14
15
Я ТРАКТОРАт^ш^щСоветский гусеничный трактор с дн аель-мотором конструкции „ОТБ"Замена обычного взрывного двигателя легким дизель-мотором,— одна из важнейших технических проблем. Особое ч техническое бюро ОГПУ считает возможным поделиться результатами своей работы по решению. этой задачи. Подобно всем транспортным двигателям, тракторный двигатель должен быть сравнительно' небольшого веса при определенной его мощности. Моторы легкого топлива, обладая малым весом, потребляют много горючего на единицу мощности, а дизель-моторы расходуют топлива на i / s менее; кроме того, они требуют топлива более дешевого — нефть значительно дешевле бензина, лигроина, керосина. Но дизель-моторы не могут долгое время быть применены как легкие транспортные двигатели, так как для сжигания нефти требовалось ее предварительное распыливание сильно сжатым воздухом посредством специального воздушного насоса — компрессора, приводимого в движение от самого дизельмотора. Наличие компрессора и дополнительного баллона для сжатого воздуха не позволяли сконструировать дизель-мотор, пригодный к установке на трактор; лишь со времени замены распыливания топлива сжатым воздухом, распыливанием по одному из двух способов, струйным или форкамерным, которые совершенно устраняют пользование компрессором, удалось получить легкий мотор, соединяющий в себе качества дизель-мотора и мотора легкого топлива. Такой легкий транспортный бескомпрессорный дизель-мотор обладает широкими пределами изменения числа оборотов, доступностью Ыосмотра всех его деталей, простотой конструкции, мягкостью хода, малым месом и значительным преимуществом по сравнению с мотором легкого топлива: постоянством крутящего момента при уменьшении числа оборотов двигателя, почему дизель-мотор «не глохнет», подобно карбюраторным моторам, а сохраняет длительно свою тяговую способность. Дизель-мотор конструкции ОТБ ОГПУ удовлетворяет поставленным задачам создания мотора для трактора «Катерпиллер» без переделок в тракторе и обеспечивает, трактору увеличение рабочих скоростей. Требование увеличения скоростей вызвало конструкцию дополнительной коробки скоростей — мультипликатора, уменьшило размер свободного места, оставшегося для установки мотора, ввиду чего ОТБ ОГПУ остановилось на моторе с тремя цилиндрами, работающими по двухтактному циклу. Хотя трехцилиндровые моторы имеют неуравновешенные моменты сил, величина их для мотора ОТБ такова, что никаких неприятных колебаний в тракторе не замечается. Для укорочения длины мотора все три его цилиндра помещены в одном блоке, а для возможности замены цилиндров при ремонте, они сделаны вставными в блок. Конструкция двигателя рассчитана на массовое производство, что соответствует заданию Челябинского тракторного завода в 50 тыс. тракторов в год. Поэтому стальные детали машины запроектированы на изготовление горячей штамповкой с последующей механической обработкой. Для облегчения веса двигателя главные литые части его (картер, блок) разгружены о? действия силы вспышек применением стяжных «анкерных» болтов, проходящих через картер, блок, стальные крышки рабочих цилиндров и служащих опорами для коленчатого вала, покоящегося на четырех подшипниках. Смазка коренных и шатунных подшипников производится под давлением в2 атм. Масло подается шестеренчатым насосом. Цилиндры смазываются разбрызгиваемым из картера маслом. Все движущиеся части двигателя предохранены от действия воды и пыли. Так как двигатель двухтактный, то продувка и зарядка его цилиндров свежим воздухом совершается продувочными насосами, соединенными с двигателем в одном блоке. Продувочные насосы расположены сбоку двигателя со стороны выхлопных окон. Со стороны продувочных окон расположена коробка реЪуляторного вала с пусковым и топливным насосами и рукояткою управления. Водитель трактора имеет возможность со своего сидения изменять число оборотов двигателя, его останавливать и пускать в ход. Двигатель снабжен простым нефтяным насосом. Нормально двигатель дает 650 оборотов