Н ЕЖИЕ ^ Ы Е ДЕРЕВЯННО-КОЛЕЙНЫЕВ поисках дешевого типа дороги, пригодного для эксплоатации в течение круглого года, стали распространяться за последние два года' на лесозаготовках различного типа деревянно-колейные лежневые дороги. Большой толчок этому делу дала конференция работников лесной промышленности .ЭСФСР, которая состоялась при Леспроме летдо 1930 г. местного транспорта, несомненно представляют лежневые дороги, построенные из пластин, по которым может двигаться любая крестьянская телега, трактор, автомобиль. Дороги из круглых лежней требуют специального подвижного состава с ребордными колесами, должны быть отнесены к рельсовому типу дорог и поэтому здесь не рассматриваются.Клетка из бревен под лежневую дорогу для перехода впадины в грунте На секции по механизации и рационализации лесозаготовок было признано, что именно в этом направлении должна работать техническая мысль, так как деревянно-колейные дороги не требуют железа и обеспечивают устранение сезонности лесовывозки. В настоящее время лесная промышленность имеет уже более 1 500 км деревянно-колейных дорог, которые технически в значительной мере отвечают задачам лесотранспорта на колесах от лесосек до основных складов ж. д. и судоходных рек. Наибольший интерес не только для перевозок лесоматериалов, но и для других видов Дороги пластинного типа делаются в виде желобчатых колей с двумя ребордами или в виде колей с одной ребордой. Реборды ставятся из кругляка или из пластины, поставленной на ребро внутри или снаружи колеи. Лежни кладутся на деревянные шпалы из кругляка через 1—2 метра. Для перехода через впадины и неровности для лесовозных дорог лежни кладут на деревянные клетки, без всяких земляных работ. Стоимость одного км желобчатой лежневки колеблется в пределе от 1 600 до 2 500 руб. для конной тяги, не требующей раз'ездов, так как порожняк возвращается по грунтовой.шЛ:ШЖШШМЯ^У':••<:. " *: ?:> •••;••..-••:: : . • • •- • • • •• • • : • •• • • .• • • • ; • • •• ; жг/~тт>:1фгШ:шшятг.-3%,ШНРЦЕУШШОснование из круглых шпал для лежневой автомобильной дороги в Карелии 16ь '''•'•r^*""***'*-~$Шк^;•'••;.^ш^-<^> Выезд на склад Одна лошадь средней мощности свободно везет по лежневке 2,5 пл. куб. м древесины, а более сильные — до 4 пл. куб. м, т. е. до 3 тонн полезного груза. Автомобильная леж'невая дорога, рассчитанная На перевозку бревен на VA-тонном автомобиле «Форд» с полуприцепом, была выстроена в виде опыта истекшим летом в Карелии лесной станцией Кареллеса в Вилго-Шуйском лесопромхозе. По прорубленной просеке укладывались на расстоянии одного метра друг от друга шпалы в круглом виде без всякой предварительной подтески. Шпалы заготовлялись тут же на прорубаемой просеке 3—4-метровые, диаметром от 10 до 20 см. 3-метровые шпалы укла-' дывались на твердом грунте, для более слабого брались 4-метровые шпалы. Для выравнивания поперечного профиля под шпалы укладывались два продольных бревна диаметром от 10 до 16 см в зависимости от рельефа местности; в местах соприкасания шпал с Продольными бревнами делалась подрубка. По шпалам были уложены напиленные передвижным шпалорезным станком доски в две колеи, каждая из 2—3 досок. Доски пришива лись к шпалам деревянными нагелями или гвоздями. На 1 км дороги потребовалось 100 куб. м досок. По краям каждой колеи были пришиты отбойные брусья из тонкомерного круглого леса 12—14 см диаметром. Дорога была построена длиной 7 км с радиусом кривых от 40 до 200 м. Наибольшие под'емы — 0,04. На дороге было сделано 6 раз'ездов из сплошного настила досок. Стоимость 1 км дороги определена сметой в3 441 руб., фактически составила 4 500 руб. Нагрузка лесоматериалов составляла на 1И-ТОННОМ «Форде» с прицепом около 8 куб.м при скорости с грузом 14 км и порожнем 30 км. Стоимость перевозки, включая амортизацию дороги, определилась по калькуляции 1 р. 92 к. на кубометр на расстояние около 7 км, что оказалось дешевле других видов транспорта. Пример этой дороги представляет для механической тяги большие перспективы в бездорожных лесных районах, где конная тяга1Полуторатонный автомобиль „Форд" с одноосной прицепкой на лежневой дороге в Карелии1?