10
11
ПРОБЛЕМА- ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТА ЗИМОЙ ДОЛЖНАБЫТЬ РАЗРЕШЕНАВопросам использования автотранспорта зимой, имеющим огромное значение для промышленных и пассажирских перевозок в климатических условиях Советского союза, до сих пор уделяется недостаточное внимание. Помещая настоящую статью одного из работников Северолеса о крайне невнимательном отношении ряда организаций к снабжению северной промышленности автосанями и аэросанями ио прохождении соответствующих заказов в ряде организаций, редакция просит все учреждения и работников, связанных с зимним моторным транспортом, высказаться на страницах журнала по этому вопросу. Редакция Более полгода необ'ятные пространства наших северных окраин и Сибири покрыты снежным покровом. Снежные целины, да и мало наезженный проселок трудно поддаются завоеванию их современной автомототехникой, но все же они вынуждены отступить перед лучшим советским снегоходом —• аэросанями. Редкие затерянные в глухих лесах колхозы, лесные базы и становища Северного края имеют только еле заметные проселки-тропы, по которым пока движутся лишь кляча, олень и собака. Эти три транспортных «двигателя» помогают осуществлять огромные задачи, возложенные на край партией и правительством по лесоэкспорту, рыболовству и заготовке пушнины. Выходом из положения на ближайшее время является создание таких средств передвижения, как аэросани и автосани. Руководящие органы Севкрая своевременно учли всю выгоду применения этих видов транспорта и всячески стараются внедрить их в хозяйственную жизнь края. Северолес, как крупнейшая хозяйственная единица в Севкрае, уже третий год поддерживает связь с научными организациями, конструирующими автосани-вездеходы. Зимой 1930 г. Северолес построил гусеничный автомобиль по патенту проф. Н. Ветчинкина. Этот автомобиль испытывался в Архангельске и, несмотря на некоторые недостатки кустарно выполненной модели, опыт показал, что мысль создания автосаней верна. Автосани со старым мотором 20 л. с. «Форд Т» хотя медленно, но идут на целине, давая до 10 км в час. На основе этих опытов, не. имея под рукой лучшего, весной 1931 г. Северолес заказал Научному автотракторному институту в Москве разработку проекта переделки автомобиля «Форд А», как более мощной и современной машины для гусениц по системе проф. Ветчинкина. Проект в основном готов. На зиму 1931.—32 года Северолес заказал НАТИ разработать и построить другую конструкцию автосаней. Кроме того, для удешевления гаражного строительства на севере, Северолес заказал НАТИ проект установки, обогревающей радиаторы автомашин, хранящихся в холодных гаражах и сараях в зимнее врем5'' (изобретение НАТИ). Имея прошлой зимой одни аэросани с мотором-инвалидом, Северолес все же убедился в 10 их приспособленности к северному бездо рожью и принимает самые энергичные меры для приобретения еще нескольких аэросаней; заказывает аэросани и крайисполкомом. Для практического осуществления этого дела Северолес не раз командировал работников в Москву и Ленинград для размещения заказов, получения материалов, моторов и для связи с научными организациями, выявления луч ших образцов автосаней и аэросаней. Работникам Северолеса пришлось убедиться в равнодушии ряда московских учреждений, имеющих отношение к автомобилизации страны, работники которых подчас не могут оценить всей серьезности северного бездорожья. Вот примеры: Центральный совет Автодора, в лице секции зимнего автотранспорта и автосекции, мало занимался вопросом практического применения автосаней и материалов по этому вопросу не имеет, несмотря на то, что в СССР не раз производились соответствующие испытания. Вместо реальной помощи Северолесу в постройке автосаней руководители Автодора беспомощно разводили руками. В июне в Бризе ВАТО созывалось совещание по вопросу гусеничных автомобилей и, несмотря на приглашение, представитель Автодора не был. Главдортранс, видимо, в бездорожный транспорт не верит вовсе; сотрудник его