10
11
12
13
В ПЕРВЫХ РЯДАХ бдпьбы с бездорожьемНа Всесоюзной конференции по дорожному строительствуДорожные органы, комсомол, автодоровские организации—основные организующие силы, определяющие темпы дорожного строительства на местах. Организованная в начале мая (5—10 мая) ЦС Автодора, Цудортрансом и Главдортрансом РСФСН Всесоюзная конференция по дорожному строительству имела целью теснее об'единить эти силы, направить их для успешного выполнения огромного плана дорожного строительства. К этим действующим силам присоединяется печать, особенно районная. • Она стала, в ряде районов важнейшим организующим фактором проведения трудового участия населения и дорожном строительстве. Не случайно то, что районные газеты, показавшие образцы систематической и успешной борьбы на дорожном фронте, принимали активное - участие на Всесоюзной конференции по дорожному строительству. Конференцию открыл А. М. Лежава, речь которого приведена в передовой данного номера. • Выступление начальника Главдортранса РСФ1Рт. Толмачева Впервые в 1932 г., — заявил т. Толмачев,— мы получили полное законодательное оформление обязательного участия населения в дорожном строительстве. Это очень обязывает дорожцые и общественные организации. Будут несомненно попытки• толковать новый закон в упрощенно-административном смысле. Между тем,' совершенно понятно, что одним голым администрированием нельзя поднять, организовать и поставить на работу — а зачастую научить работать — многомиллионные массы; совершенно невозможно обюйтись здесь без развернутой массово-политической и организационной работы. Это — задача преимущественно местных общественных организаций, так как дорожное строительство в большей части дело сугубо местное. Оно осуществляется местными силами., главным образом за .счет местного материала, местных инструментов, местного трудового участия населения. Часто, "когда заходит речь о значительном местном дорожном строительстве, взоры обращаются на Москву, которая, мол, учит организовать все дела. Одной изпредпосылок успешного выполнения широкогоплана дорожного строительства текущего года является изжитие предрассудка, что места могут действовать лишь постольку, поскольку Москва приходит им на помощь. Дорожное строительтво в таком огромном масштабе, как это намечается у нас, нельзя строить в централизированном порядке. Необходима инициатива и самодеятельность местЭто — основной фактор, к которому нужноприсоединить возможную помощь центральных организаций, в том числе Главдортранса.. Прошлый год был в общем годом провала дорожного строительства с трудовым участием населения. Это -« провал не только дорожных органов, но и автодоровских организаций. Необходимо на конференции учесть уроки прошлого года. Наши дорожные и автодоровские организации лучше организованы к подготовлены в этом году, чем в прошломЕсли мы сумеем использозать это преимущество, то несомненно план дорожного строительства, в котором трудовое участие населения во много раз превышает денежные вложения, будет освоен. Совершенно неизбежно, что при J проведении кампании дорожного строительства с массовым трудовым участием населения мы встретимся с острыми формами классовой борьбы на селе. Всем должно быть понятно, чго, это* обострение классовой борьбы найдег свое отражение в участии населения в дорожном строительстве. Горному Дагестанухорошие дороги . Лакский рик (Дагестанская ССР) побоевому развернул дорожное строительство. В прошлом году pal он перевыполнил план. На фото—козхозники района прокладывают новую дорогуФото Копанныйна (Союэфото*». Ю Это необходимо учесть. Надо точно уяснить себе, что план дорожного строительства текущего года, это — план производственного движения больших масс, имеющий ярко выраженный политический характер. С отчетом о ходе дорожного строительства на Украине выступил т. Чаповский. ' Дорожное строительств® на Украине возрас тает из года в год: 1931 г. является переломным в смысле усиления использования населения в дорожном строительстве: от форм привлечения населении в порядке трудовой повинности Украина, по примеру РСФСР, перешла к широкой организации трудового участия масс в дорожном строительстве. Однако использованию кулацкой части населения, -и борьбе с против о действием делу привлечения трудучастия в ряде районов Украины не уделено достаточного внимания. Участники конференции очень (критически отнеслись к .