18
19
20
механизмы сцепленияИз целой серии выпущенных за последнее время механизмов сцепления наибольшую популярность получило сцепление «Борг и Бек>, главнейшими достоинствами которого является легкость надзора, способность теплорассеи-. Механизм (рис. 1) прикреплен к маховому колесу (1) и закрыт стальным колпаком (2) с девятью .гнездами для размещения пружин (3), действующих на обтянутый фрикционным полотном (типа ферродо) диск (4). Отжатие пружин производится тремя рычагами ' (5), имеющими V = образное сечение. Свободные концы рычагов с фасонными проволочными захватами действуют на отводное стальное кольцо с уплотняющей набивкой (6); это кольцо при помощи вилки и системы тяг связано с действующей от ноги шофера педалью. Уплотняющая набивка (6) представляет собой графитовое кольцо; оно обладает ничтожным коэфициентом трения, бесшумностью действия и не требует смазки. Передний конец ведомого вала опирается на гладкий подшипник (7) маховика. Фрикционный диск (4) приводит в действие ведомый вал при помощи следующего специального устройства. На ведомый вал насажена фасонная ступица (8) (деталь 1 на рис. 2), прикрытая шайбой (2). Шпильки ступицы свободно заходят в сердечник, отлитый из резины; сердечник в свою очередь вкладывается в стальной венец (4). При сборке детали (2 и 4) стягиваются фасонными болтами. Такое устройство обеспечивает необычайную легкость сцепления. Всякие резкие толчки здесь совершенно невозможны. Английский инженер джиллет запатентовал во всех крупнейших государствах новую автоматическую систему сцепления, комбинированную с механизмом свободного колеса. Система Джиллет позволяет применить любые конструкции приборов сцепления и коробок скоростей. Патентованное им новшество состоит в обязательном применении механизма свободного колеса сзади коробки скоростей, в применении тормоза для прибора сцепления и особого контрольного прибора-, действующего от педали акселлератора. Вообще говоря, механизм свободного колеса в системе Джиллет может быть применен любой кон-Рис. 1. Разрез механизма сцепления „Борг и Бек"вания, бесшумность и простота конструкции. Ввиду малого веса, влияние сил инерции этого механизма на коробку скоростей почти не -ощутимо.Рис. 2. Детали фасонной ступицы. 1 — фасонная ступица, 2—стальная шайба, 3—резиновый сердечнин, 4—стальной венец,18 струкции, но наилучшие результаты получаются при механизме, изображенном на рис. 3. Он состоит из чугунной коробки (1) с винтовой пружиной квадратного сечения (2). Приления. При включении замыкающего пальца винтозая пружина свободного колеса скручивается и вызывает обратное действие толкающей тяги, связанной с контрольным прибором. Движущее усилие.в приборе (рис. 4) получается от поршня (1), работающего в масляном цилиндре (2). Масло накачивается помпой (3) от общей масляной системы двигателя. Действие помпы зависит от клапана, управляемого педалью акселлератора. На рис. 5 в схематическом виде показано действие контрольного прибора. «А» показывает состояние прибора при нормальном движении автомобиля, когда дроссельный клапан частично или полностью открыт. Управляемый от педали акселлератора клапан находится в таком положении, что масло из помпы свободно поступает в цилиндр и выталкивает поршень его в крайнее верхнее положение. Масло из-под поршня непрерывно вытекает к двигателю через специальное отверстие в станках цилиндра. «В» показывает состояние прибора, когда сцепление выключено. На поршень надета фасонная головка с роликами (деталь 4 на рис. 4), опирающаяся на двойные рычаги, связанные с толкающей тягой (5). В описанном положении толкающая тяга вызывает натяжение винтовой пружины свободного колеса и потому механизм сцепления является включенным. Важно заметить, что двойные рычаги позволяют держать поршень в верхней мертвой точке при самом незначительном давлении масла. Когда шофер освобождает педаль акселлератора и закрывает дроссельную заслонку, то связанный с масляной системой клапан начинает открывать отверстия для свободного ухода масла из цилиндра. Потом поршень опять быстро падает к своему низшему положению, освобождает толкающую тягу и вызывает давление на винтовую пружину. Механизм сцепления выключается. Такое явление происходит всякий раз при запуске автомобиля, но так как двигатель вообще в эти моменты работает на очень малых оборотах, то никакой резкости включения и износа нагружекых частей нигде быть не может. При резком открытии дроссельной заслонки масляный клапан соединяет помпу с цилиндром и закрывает отверстия, служащие для опоралснивания цилиндра. Далее и 25 об/мин. двигателя достаточно, чтобы масло вогналось пом-Рис. 4. Разрез контрольного прибора системы „Джиллет". 1—поршень, 2—масляный цилиндр, 3 — масляная помпа, 4 — ролики фасонной головки поршня, 5—толкающая тяга, 6—буферная пружина развертывании этой пружины она вызывает большое давление на стенки коробки (1) и приводит ее во вращение. 'Развертывание пружины происходит от специального замкового устройства (3). При нормальном движении автомобиля замковое устройство не действует. Ведущий вал <4) от коробки скоростей вызывает скручивание пружины (2) и потому свободное колесо является выключенным. Если нужно применить механизм для торможения, особенно в моменты какой-либо опасности (когда нужно тормозить самим двигателем), включается замыкающий палец (5).. Этот же палец включается и для получения заднего хода. Контрольный прибор укреплен, на двигателе рядом с карбюратором и предназначен для автоматического управления механизмом сцеп-19 lUiuA гСе%.Рис. 5. Схема действия контрольного прибора ..Джиллет"&i~ulпои в цилиндр, подняло ' поршень и вызвало натяжение пружины свободного колеса и соответствующее действие прибора сцепления. Поверхности двойных рычагов и роликов контрольного прибора спрофилированы и пригнаны таким образом, что они полностью обеспечивают наилучшую прогрессивность сцепления. Эта система сцепления совсем незначительно повышает стоимость автомобиля, но дает ему столько ценных преимуществ, что в самое Советские мотоциклы будут!олижаишее гремя мы можем ожидать большого ее развития. Простота и безопасность управления автомобилем с этой системой велика. Она требует только две педали. Правая педаль действует на акселлератор, а левая — на тормоз. Наличие свободного колеса устраняет педаль сцеплении. Многочисленные испытания описанной системы сопровождаются положительными отзывами. Инж. й. ИорсстегииНа фото—первые советские мотоциклы, демонстрирозавшиеся на всесоюзном с'езда АвтодораФото С Ш-нгаресаАВТОДОРОВЕЩРАБОЧИЙ!КОЛХОЗНИК!ТРУДЯЩИЙСЯ!ОВЛАДЕВАЙТЕХНИКОЙАВТОМОБИЛЬНОГО, ТРАКТОРНОГО И ДОРОЖНОГО ДЕЛА!гжаяаншнм!.шаьшл11п1аш.1!и11»тш20