автоотдела «успокаивал», что на ближайшее время создание автосаней «невозможно». РИАТ вовсе не интересуется этим вопросом; он готовит кадры, а будут ли эти кадры строить автосани или ездить на них, это, видимо, им упускается. У пионера этого дела — НАТИ тоже неразбериха: при наличии отдела бездорожного транспорта, заказанный Северолесом проект автосаней выполняет газогенераторный отдел, и только после совещания при Бризе ВАТО и при НАТИ отдел бездорожного транспорта взглянул на проект и вместо необходимой консультации лишь подчеркнул некоторые недостатки. Для дальнейших опытов с гусеницей системы проф. Ветчинкина Северолес намерен был построить хотя бы одну машину. Для этого ВСНХ предложил отпустить один «Форд А» для переделки его на гусеницы. С марта, несмотря на частые посещения ВСНХ представителем Северолеса, сектор машиностроения машины не отпустил и при всей серьезности про- блемы зимнего транспорта сумел прокормить «завтраками» Северолес с марта по сентябрь. Кроме этих неувязок, бюрократизма и равнодушия при осуществлении постройки автосаней и аэросаней встречаются трудности производственного порядка. Обойдя многие московские предприятия и мастерские, Северолес не мог разместить заказа на изготовление некоторых деталей, необходимых для постройки гусеничного автомобиля. НАТИ, работающий в этой области, не имеет в своих мастерских даже фрезерного станка и тоже ищет производственной базы для своих заказов, живя мечтой о новом, строящемся черепашьими темпами, опытном заводе. Некоторые институты, имея прекрасно оборудованные мастерские, не берут заказов, ссылаясь на отсутствие работников и низкую квалификацию своих же учеников. Заводы не берут таких «мелких» заказов, несмотря на то, что эти скромные заказы могли бы решить очень большие проблемы. С постройкой аэросаней — тоже трудности. Были попытки отдельных заводов Москвы и Ленинграда строить аэросани, но стоимость их еще очень велика (14—15 тыс. руб. без мотора). Кроме ' того, при заказах на аэросани заводы обязывают заказчика доставить более сотни наименований различных сортов материалов — от стальных труб до пружинной проволоки включительно. Крупным препятствием для внедрения аэросаней является полное отсутствие легких автомоторов для них, о необходимости производства которых для нашего аэросанестроення настоятельно надо ставить вопрос перед ВСНХ во всей его широте.Требования на аэросани, автосани и автомобили повышенной проходимости предъявляет не только Северолес, но и Зернотрест, Наркомсвязь, многие тресты лесной промышленности. Но не все учреждения рискуют испытывать мытарства, перенесенные Северолесом. Работая в одиночку, Северолес многого добиться не сможет. Требуется об'единение всех интересующихся этим вопросом организаций, увязка с научными организациями, работающими в этой области. Учитывая огромное значение этого вида транспорта для обороны страны, надо разрешить все трудности, возникающие при всяком нововведении, к которому относятся и машины бездорожья. Всю эту большую организационную работу и должен взять на себя Центральный совет Автодора через секцию зимнего транспорта, которая должна об'единить производственника и потребителя в единый фронт. ЦС должен созвать широкое совещание заинтересованных организаций (Научный комитет НКС, отделы рационализации Зернотреста, Главлеспрома, представительство Севкрая, НАТИ, ВАТО и др.), на котором обсудить лучшие образцы и проекты автосаней и аэросаней для воплощения в жизнь проекта постройки аэросанных поплавков конструкции НАТИ. Протолкнуть в жизнь обогревательную установку для радиаторов. Помочь НАТИ в постройке опытных моделей автосаней, добиваясь производственной базы и отпуска необходимых агрегатов и материалов. Освещение этих вопросов в печати должно привлечь внимание широких масс и общественности к этому делу. В. Л.г. Архангельск•о•е052о ОДАДИМ ЛЕСОВОЗАМ ЛЕСПРОМХОЗОВ ХОРОШУЮ ДОРОГУ! Работницы лесопункта Вологодского прямхоза поддерживают в порядке ледяную дорогу11