13
14
П ОДГОТОВКАк дорожному сезону НЕДОСТАТОЧНАПИСЬМО ИЗ ЛЕНИНГРАДАПожалуй, никому не приходилось строить таких дорог, как. предкам современных колхозников Ленинградской области. На костях крепостных рабов императорская помещичья Россия возводила дороги, связывавшие пригородные дворцы, ампирные замки Гатчино и Царского Села с «порфироносной столицей». В тяжких батрацких муках ролсдались дороги от дворца к дворцу, и недаром один писатель с горечью обронил слова о том, что грунт этих дорог пропитан кровью. Рабоче-крестьянское государство занято дорожным строительством иного рода. ' Ленин, глядя на карту России, говорил о беэдорожьи и патриархальщине, оставшихся нам в наследство; сейчас пролетариат в союзе с трудовым крестьянством под руководством партии Ленина ликвидирует это наследие прошлого — темное «рассейокое» бездорожье. Проблема дорог в Ленинградской области стоит с предельной остротой. В нескольких часах езды от Ленинграда имеются такие районы, которые лишены дорог в доподлинном и буквальном смысле этого слова. Даже знаменитая гоголевская дорога из «Мертвых душ», в которой кучер Селифаи утопил чичиковскую бричку, даже она зачастую превосходит многие дороги Ленинградской области, так как эти районы порой вовсе не имеют дорог. Истекший третий, решающий год пятилетки явился для Ленинградской области годом больших побед на дорожном фронте. Энтузиазм строителей дорог значительно презькил плановые наметки. Задание в 12 млн. руб. по трудучастию было перевыполнено на 2 млн. руб. Этот успех несомненно связан с ростом кол-, лективизации в Ленинградской области, ростом машинно-тракторных станций, с умелым конкретным руководством партийных и советских организаций и, наконец, с ростом и усилением роли автодоровской общественности. Дорожное строительство области выросло в большую политическую кампанию, пользующуюся поддержкой трудящихся крестьянских масс. Нынешний год должен пройти под знаком дальнейшего развития прошлогоднего опыта и ликвидации всех имевшихся ошибок и недочетов. Установлено, что решающим фактором выполнения плана дорожных работ является четкая подготовка к строительному сезону — и организационная ив части заготовки материала. Задание по дорожному строительству области на 1932 г. определяется цифрой В' 17 500 тыс. руб. Встречный план ленинградских дорожников довел это задание до 18 млн. руб. В конце ноября контрольные цифры на 1932 г. с конкретным указанием об'ектов работ, затрат на подготовку кадров, инвентарь и пр. были спущены в район. Таким образом, задания даны районам вполне своевременно и гораздо раньше, чем на 1931 г. При разработке контрольных цифр Леноблдортранс исходил из расчета по 3 рубля человеко-день и конедень. Это в итоге должно дать 4 194 тысячи человеко-дней, 1799 тысяч коне-дней и 14 958 тракторотдней. Но... через три с лишком месяца в письме от 27 февраля Главдортранс пишет: «Если в условиях Ленинградской области удобнее пользоваться денежным эквивалентом, равным" 3 руб., то это .ни в коем случае не должно служить основанием для снижения намеченного количества видов трудучастня; принимая этот эквивалент, Главдортранс будет считать общий об'ем дорожных работ по области в денежном выражении, исходя из 5 540 тысяч трудо-дней, 2 364 тысяч коне-дней и 10 тысяч тракторо-дней». Если сопоставить цифры трудо-дней Главдортранса с цифрами Леноблдортранса, то получается расхождение более чем на миллион трудо-дней. На первый взгляд создается впечатление, что Леноблдортранс просто уменьшил контрольное задание. Оказывается, Главдортранс устанавливал количество трудодней из расчета 2 руб. 32 коп. человеко-день и2 руб. 13 коп. коне-день. Но зато нормы выработки им взяты более низкие, чем у Облдортранса. Получается в итоге как будто одно и то же. На самом же деле это не так. Главдортранс делает упор на количество трудо-дней, Леноблдортранс — на выполнение нормы. Изменить план сейчас нельзя, так как это внесет дезорганизацию на местах. Однако, если Облдортранс выполнит план трудучастня населения в 18 млн. руб. из расчета 3 руб. (при своих нормах), то Главдортранс, повидимому, будет считать его невыполненным, поскольку трудучастие населения выразится не в7 824 тысячи, а 6 007 958 трудо-дней. Если же Облдортранс будет строить свою работу па выполнении количества трудо-дней, указанных Главдортрансом, то это означает увеличение контрольной цифры в рублях до 23 млн. В результате работники Облдортранса не знают, за какие же контрольные цифры они должны бороться. Необходимо немедленно внести четкость и ясность в контрольное задание на 1932 год по дорожному строительству в Ленинградской области. С заготовкой материалов дело обстоит так» же безобразно. Строительство мостов совершенно не обеспечено гвоздями и сортовым железом. Заготовка леса низовой сетью выполнена процентов на 50. С заготовкой гравия, песка и камня — еще хуже. Там, где есть карьеры, эти материалы в среднем заготовлены процентов на 50. Но многие районы вовсе не откры13 ли карьеров; так в Мало-Вишерском районе заготовки материалов вовсе не производились, Характер'ко, что районы, слабо выполнившие план дорожного строительства в 1931 г.,—Новгородский на 24%, Батецкий на-66%, — проявляют и сейчас полное бездействие в дорожном строительстве. Вот что пишет тов. Ш-аи.