заявлению представителя Украины о том, что там не наблюдается особенно острой • классовой борьбы на почве развернутого трудового участия населения в дорожном строительстве. Они справедливо указывали на то, что затушевывать враждебное отношение кулачества к массовому участию населения в дорожном строительстве это значит ослаблять классовую бдительность на фронте борьбы с бездорожьем.. Представитель Украины признал ошибочность своего заявления и присоединился к общему единодушному решению конференции о необходимости максимального услиления классовой бдительности. Конференция признала серьезной ошибкой допущение на Украине, как ив некоторых областях РСФСР (Урал), замены трудового участия населения денежными взносами, что фактически приводило к снижению программы строительства. Конференция признала необходимым добиться изменения и дополнения в союзном законе о трудучастии населения (исходя в основном из закона, изданного правительством РСФСР) указаний об обязательном участии МТС и тяговой силы населения в дорожном строительстве. Этот закон должен быть обязателен для всех союзных республик. Дорожное строительство в ЗСФСР Представитель Закавказского Главдортранса т. Марков констатировал значительные сдвиги в дорожном строительстве Закавказья. Результаты трудового участия населения в 1931 г. возросли в Два с лишним раза против предыдующего года, и в четыре раза против 1926 года. Все же участие населения в дорожном строительстве 1931 г. составило 25°/о того, что могло бы дать население при достаточной организации всего дела. Основным недостатком в организации дорожных работ является нехватка инвентаря, лопат, гвоздей, лесного материала. Цудортранс не предоставляет лесного материала, приходится выкраивать лес из местных скупых ресурсов, в то время, когда например в основных хлопковых районах дорожные органы организуют перевозку хлопка путем устройства многочисленных деревянных мостов и труб через бесконечное количество канав. Если в Грузии Автодор проявлял активность и оказывал содействие организации трудово-Москва обновляет лицо своих мостовых (см. сто и 20—21) фото А. Ш айхет а. го участия населения, то этого нельзя сказать, к сожалению, относительно автодоровских организаций Армении и Азербайджана. Дорожные мероприятия органов Наркомзема неудовлетворительны Резкой критике подвергся на конференции краткий доклад представителя Наркомеема т. Зенькова о дорожных мероприятиях об'единений, входящих в систему Наркомзема. Конференция рассчитывала, что докладчик от Наркомзема представит развернутый план участия системы совхозов, МТС и других об'­ единений в дорожном строительстве текущего года, точного указания какими средствами и ресурсами совхозы, колхозы и МТС будут осуществлять дорожное строительство на собственной ^территории, в какой мере дорожный план об'единений Наркомзема сочетается с общим планом дорожного строительства в данном районе. На все эти злободневные вопросы доклад представителя Наркомзема не дал ответа. Отмечая в резолюции, что Наркомзем до сих пор не наметил конкретных мероприятий по участию своих об'единений в дорожном строительстве с трудовым участием населения, конференция в то же время констатировала, что и Цудортранс не принял мер для договоренности с органами Наркомзема об участии совхозов, колхозов и МТС в дорожном строительстве. Необходим единый план дорожного строительства. Нельзя допускать на местах дорож-11 ние руководства по дорожным раоотам с трудучастием населения. Цудортрансу, Главдортрансу, Автодору, облдортрансам необходимо усилить живую связь с низовыми звеньями, применяя посылку бригад для оказания реальной помощи в проведении работ. Доклад Цудяртранса Необходимо обеспечить денежные средства С обширным докладом от имени Цудортран- на организацию трудового участия населения. Специальный фонд должен быть строго заброса выступил т. Блюм. Подведя «тоги работ глав дортрансов реснирован и использован по