Известный шведский инженер Гессельман, работающий над легкими двигателями „дизеля", недавно сконструировал очень интересный новый тип двигателя, отличающийся от обычных „дизелей" отсутствием высокого давления для самовоспламенения смеси. Английская фирма „Ойл Моторс Лимитед" (в Лондоне), известная постройка экспериментальных двигателей для компании „Лейланд", сейчас изготовляет целую серую двигателей Гессельмана. Они строятся также ив Австрии. Приведенные описания новейших двигателей показывают, что легкие двигатели „дизеля" уже вышли из стадии экспериментов и заняли значительное место в современной автомобильной промышленности всего мира. Инж. Кюмминс испытывал свой „дизель" на семимесгном автомобиле, весом в2 500 кг. Автомобиль имел передачу 2,5:1 и шел на дистанцию в 10 000 км. Им была показана очень большая скорость, даже на крутых под'емах он показывал 35 км в час. Средний расход нефти равнялся 0,8 на I км.Двигатель был четырехцилиндровый (115 XX 150 мм) и предназначался к работе на 1 000 оборотов в минуту. На испытании же, при скорости движения в 90 км в час, он развивал и1 200 оборотов. В марте 1930 г. на известном трэке в ДайтонаБич второй автомобиль Кюмминс весом в1 800 кг с тем же четырехцилиндровым двигателем прошел 1 700 км со средней скоростью в 125 км в час. Эти два пробега Кюмминса привлекли всеобщее внимание к легким „дизелям" и явились очередным толчком для усиленного развития их в настоящее время. Вопрос о создании советского „дизеля" для автомобилей широко встает в связи с планом автомобилизации Союза. Нам нужно поэтому внимательно следить за всеми шагами развития дизельмотостроения для автомобилей и тракторов за границей. Инж. Я. Коростелин„МЕСЯЧНИК ДОРОГИ" В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИТрудовое участие крестьянского населения в строительстве дорог низовой сети в прошлом году предполагалось в Московской области на сумму 6 млн. руб. Выполнено лишь на 2 млн. Такой глубокий прорыв, казалось бы, должен был кое-чему научить. Это относится в равной степени ик работникам Облдортранса ик рикам. Третий год пятилетки — решающий — по наметке Облдортранса должен стать решающим и на фронте трудучастия населения. Дорожное строительство по линии трудповинности должно выразиться в этом году в 17 млн. руб., т. е. в 3 раза больше, чем в 1930 г. Подготовился ли Обпдортранс как следует к этой грандиозной задаче, до некоторой степени решающей проблему борьбы с бездорожьем в области? Нужно ответить отрицательно. Не было даже серьезной агитационно-раз'яснительной работы. Этим можно отчасти об'яснить то, что ив этом году трудучастие населения в дорожных работах не налаживается. Выполнено за четыре месяца всего 5% от годового плана. Вина — только ли Облдортранса? А рики? Как они относятся к важной и жизненно необходимой (в первую очередь для них самих) работе по строительству дорог и мостов в своем районе? Нужно прямо сказать: б*тбра.лую, наплевательски, Мособлисполком дал рикам ясную и четкую директиву об организации трудучастия населения. Как же они эту директиву выполнили и выполняют? Несколько фактов. Бежецкий рик (район деятельности МТС) постановление Мособлисполкома о трудучастии населения не прорабатывал, плана строительства не составил, раз'яснительной кампании среди населения не проводил. Аналогично провалили у себя кампанию по трудучастию населения Можайский рик, Ша1урский, Иваньковский и др. Воловский рик (также район деятельности МТС) не заготовил ни одного бревна для постройки новых и починки старых разваливающихся мостов. Характерно отношение районной печати и ее содействие строительству дорог. Орган Талдомского рика „Коллективный труд" промариновал 'у себя три недели официальный материал о „декаде дороги", а по истечении этого срока редакция подшила этот материал в дело, наложив на нем резолюцию: „Поздно". Кое-где в риках шевелятся, но медлительно нудно,— еле выполняют 12—20°,п. Есть постановление Мособлисполкома от 25 мая: об'явить по Москве и области ударный „месячник дороги". Период июнь — июль, промежуточное время между севом и сенокосом, является ударным. Все отстающие рики должны подтянуться. К 5% выполненного плана следует довыполнить в течение „месячника" 70°/0. Эту задачу ставит Облдоргранс перед риками. Горячее участие в этом „месячнике" должны принять автодоровские организации Москвы и области. Десятки бригад, тысячи летучек, воззваний, лозунгов, агитпробегов, субботников Автодора, м ассовое оперативное включение автодоровцев в дорожное строительство,— вот что требуется от Московского областного отдела и районных отделений Автодора. Лицом к низовым сельским дорогам, к колхозу, МТС, в большинстве расположенных среди бездорожных проселков, — вот что должно стать задачей для риков, дортрднсов и Автодора. R. З латовВ ОЧЕРЕДНОМ НОМЕРЕ „ЗА РУЛЕМ" БУДЕТ ПОМЕЩЕНА СТАТЬЯ Н. ОСИНСКОГО — ОТВЕТ НА СТАТЬЮ Е. СЕРБИНА „КРИВО ЛИ ЗЕРКАЛО?", см. газету „ГУДОК" от 24 мая с. г.N