юксЕИч, командированный Облдортранеом в Бабасв.склй район: «Бабаевский район план трудучастня населения в 1931 г. выполнил на 8%. Когда я опросил бывшего председателя райштаба т. Грачева, что делал райштаб в 1931 г., то получил ответ: — Делал что-то, но что — не помню. А секретарь Автодора прямо оказаи, что нечего не -делал. Новым, райштабом был составлен план на 1932 г., который не выполняет ся». Когда тов. Шанюкевич потребовал содействия райисполкома, то ему заявили, что дорожное строительство стоит на второй очереди. А между тем именно в Бабаеве во время ледохода мосты привязывали тросами и буквал ыно удерживали руками, чтобы она не уплыли. В том же районе слетела в реку подвода из-ea того, что на мосту не было парил. Боровический район, наоборот, уже к 29 февраля полностью выполнил план по сезонным заготовкам. Почбоевому взялся за работу и Лужский район. Простейшими дорожными снарядам я должен быть снабжен каждый сельсовет, н о по предположениям Облдортранса ими обеспечены только половина сельсоветов. Правда, в таких районах -передовиках, каи Мяксинский и Череповецкий, дорожные снаряды имеются в каждом сельсовете ядаже колхозе. Облдортранс разослал всем районам рабочие чертежи утюгов и канавокопателей, но изготовляются ли они на местах, этого он «не успел» проварить. Очень мало внимания уделено подготовке кадров, а она- является одним из узловых вопросов дорожного строительства, кан и всего нашего народного хозяйства. На курсы трудорганизаторов (бригадиров) нужно было направить не менее 1000 чел., а послано лишь 350 чел. Вина в этом ложится на отдел кадров Ланоблдор транса, который ограничился только рассылкой циркулярного письма. Плохо обстоит делю >а со средним комсоставом — дорожными техниками. В Пестовском районе райисполком послал дорожного техника на заготовку дров. В то же время, все работники, .начиная с района и кончая сельсоветом, абсолютно в доролсном деле неграмотны. В Мошенском районе вовсе нет десятника. • Все это говорит о том, что план дорожного строительства в этом году находится под угрозой срыва. Правда, руководитель Облдортранса тов. Краснов уверен, что план будет выработан, так как мол «в прошлом году до середины лета тоже было плохо». Но нам кажется, что именно прошлогодний опыт достаточно показал т. Краснову, что внимание к дорожному строительству должно быть мобилизовано в течение всего года, а не с весны и тем паче, — с середины лета. Облдортранс должен.сейчас, не медля ни одной минуты, по-боевому взяться за это исключительно важное дело — постройку дорог низовой сети. Областной штаб, как ив прошлом году, проделал значительную практическую работу. Но указанные прорывы подчеркивают, что облштаб недостаточно сосредоточил свое внимание на работе отделов Облдортранса. Дорожная секция Автодора ряд месяцев почти не существовала и лишь в конце января начала проявлять активность. Послала в районы совместно с областным штабом бригаду помощи (53 человека). Но особенно плодотворной поездка бригады быть не могла, так как она была кратковременна. Подлинно реальная помощь Автодора дорожному строительству состоит в укреплении автодоровских организаций на местах. Автодор должен явиться конкретным практическим организатором, агитатором и пропагандистом социалистической дорожной стройки Ленинградской области. Выполнение Ленинградской областью плана дорожного строительства в 1931 г. на 116%— реальное доказательство, что план дорожного строительства в 1932 г. должен быть выполнен и он будет выполнен, если Автодор совместно с облштабом по-большевистски своевременно мобилизует широкую общественность вокруг дорожно-строительных вопросов. Времени осталось мало, но сроки еще не пропущены.Аон. МлодикЛенинград, 20 марта 1932 гВнишанию наших читателей и авторов! Ближайщий номер нашего журнала редакция предполагает посвятить вопросам организаций и техники ремонтного дела и гаражного хозяйства. Редакция просит всех авторов и рабселькоров срочно прислать материалы и фото по этим вопросам.14