7. Надежность работы дизеля не меньше бензиновых и керосиновых двигателей, так как у дизелей отпадают карбюратор и электрическое зажигание, вызывающие по крайней мере около половины всех неисправностей бензинового и керосинового двигателя. Указанные соображения приводят к вполне ясному выводу — н аш автотракторный парк должен в ближайшие годы перейтинадизеля , тем более, что ни одна страна, кроме СССР, не имеет тех основных предпосылок технического, экономического и социального порядка, к оюрые так благоприятно складываются в пользу применения ди-зелей в автотранспорте. Все эти соображения неоднократно высказывались автором, а затем и ВНИДИ с 1922 г. и по сегодняшний день, тогда же были указаны все необходимые мероприятия для внедрения дизелей в автомобильный и тракторный транспорт. Однако в этом направлении сделано так мало, что рассчитывать на получение большего эффекта, конечно, не приходится. Пора, наконец, этому важнейшему вопросу вместе с отмеченными выше мероприятиями по топливоснабжению, уделить то внимание, ноторого они заслуживают по праву. Лениград Проф . В. ГиттисАВТОДОР ВСТУПАЕТ В БОН ЗА АВТОДИЗЕЛЬСЕНТЯБРЯ состоялось объедийенное заседание автотракторной и автомобильной секции при ЦС Автодора, которое явилось в некотором отношении отражением настроений и действий наших хозяйственников и технических работников в деле строительства нефтяных двигателей и продвижения их на советские тракторы и автомобили. Докладчик инж. Меньшиков указал на целый ряд очевидных преимуществ нефтяного двигателя перед бензиновым (см. статью инж. Меньшикова на стр. 12): использование нефти даже отработанной, денежная экономия и пр. Как будто нет никаких об'ективных причин, тормозящих внедрение нового двигателя в наше народное хозяйством А что мы видим на деле? — Аты строим исобираемся строить в ближайшие годы,— говорил т. Меньшиков,— только бензиновые и керосиновые двигатели. Строим ли мы хотя бы один нефтяной двигатель? Ни одного нефтяного двигателя мы не строим и не готопим места, где можно было бы его построить. (Выступавшим в прениях т. Даниловым внесена поправка: в программу строящегося в Уфе первого моторного завода включено строительство первых 10 000 дизелей). Проблема нефтяного двигателя поставлена не сегодня и не вчера, а еще год назад. В течение целого года каких-либо реальных достижений в этом направлении почти нет. Выступавшие по докладу т. Меньшикова выражали некоторое неверие в возможность немедленного применения и эксплоатации в наших советских условиях нефтяного двигателя. Основной довод против этого заключается в том, что нефтяные двигатели еще недостаточно проверены в практической работе, что мы еще не имеем сведений о надежности их, ибо за границей они пока распрооранения не получили. Однако тов. Меньшиков указывал в докладезаграница все-таки имеет опыт в строительстве неф.яных двигателей, опыт значительный, и мы этим опытом должны воспользоваться. Таким образом задача сводится к тому, чтобы не мудрствуя лукаво проектировать и строить советские нефтяные двигатели, подбирая подходящие к нашим условиям габаритные размеры. Выступавшие в прениях справедливо жало10 вались на недопустимослабуюрабо т увэтомнаправлении НАТИ. Тов. Данилов по этому вопросу говорил. „НАТИ боится указать, какой двигатель мы можем строить. НАТИ предлагает нам свой проект неиспытанного, непостроенного двигателя. Мы должны строить завод на испытанных двигателях. Но НАТИ об этом не заботится. Если у ряда товарищей существуют до сих пор сомнения и неверие в надежность работы нефтяных двигателей в советских условиях, то значительная вина в этом падает на НАТИ, который не сумел или не хотел рассеять эти сомнения. В чем дело? Дело, якобы, стало за получением нового оборудования для производства лабораторных опытов, за тем, что у НАТИ нет производственной базы. Не вопиющее ли безобразие, что вопрос строительства нового двигателя, вопрос экономии миллиарда рублей упирается в нехватку лабораторий, оборудования иеще чего-то у одного Научного автотракторного института. Тов. Меньшиков бросил фразу, что в настоящее время мы можем критиковать строительство старых не экономичных двигателей „не только с бумагой в руках, но и сравнивая их с другой новой машиной". Да, это так. Перед докладом т. Меньшикова все присутствующие могли видеть во дворе Автодора грузовой автомобиль с нефтяным двигателем фирмы „Saurer". Этот автомобиль прошел без ремонта около 60000 км — п робег достаточный, чтобы судить о надежности машины. „Saurer" имеет ряд преимуществ, не уступая по качеству обыкновенному автомобилю с бензиновым двигателем. В споры вокруг строительства нефтяных двигателей врывается ровное тарахтение машины. Этот голос машины — ж ивого , работающ его нефтяного двигателя — ценнее многих человеческих голосов против. Выводы слишком ясны... Время „околодвигательных" разговоров закончилось. Наступила пора строительства этих двигателей. Л. Васильев