22
23
24
Автодор на маневрах МВО. Скверная дорога причиняла много затруднений автомобилистам Фото М. П рехнераАВТОДОРОВЕЦ В ШИНЕЛИОчерк Татьяны ТэссОЕННЫЙ отряд Автодора, отряд машин и мотоциклов выступил на осенние маневры МВО. Армия—организация железной цельности. Работника армии отличают от штатского не военная шинель и звезда на фуражке. Организованность, четкость работы военизируют и вполне штатского водителя. Сознательность, глубокое чувство долга и ответственности приближают его к бойцу. И, наконец, крепкая дисциплина делает из авгодоровца настоящего военного, органически вросшего в шинель и сапоги. Это то, что требовала армия от Автодора.Зарисовки Бор. Ефимованих есть и такие, что давно утратили свою автоиндивидуальность,— это уже некие движущиеся вместилища совершенно различных собранных частей, и, вдобавок, движущиеся наполовину силой воли. Но есть и отличные новые машины последних моделей. Для маневров были отобраны лучшие автомашины, лучшие мотоциклы, наиболее передовой водительский актив. Отряд был разбит на три группы: часть была прикомандирована к „красным", часть к „синим", и часть поступила в распоряжение шта ба руководства. И вот, наконец, весь отряд очу тился в районе маневров. Первые дни было солнечно и сухо. Проселки, составляющие в основном дорожную сеть райМашины, которыми располагает областная она, выглядели успокаивающе безобидно. организация, по маркам и типам представляют Но потом небо обложилось тучами, как ватой. собой чрезвычайно пестрое зрелище. Среди Рванулся дождь и зарядил с катастрофическим упорством. Проселки сразу раскисли. И вот тут машины хлебнули горя. Подобного издевательства над организмом машин, до которого дошли пути сообщения, мне еще не доводилось видеть. Здесь были лужи, в которые машина входила по брюхо и, жалобно газуя, карабкалась наверх. Здесь были канавы, в которых увязали колеса и буксовали, вращаясь столь же стремительно, сколь и безрезультатно. Жидкую грязь, где машину заносило и ставило поперек дороги , — сменяли глубокие, опасные колеи, прорезанные в тугой резиновой гуще. Дорога была страшна, как после землетрясения. Казалось, будто земля рванулась наружу и остановилась, не осев, покрывшись чудовищными рубцами ухабов. Подлинными героями дорог были мотоциклистыВ22 Но в одном месте мне довелось увидеть поистине полный разгул бездорожья. Полуразрушенный мост под напором проходящих частей окончательно пришел в негодность. Дорога механически перешла вниз, в место, отнюдь для нее не предназначенное,— в огромную, ш ироко расплеснутую лужу. Лужа нежданно-негаданно получила роскошное общество. В ньй одновременно плотно застряли новенький Форд, Бюик, Амовка и телега с бидонами, полными молока, переиок которой под могучими усилиями оторвался и ушел вместе с лошадью. Телега сидела покорно, а машины еще боролись, фыркая, захлебываясь, негодуя. Но вылезли они все-таки только „на длинном зажигании", к ак на языке шофера именуется простая крепкая веревка. М ашина ия автоколокнь ! т рехосок им. К лимаВороИ тем не менее машины мужественШилова, переданных АвтодоромРККА но боролись с бездорожьем. Маленькие проворные Форды храбро лезли на пролом. То, что они все-таки прокровие, гиокость, умение ориентироваться. должали двигаться вперед, — казалось почти Условия были действительно тяжелые. И вот противоестественным. здесь все же очень ощутимо почувствовалась Радиаторы ныряли вниз, подымались вверх разница между автодоровцами и кадровыми под какими то совершенно фантастическими водителями военных машин. углами. Форды брали барьеры, как скаковые Эта разница, уничтожить которую,—дело чс лошади. И все-таки шли. ти для автодоровцев. И это бездорожье, у ни Автодоровцы, из разряда „болеюших душой чтожить которое — задача Автодора. за машину", сперва просто взвыли. Среди наиНекоторая работа была проделана ив том и более ретивых было даже несколько случаев в другом плане. На маневры выехал дорожный отказа ог езды по проселкам. Маленький, очо тр ^ Автодора. Отряд получил задание от ко ­ кастый водитель новенького лимузина, размамандования отремонтировать дорожный учахивая руками и заикаясь от волнения, доказысток, где будут проходить главные воинские вал, что „гробить" машину он не может никак, силы. что бы там ни было. Рельеф участка был таков: рыжая от глины Но военная дисциплина взяла свое, прибрав гора, по горе виляя и спотыкаясь бредет