БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ МЕСТНЫМ ДОРОЖНЫМ МАТЕРИАЛАМ ТОЛЬКО год, но и погоды потребуют НЕ следующиетретий решающий большого наОСОБЕННО ШЛАКУпряжения сил и средств для осуществления плана строительства безрельсовых дорог. Это строителтство должно быть выполнено с большим экономическим эффектом. Перед дорожниками стоит задача — с троитьбыст ро, п рочноидешево . Наибольший процент стоимости дороги составляют главнейЩие материалы: камень и песок. Для большинства дорог с каменной одеждой расходы на материал равняются 5С°/0, всей их стоимости, а в некоторых случаях при далекой возке достигают 70°/0 и больше. Поэтому одной из реальных мер удешевления строительства является снижение стоимости указанных выше материалов или замена их более дешевыми и не менее прочными. Большим и труднопреодолимым препятствием кснижению стоимости являются: истощение ближайших карьеров, удлинение перевозок камня и песка до полотна строющейся дороги и вздорожание транспорта. В настоящее время по всем областям и краям предприняты планомерные изыскания нерудных ископаемых. Когда все Э'и изыскания будут закончены, когда мы наладим широкую механизацию разработки карьеров и транспорта, стоимость камня и песка будет значительно снижена. Но независимо от этого не следует забывать и директивы правительства о всемерном. использовании местных материалов. Одним из таких материалов является шлак , употреблению которого для дорожно-строительных целей пока придавали очень мало значения. Шлаками называются отбросы металлургической промышленности, а также отбросы при сжигании каменных углей в топках котлов. Обычно шлаки получаются в огромном количестве и служат на заводе большой помехой. Заводы и учреждения сплошь и рядом безвозмездно предоставляют их тому,, кто только хочет их вывезти. Конечно, далеко не все шлаки пригодны для дорожного строительства. Ш лак должен отвечать всем требованиям прочности, сопротивляемости атмосферным влияниям. М ногочи сленными заграничными испытаниями установлено, что все crt кловатые шлаки для дорожных целей не подходят. Они при своем образовании имеют уже большое внутреннее напряжение и потому плохо выдерживают удар. Кроме того, в изломе стекловатые шлаки образуют острые углы, портящи? копыта лошадей. Ш лаки пригодные для дорожных покрытий, должны иметь достаточный об'емный вес, быть плотными и возможно однород ыми, не иметь следов выветривания и изломов. Ш лаки по химическому составу принадлежат к основным или же к кислым. Кислые шлаки , как правило, наиболее устойчивы ихорошо сопротивляются атмосферным влияниям. Основные же шлаки бтлее подвержены распаду. Перед употреблением шлаков в дело, необходимо их лабораторно исследовать. За границей уже давно обратили внимание на шлаки, и там они получили заслуженное применение. Как оказалось, лучшими шлаками являются доменные, но в некоторых случаях могут иметь применение и шлаки мартеновских печей. В связи с тем, что наш Союз твердо вступил на путь индустриализации ив первую очередь тяжелой, а развитие тяжелой промышленности связано с производством громадного количества шлаков, более чем своевременно заострить внимание дорожных органов и общественности на проблеме использования шлаков. Экономический эффект иллюстрирую примером. Недавно в Главдортрансе РСФСР рассматривался проект дороти Сталинград — Тракто ный завод. По представленному проекту стоимость одного километра д роги выражалась в 134358 руб., при стоимости 1 куб. м камня в 22 руб. При рассмотрении проекта выяснилось, что вдоль дороги имеются мар еноеские печи, а следовательно и горы шлака; сю1МОсть отборного годного для дороги шлака ориентировочно определилась в6 руб. При применении этого шлака стоимость 1 км дороги выразилась в сумме 89 4С0 руб., тГ е. на 53% дешевле. Заканчиваю пожеланием, чтобы на постройку дороги Сталинград — Тракторный было обращено особое внимание и чтобы онаста ла опытным участком усовершенс твованнойдороги из шлака . Кроме того считаю необходимым, чтобы исследовательские дорожные иноитутыв своих планах работ отразили, к ак одну из актуальных задач — всестороннюю разработку вопросов, связанных с применением шлаков на безрельсовых дорогах.,Инж. Д. Кузьмин21