в минуту, но может повышать их до 1 000. Регулирование подачи топлива совершается кулачками, передвигаемыми регулятором соответственно мощности. Насос топливный, простой конструкции и не имеет точно устанавливаемых перепускных клапанов, как у насосов «струйного распыливания». Топливный насос работает под давлением, не превышающим 85 атм. В дизель-моторе ОТБ ввод топлива в двигатель совершается через нагруженный пружинный топливный клапан, чем избегается образование висящих у сопла капель или преждевременное подтекание к соплу топлива. Мотор ОТБ работает по принципу форкамерных моторов, имеющих следующие преимущества: 1. Форсуцка мало чувствительна к изменению вязкости топлива и его состава. 2. Умеренное давление вспрыскивания топлива нефтяным насосом в форкамеру (85 атм. против 350—700 атм.) для двигателей со струйным распыливанием. 3. Сравнительно большие, а потому и легко осуществимые диаметры отверстий в сопловых плитках, что особенно ценно у малых моторов, у которых, естественно, должны получаться и очень маленькие отверстия. 4. Наибольшее давление вспышки не чрезмерно велико (45 атм.), почему части двигателя не сильно нагружаются. 5. Сгорание топлива хорошее как при больших числах оборотов, так и при холостом ходе. 6. Ход двигателя спокойный и мягкий, что ценно для транспортных моторов. юшм^^Аатакжг^^7. Простой нефтяной насос без чувствительных перепускных клапанов и точной установки зазоров в элементах распределения и управления топливом. 8. Форкамерный двигатель менее чувствителен к перемене режима, так как уменьшение давления расхода топлива с падением числа оборотов в меньшей степени отзывается на процессе сгорания. 9. Малое давление -форкамерного насоса не столь сильно изнашивает отверстие сопла форсунки, вследствие чего расход горючего мало изменяется с течением времени. 10. Форкамерный дизель может экономно работать на низких сортах топлива (мазут). Двигатель ОТБ построен целиком из совет ских материалов на заводе «Красный пролетарий» в Москве, причем форсунка двигателя применена стандартная, заводская, но в ней сделаны некоторые изменения, способствующие уменьшению расходов топлива. Пуск двигателя в ход происходит помощью небольшего пускового баллона, содержащего сжатый до 25 атм. -воздух. Воздух по мере расхода пополняется самим двигателем во время его работы. Для надежности пуска холодного мотора предусмотрено введение в цилиндр запалов из бумаги, пропитанной селитрой, а также установка пусковых свечей накала, работающих от нормального 6-вольтового аккумулятора. Кроме этого основного способа пуска предусмотрен пуск двигателя электрическим стартером при открытых декомпрессорных клапанах. Во время продолжительного испытания двигателя будут выяснены достоинства и недостатки того или другого способа пуска ив будущем будет оставлен один из этих способов. V ОТБ не предполагает искать какого-нибудь иного, кроме описанных выше способов, пуска ив частности не- разделяет мнения тов. Шевело, предложившего в газете «Техника» (от 11 ноября 1931 г.) способ пуска дизель-моторов на бензине помощью свечей и магнето, потому что в этом случае необходимо хранить и возить с собою запасы бензина, что усложняет эксплоатацию двигателя. Переход с бензина на тяжелое топливо после пуска на бензине не является вполне простым делом и требует двойного комплекта насосов у форсунок и трубопроводов, из которых один работает на бензине, а другой — на нефти. В противном случае такой переход с одного топлива на другое будет требовать предварительного освобождения насоса, нагнетательного трубопровода и форсунки от ранее находившегося в них топлива, на что потребуется время. ОТБ ждет критического рассмотрения выпущенного нами первого советского тракторного дизель-мотора. ОТБ ОГПУ•мшд«и»|1ттаиии1«яца)йнг<тН«1В"I й ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД АВТОДОРА НАЧАЛ СВОЮ РАБОТУ П03ЛЕ СДАЧИ В ПЕЧАТЬ МАТЕРИАЛОВ ПО ЭТОМУ НОМЕРУ. СЛЕДУЮЩИЙ (ДВОЙНОЙ) НОМЕР ЖУРНАЛА БУДЕТ ПОСВЯЩЕН РАБОТАМ СЪЕЗДА.U