узкая, к рукам штатские инстинкты. Этот же самый скользкая, полная колдобин дорога. Мосты разочкастый водитель через несколько дней был рушены. Канавы полны воды. Гору местное мною обнаружен в самой гуще проселка, откунаселение безмятежно окрестило „ б уйной " . да он выбирался хладнокровно и настойчиво. Из пяти ближайших сельсоветов дорожный Подобную т-артину можно было видеть ив поотряд мобилизовал 300 человек крестьян и следующие дни. Водитель стал неузнаваем и £0 подвод. Работу организовали так: каждый работал образцово. член отряда взял под свое руководство опреПроселки были подлинным экзаменом для деленный участок и рабочую силу. Д орогу расавтодоровиев, экзаменом, который они обяширили. малость выутюжили, через две канавы заны выдержать. От водителей требовались перебросили мосты, третий, 15-ти метровый совершенно особые качества, особое хладномост выстроили заново, вместо об' езда. Гора стала проходимой. Агит-машина зычным басом громкоговорителей закончила р бочий день. Но кто были подлинными героями дорог,— это, конечно, мотоциклисты. Летучая почта, пакеты, срочные донесения,— все это было возложено на них. Подобрав длиннополые шинели, они героически газовали, мчась в чортову прорву слякоти, дождя и бездорожья. В гуще проселка выяснение вопроса кто кгго везет,—мотоцикл водителя или наоборот, — становилось весьмаРадиаторы ныряли вниз , подымались вверх под фантастическими углами Шото М. П рехнера 23 Работа автодоровцев на маневрах была •сложным. Водитель, упираясь пудовыми „буцасовершенно новой для них работой. Надо созми" в болото, подталкивал машину, тащил ее наться: в целом они отнеслись к ней с чувством за рога, как корову. И наконец бывали слуполной ответственности. чаи, когда вопрос определялся так: машину везет водитель и больше везти уже не может. В отдельных случаях ответственность уже пеТогда мотоциклист, скрепя сердце, спешивался реростала в доблесть. Шофер „красных" Ильин и оставлял машину в ближайшей деревне. А в течение 3-х суток отдыхал всего два часа. сам на своих на Мотоциклист Кодвоих топал дальклюшкин сделал ше по тропинкам пробег по просели чащам, доставкам на расстояляя пакет по назнии 260 киломеначению. тров с 11 часов вечера до 9 часов Отряд, прикоутра. Андреев, мандированный к имея дефект в маштабу руководшине, все же доства, находился на ставил в срок ленейтральной стотучую почту. Кароне. Но „красраваев сделал по ные" и „синие" чудовищно грязавтодоровиы ки-ному проселку 94 пели в самой гуще километра безсведействий. Они отта. Это—поступки, ступали, наступауже идущие под ли, участвовали в развернутым знастычках. менем ударничеГ руппа синих ства. мотоциклистов, застрявшая в леИ такая работа су из-за поломки была оценена армашины, налетемией. Р еввоен ­ • > - " ла на проходящий совет МВО по ­ Проселки были подлинным мучением для автодообоз „красных", с тановило б'ровиев захватила его в явить Автодоплен и под охрару благодарной отправила в свой штаб. н ость . Вдень окончания маневров военное командование об'явило об этом отряду. Командир евтоотряда „синих" во вр°мя стремительного и победоносного наступления красМаневры закончены. Зажав под мышкой шиных частей должен был вывести из района нель и сапоги, автодоровцы отнесут их на склад действий штабное начальство, которое в текуи сдадут по принадлежности. Отмыв грязные щих условиях могло быть захвачено „противнимашины, водители привычно газанут по влаж0 ком в плен. Противник наступал, кавалерия ному, полному огней асфальту Москвы. гналась за машиной. Автодоровец, не имея Маневры закончены. Но автодоровец должен пулемета, решил палить в противника из глубыть готов в любую минуту стать на защиту шителя. Он на ходу резко выключал и вновь границ Советского Союза. Шофер должен иметь включал мотор, и, с треском вырываясь, газ стресамого себя в резерве как бойца. лял сзади машины. Это то, что требует армия от Автодора. Стать Условная стрельба была доказательством безудисциплинированными, выносливыми, знающисловной находчивости и преданности водителя. ми мастерами обороны нашей страны. Посреди!-к засчитал самоотвержную работу глушителя за огонь из трехдюймовки. ПосредТатьяна Тэсс ник вывел из строя несколько человек. Район маневров; сентябрь 1931 г.£&$.1Автодоровец9. Веди свою военную работу под лозунгом; техники Техника без политики слепа. V Автодоровцы по первому зову станут на защиту лшетской страны24