11
12
Для УКАТКИ ДОРОТкаток-к: ,;й^во-бетонныйреверсивный^с-—• -'_:лах пятилетки „~«и насыпей.2 вЬСТВ««езных дорог дйТкат -ответ на ч-™ „- Сущн остьде де е . Р во-бетонного катка Дерево-бетонный- с тГкГка ^ б Ха3 ^ Н а °Днои°с бронирована St ! А еРев янными 6r7v™? i epx " а шИ " « железным ' о б ™ " «на Ми * ? * * « " иков в5 TI p,^тжелеза <Vu»n.,KOBэконов преде-ск'Ребками ^^ЛЯ3Д 0„Вумя"РмЕ™*™и"****ДвумяОЧИСТКИ кятп,.,Го т„ ^зависимостичисляТповерх.ности!железа около 1 * U получая конструкцию, по своей .прочности и Постройка моторных катков для укатки выносливости не уступающую железным катгрунтовых дорог часто означает омертвение капиталов, так как на грунтовых дорогах некам. Первая серия построенных дерево-бетонных обходимо работать прицепными катками. Прицепных катков в пределах пятилетки катков для дорожных работ на Украине (б. Киевский округ путей сообщения) 1, имела вес потребуется (несколько тысяч штук на 10—15 по .5 т. При диаметре барабана VA ми шимлн. руб.; замена их моторными катками порине его тоже 1% м катки имели по три,бетребовала бы затрат в 25—40 млн. руб. В свою тонных цилиндра, каждый весом около 700 кг. очередь замена железных прицепных катков Эта серия катков работала в самых тяжедерево-бетонными с железной оковкой позвосоответлых условиях более 9 лет. 2 катка, перевеляет уменьшить капиталовложение зенные в Московскую область в 1920 г. и ственно в три раза, т. е. до 3—5 млн. руб. находясь все время под открытым небом, ра.ботали до 1925 г. на дорожных работах. 4. Стоимость дерево-бетонного катка Укатка Тайнинского тракта производилась 5-тоиный каток имеет деревянную раму и этими катками с тягой гусеничным трактором деревянные части барабана, об'емом около и описана Н. В. Орнатским в его отчете об 3,5 куб. м; 3 бетонных цилиндра весят 2 т. этой работе!. Такая прочность катков об'ясняЖелезных частей и чугуна около 1 т. ется железной оковкой всех рабочих частей и Полагая цеховую стоимость одного кубобронировкой мест, подвергающихся износу. Между тем типовые, деревянные катки метра деревянных частей с обработкой 35 руб., стоимость конструкции быв. ЦУМТа не выдерживали и одну тонну бетонных цилиндров по 30 руб. за тонны двух лет работы и, кроме того, были недои чугунных и стоимость однойполучим железных частей в 620 руб., цеховую статочного веса. По этим причинам б. Зерно- стоимость катка 805 pycV, а с накладными трест отказался от чисто-деревянных катков. расходами около 1000 руб. Рабочие чертежи дерево-бетонного катка быЦеховая стоимость железного катка весом ли еще в 1927 г. переданы ЦУМТу, но в числе по этому других конструкций и усовершенствований не 5 т. накладнымиже расчету выйдет 3100 руб., а с расходами — 3850 руб. Отполучили продвижения, так как в аппарате сюда видна выгодность дерево-бетонного катЦУМТа сидели вредители. ка, даже если считать, что срок его амортизации — 8 лет, меньше амортизации чугунного или железного катка (15 лет). 3. Преимущество укатхи прицепными катками. Применение моторных катков на постройке грунтовых дорог не оправдало себя из-за невозможности использовать катки в такой же степени, как на укатке шоссейных дорог. При незначительной влажности грунта, по наблюдениям Ленинградского округа местного транспорта в 1927—28 г., моторные катки буксуют, а в дождливую погоду лишены возможности даже передвигать себя. Прицепные катки, обслуживаемые лошадьми или тракторами, могут работать дольше моторных катков. Если же из-за' дождей укатку вести нельзя, то лошадей или тракторы, которые обслуживают прицепные катки, можно использовать на другой работе. Моторные катки в 2—2% раза дороже прицепных железных катков, а по сравнению с дерево-бетонным катком равного веса в 5—6 раз дороже. Так, например, каток «Акмэ» стоит 7 500 руб., чугунный каток весом 5т стоит около 3 500 руб., а дерево-бетонный каток, как будет доказано ниже, стоит около 1000 руб. Моторные катки полезны и выгодны только для укатки шоссейных дорог и городских улиц из асфальта или брусчатки.* ЦУМТ. Сборник отдела шоссейных и грунтовых до-оМ 16. И'д. 1926 г.5. Условия постройки катков Производство дерево-бетонных катков ввиду их простоты можно организовать на местах в кустарных мастерских. Заводским путем желательно производить только детали для удешевления катка, которые рассылать на места постройки и сборки катков. При таком способе расходы на перевозку снижаются на 80%. Рабочие чертежи катка, но которым была п.ыстроена первая серия катков под руководством автора, были переработаны и дополнены конструкцией прицепки к трактору (кроме конной тяги). Эти чертежи (на кальках), кроме . Цудортранса, были переданы бывшему ЦЕБРИЗу и имеются также в Союзлесмехаппзации Наркомлеса. Так как -патент на дерево-бетонный каток передан государству, то постройка катков может производиться любым советским учреждением без особого разрешения органов по изобретательству. Преимущества этой системы были признаны комиссией ЦУИЗЛа, которая вынесла решение о внедрении катков в жизнь. Еще до этого такое же решение было вынесено ЦЕБРИЗом.Проф. 88. ЕЗетчинкинПодписку, срок которой истекает в апреле, возобновите немедленно во избежание перерыва в высылке журнала. Т иражограничен . ПОДПИСКУ СДАВАЙТЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО вленного ею срока. МЕСТНОЙ ПОЧТЕ не позже устано12