назначению. Докладпублик, докладчик указывает на то, что луччик обращает внимание конференции на то, что шие показатели дало Закавказье, выполнившее 10-прО'центное отчисление из местных бюджеялан на 98°/о. Впереди идут национальные ретов на освоение трудовых ресурсов часто не спублики: Чувашия, Марийская область, Каравыполняется. Цудортранс должен добиться всесоюзного закона об обязательных 10-прокалпакия, Бурято-мЬнгольская, Грузия. Во всех республиках и областях наблюдацентных отчислениях из местного бюджета. Необходим районный план дорожного строется крайне неравномерное выполнение плана. Там, где трудовому участию населения придаительства. К сожалению, целый ряд р-иков плавалось должное значение, план дорожного на дорожного строительства до сих пор не строительства выполнялся и перевыполнялся. имеет. В общем 1931 год показывает значительные Необходимо поднятие производительности сдвиги, которые характеризуются выполненитруда, максимальное использование наличных ем дорожных .работ на 160—170 млн. руб. промеханизмов, широкое применение рационалитив 25 млн. руб. в 1930 г. заторских мероприятий по освобождению строУвеличение программы дорожных работ на ительства от дефицитных материалов, макси1932 г. с 288 млн. руб. до 380 млн. руб. и знамальное развертывание соцсоревнования и чительное повышение удельного веса труд- ударничества на работах, усиление техничесучасТия в общих вложениях в дорожное хозяйкого руководства, ликвидация обезлички в соство обязывают дорожные органы своевремендержании и эксплоатации дорог, коренная пено и более полно подготовиться к освоению рестройка руководства всех дорожных оргатрудовых ресурсов, к созданию необходимых нов. организационных и материально-технических Учитывая ограниченность механического предпосылок для успешного выполнения об- парка, необходимо произвести в каждой обширияого дорожного плана с участием 25 млн. ласти и районе перераспределение дорожных колхозников и единоличников. машин с тем, чтобы создать определенное коНо до последнего времени отсутствует сводличество простейших дорожных отрядов. Неный план работ, в целом ряде областей планы обходимо всемерное использование местной и не доведены до низов. Зимний сезон был плокустарной промышленности для изготовления хо использован. Слабо развернута работа по простых прицепных дорожных снарядов и инмобилизации внутренних ресурсов, плохо исструментария. пользуются технические кадры. Докладчик относится резко отрицательно к Необходимо обеспечить к концу мая соста«кампанейскому» подходу к использованию вление общего сводного плана работ и издатрудового участия населения, которое требуного строительства без технического наблюдения органов дар-транса. Должно быть соеершенмо исключено параллельное дорожное строительство отдельных организаций^ Ка Пушкинской площади Москвы боевыми темпами произведена замена булыжника брусчаткой и асфальтом.Фото Н. А лексеева12 ет методического и творче око-го подхода. Конференция'.соглашается- с мнением докладчика,'но, учитывая опыт прошлого года, считает, что в отдельные периоды строительства можно проводить месячники и декадники дорожного строительства с трудовым участием населения.Казакстана и Сев. Кавказа руководящие органы Автодора совершенно бездействуют. Вопросы борьбы с бездорожьем здесь не стоят в центре внимания. Отсутствует живое конкретное руководство низовыми автодоровскими организациями. Отсутствуют оперативные планы автодоровской работы в дорожном строительстве 1932 г. Отсутствуют или имеются лишь на бумаге дорожные секции при многих Роль комсомола и печати советах Автодора. .. Образец очень успешной работы показали Такое недопустимое явление об'ясняется безкомсомольские организации Белоруссии.