекло за собою растущий с каждым днем спрос со стороны В. Гартвиг хозяйственных организаций. Серия в 50 глиссеров, выпускаемая московской судостроительной верфью Всесоюзного об'единения речного транспорта, не удовлетворяет и малой части потребностей нашего хозяйства. В 1930 г. у спешно работала первая опытная линия Чув ашской АССР нарекеСуре . Линия продолжит свою работу ив этом году. Всесоюзное об'единение гражданского воздушного флота „ВОГВФ" в 1931 г. открывает две пассажирских глиссерных линии: одну в Средней Азии по реке Аму-Дарья, где будут работать глиссеры типа „Автодор-2" 25-местные, и другую — на Лене, где будут работать глиссеры „Автодор-10" на 12 пассажирских мест. Недавно закрывшаяся Первая всесоюзная выставка советских глиссеров Служебный глиссер ,,Автодор-3:', прошедший некоторые Днепровские пороги ПОСТАВИМ ГЛИССЕР, АЭРОСАНИ, МОТОЦИКЛ, ТРЕХОСКУ НА ОХРАНУпользовалась крупным успехом. За 3D дней её посетило более 40 тыс. человек. В некоторые дни посещаемость доходила до 3 600 чел. На выставке демонстрировались 9 различных типов глиссеров, различных типов моторов для глиссера мощностью от 65 до 500 лош. сил, карты пробегов и линий, диаграммы, фотомонтажи, модели, каркас глиссера, находящегося в постройке, и чертежи глиссеров. Выставка создала некоторый перелом в оценке значения глиссера и помогла правильной ориентировке хозяйственных и промышленных предприятий в вопросах использования этого средства транспорта ив организации производства глиссеров и моторов к ним в СССР. Созванное 17 мая Центральным советом Автодора совещание ответственных представителей хозяйственных, производственных, научно-исследовательских, военных организаций и постоянных представительств союзных и автономных республик заслушало доклады тт. Гартвига и Байкова о состоянии и перспективах развития глиссерного дела в СССР. Доклады вызвали оживленный обмен мнений. Все участники совещания выступали с требованиями немедленно приступить к производству глиссеров и моторов к ним. Стране нужны глиссеры. Глиссер найдет широчайшее применение во всех отраслях нашего хозяйства и во многих местах явится единственным средством сообщения. Совещание единогласно вынесло решение, в котором просит Наркомвод развернуть специальную верфь по глиссеростроению с тем, чтобы выпуск в будущем году составил 500 единиц, в следующем — 1000. В те же сроки ВАО должны довести выпуск моторов до 600—700, а затем 1200 — 1500 моторов с запасными частями. В Чувашской республике должен быть построен глиссерный завод. При Наркомводе должен быть организован исследовательский институт по быстроходному водному транспорту.ГРАНИЦ!