Эта новая коробка скоростей уже получила широкое применение в грузовиках ив автобусах. Английский конструктор Салерни сконструивал четырехступенчатуюэпицикли ческую коробкускоростей , управление которой производится от прикрепленного к рулевой колонке рычага. Моменты включения всех скоростей определяются автоматически; поэтому случайная ошибка шофера при передвижении рычага, например, с высшей скорости сразу на вторую скорость, никакого вреда механизму не принесет — включение шестерен не происходит до тех пор, пока числе оборотов ведущего вала не совпадет с числом оборотов ведомого вала. В ключениешес т ереннаступаетв том случае, е сли мощность двигателя на данных оборотах будет строго отвечать испытываемому трансмиссией сопротивлению. Как ив обычных эпициклических коробках скоростей, шестерни в этой коробке всегда находятся в зацеплении между собой и различные передаточные числа получаются приведением определенных деталей в неподвижное состояние; только здесь вместо тормозных лент применены зубчатые втулки (фиг. 2). Две солнечных шестерни (5 и 6) находятся в постоянном зацеплении с тремя парами планетарных шестерен (7). Все шестерни помещены в стальной барабан (4) с зубчатой внутренней нарезкой. С левой стороны к барабану примыкает зубчатый диск (2), а справа — диск (3), жестко связанный с ведомым валом (13) и предохранительными кольцами, (10), которые служат опорами для солнечных шестерен. Все шестерни имеют косые зубья для уравновешивания давления на подшипники. Высшая передача — прямая — получается при сцеплении ведомого вала (1) с зубчатыми втулками (8 и 9); вся коробка тогда вращается как одно целое. Третья скорость получается при расцеплении втулки (9); предохранительные кольца (10) медпенно отходят от прижимающих их шестерен, и стальной барабан (4) останавливается. Действующая от скоростного рычагаФиг. 3. Схема взаимодействия основных деталей коробки скоростей Салерни. Обозначения те же , что и на фиг. 2защелка падает на зубчатый диск (3) и делает его неподвижным. Вращение тогда передается через солнечные и планетарные шестерни. При включении второй скорости зубчатая втулка (8) остается в зацеплении, а барабан (4) освобождается. Защелка от скоростного рычага падает уже на зубчатый диск (2) и останавливает его в промежуток времени, соответствующий остановке вала (1). Планетарные шестерни находятся в неподвижном состоянии, и обнимающий их стальной барабан (4) вращается вхолостую. * Первая скорость и обратный ход получаются несколько сложнее. При помощи зубчатого диска (3) и втулки (11) останавливается барабан (4). Обратный ход получается при замыкании диска (2) и включении зубчатой втулки обратного хода (12). На фиг. 3 дана схема взаимодействия основных деталей описанного механизма. Тщательное наблюдение за работой этой коробки скоростей показало, что нагрузка на шестерни и окружные их скорости получаются очень умеренные. Инж. Я. КоростелинНЕ ТОЛЬКО ТРЯКТОР ПОРТИТ ДОРОГУ, НО И ДОРОГЯ ПОРТИТ ТРЯКТОРВПЕЧАТИ много пишут о вредном влиянии тракторов на шоссейные и мостовые дороги. Пишут о том, что нужно движение тракторов по дорогам ограничить обязательными постановлениями, чтобы сохранить дороги. Но никто не говорит о том, какой вред приносит трактору хождение по таким дорогам. Мы частенько наблюдаем как трактор^трясется по нашим мостовым, потом по шоссейным дорогам, пока доходит до колхоза или совхоза. Так как трактор не имеет амортизации (рессор), то всякие перегоны по дорогам с каменной одеждой отзываются на всем его механизме. Летят болты, отходят гайки, портятся ценные детали трактора. В результате тракторы, придя на место, обычно не идут на работу, а стано-вятся в лучшем случае на просмотр, а то и прямо в ремонт. С развитием автомобилизации и тракторизации СССР, с целью сохранения дорог и тракторов нужно всем крупным обобществленным сельским хозяйствам иметь грузовой автомобиль, п риспособленный для доставки трактороввколхоз или совхоз . В крайнем случае, подвозить их до грунтовых дорог, чтобы трактор мог безболезненно притти на место. Думаю, что для этого нужно издать обязательное постановление. Каждый хозяйственник должен знать, что, посылая трактор по мощеным дорогам, он приносит убыток нашему государству. В. ЛапинСмоленск19