дея-т-ел ьнос ть ю, оппо р тунис т иче с ким де ляче Об этом сообщил на конференции йшерес- ством, недооценкой хозяйственнО'Политичеококые факты представитель ЦК комсомола Бего значения борьбы с бездорожьем, лоруссии т. Минц. Комсомольские организации Необходимо развернуть в рядах Автодора сыграли огромную роль в дорожном деле. решительную борьбу с этими явлениям*!, с поК концу сентября прошлого года ,в Белоруспытками некоторых представителей автодосии обозначился прорыв на дорожном фронте. ровских организаций прикрыться ссылками на Путем организации субботника комсомольские плохую работу дорожных органов, райисполорганизации- добились в ряде районов Белокомов, на плохую помощь со стороны печати, руссии решительного перелома. В субботник общественности, комсомола. Дорожная конференция должна явиться пебыло вовлечено все население этих районов. Субботник фактически превратился в месячреломным этапом в работе автодоровских орник; Бригады комсомольцев руководили рабоганизаций, которые должны повернуться литой населения на дорожных участках. Брига» цом к дорожному строительству, к работе на ды сумели конкретизировать работу, создали селе- для мобилизации многомиллионных масс лучшие организационные и производственные на борьбу с бездорожьем. «Ни одного совхоформы трудового участия населения, которые за, МТС и колхоза без автодоровского коллектива»— таков боев'ОЙ лозунг Автодора в оказались очень эффективными. '. Комсомол Белоруссии хорошо использовал данный период. Докладчик придает большое практическое районную и республиканскую печать Для проведения массового субботника. Выездные резначение созданию и укреплению дорожных • дакции комсомольской газеты «Черввнна смесекций при всех республиканских, краевых, обна» 'су-мели на местах мобилизовать внимание ластных и районных советах Автодора. Жизколхозов вокруг вопросов дорожного строинеспособные дорожные секции должны об'етельства. Редакции создали в ряде колхозов динить активность и инициативу организаций, опорные центры по развертыванию трудовоработающих на фронте борьбы с бездорожьем. Необходимо обеспечить дорожные секции го участия населения. ' В..ряде районов. РСФСР и Украины комсосоветов Автодора платными освобожденными мол .также'сыграл решающую роль в органиработниками. Надо уделить больше внимания планировазации трудового участия населения в дорожнию автодоровской работы. ' Каждый совет, ныхрабётах (Чувашия, Башкирия). . коллектив Автодора обязательно должен иметь конкретный оперативный план работы. Нужно Роль и место Автодора организовать непосредственное участие автоОтветственное место в работе по дорожному доровских организаций в дорожном строитель. . строительству занимают автодоровские оргастве. На конференции были приняты положения, низации, мобилизующие внимание всей общественности' вокруг вопросов дорожного стровыдвинутые Т. Рубцовым. Были намечены слеительства. Суровой критике, вернее самокридующие обязательства: каждый автодрровец тике, подверг работу Автодора ответственный должен отремонтировать 10 м дороги. '• Кажсекретарь" :Центрального Совета общества т. дый сельский коллектив Автодора должен 'содержать в порядке не менее 5 им дороги < все' и Рубцов.' 'ЖвтодЬрс|вскиё организации ударных райотехнические сооружения на этом участке: с нов.'— Чувдщий, Ленинградской области, Ср. одновременным проведеним древонасаждения, Волги, Нижегородского края, Белоруссии, пос обеспечением правильной эксплоатации доказавшие вi 931 г. лучшие образцы большероги. На городские коллективы Автодора кроме вистски. борьбы с бездорожьем, остаются И теперв! "в; 1,932году, в передовых рядах. Знаустановленной нормы по устройству дорог и' чительные сдвиги И оживление в оказании по- их содержанию возлагается производство собщощ!п дорожному строительству намечаются ственными средствами не менее одного канацб." Цёлрму* "ряду других автодоровских органивокопателя и одного утюга. Мобилизация мезаций! Башкирии,' на Урале, по Западной обстных ресурсов выражается в том, Что каж; ласти," Северному краю. Наибольшее оживледый .коллектив города и деревни сдает 16' кг ние 'и активность в дорожных работах 1932 г. железа для мостового строительства. Целый ряд конкретных практических зада^проявили уральские автодоровские организа• 1й намечен для (автодоровских организаций Ни ции. 'Однако в большинстве автодоровских оргаВсесоюзной дорожной конференцией. Эти за" низаций .Украины, Закавказья, Нижней Волги, дания. в значительной мере определяют роль Итчаново-промышленной области, Восточной ии место Автодора в борьбе с бездорожьем. ' Западной Сибири, Крыма,. ЦЧО, Киргизии, М- К—вiiщ