18
19
20
21
22
РЕМОНТ В ГАРАЖНЫХ УСЛОВИЯХСтатья 2-я Заливка и обработка коренных подшипников мотора „Форд" вместо 24 часов в1 час 58 минутНеобходимость заливки подшипников В виду; высокообо'ротнооти двигателя «Форд» и низких сортов смазочных масел, цилиндры двигателя снашиваются довольно скоро. По крайней маре при нормальном уходе за мотором первый же •капитальный ремонт, производимый после пробега 40 тыс. км, требует расточки цилиндров под поршни ремонтных размеров с допусками не менее 0,010 дм. Эта сношенность металла со стенок цилиндров и поршневых колец, вместе со смазкой попадает в коренные подшипники и впитывается ь баббит подшипников. С другой стороны, вместе с крупинками, являющимися следствием износа бакжелитовой распределительной шестеренки, © соединении с отработанным маслом образует собою режущую поверхность, способствующую износу не только подшипников, но и шеек коленчатого вала. Поэтому при капитальном ремонте двигателя ограничиваться одним просмотром и подтяжкой подшипников, как практикует это большинство техников, нельзя. Необходимо перезалить подшипники. Это надо сделать и потому, что подтяжка выработанных коренных подшипников смещает коленчатый вал, создает децентрацию его с первичным валом коробки скоростей и теснее сцепляет шестер ни. производя этим излишний шум. Заливку коренных подшипников, особенно в конструкции моторов без вкладышей (как «Форд») при наших условиях механики по возможности избегают потому, что при отсутствии специальных приспособлений, которых не имеется в 90% гаражей, симоетоятельви ремонтирующих свой парк,— дело довольно трудное. Еще того труднее и ответственнее—• расточка коренных подшипников, пред'являющая требования большой точности. Для такой радикальной обработки коренных подшипников весьма небольшое количество гаражей и мастерских имеет соответствующие приспособления. Наша задача ознакомить широкие слои чи тателей журнала «За рулем» с приспособлениями заграничной техники по обработке подшипников, которые по простоте своей конструкции могут быть легко перенесены и освоены в, наших условиях работы. Приспособление по заливке коренных подшипников Это приспособление, указанное на рисунке 1, может быть сделано средствами гаража, имеющего токарный станок и квалифицированного слесаря. Состоит оно из вала 1, имеющего диаметр 38 мм. К этому валу, обозначенному в дальнейшем Jb 2, привертываются: V две планки 3, шесть колец 4, и три кондуктора 5. Нижними сторонами планок 3 .приспособление ставится на борта верхней части картера опрокинутого блока так, чтобы кондуктор 5 находился наверху. Создается положение, при котором вал 2 висит яа планках Ъ, имея под тремя полукруглыми местами в картере мотора зазор, подлежащий заливке баббитом. Кольца 4, привертываются к валу 2 так, чтобы при заливке баббитом они не допускали утечку его из мест, в которые произво-Рис. 1. дится зализка. Литники 6 устанавливаются по два с каждой стороны заливаемого подшипника, через окошенные отверстия которых и производится заливка баббита. На рисунке указано три литника, в действительности же их должно быть шесть. Заливка коренных подшипников Как видно .из приведенного описания, подготовка для заливки подшипников произведена. Во избежание во время работы мотора смещения залитого баббита, в местах заливки его имеются анкерные углубления. Поэтому подогрева и полуды заливаемых мест не требуется. Достаточно снять старый баббит и зачистить места заливки. Теперь необходимо взять сосуд, по об'ему соответствующий числу заливаемых подшипников, и расплавить в нем баббит, который для подшипников! двигателя «Форд» должен быть по своему составу близок к нормам: 86% олова, 7% меди и 7°/о сурьмы. При плавке баббита перед заливкой нет надобности доводить температуру до нормы правления меди, так как при производстве баббита 7°/о меди, вплавленные в смесь олова и сурьмы, остались в баббите в виде отдельных кристалликов, не нуждающихся во вторичной плавке их. Взятая с такого баббита микрофотография довольно рельефно выделяет эти 'кристаллики меди 'Среди прочей смеси сплава. Однако это не значит, что баббит должен быть расплавлен, псам это часто производится в гаражах, только до температуры, при которой он обугливает сотовую палочку. Такая температура плавления достаточна для баббита, в состав котооого входит свинец Температура плавления баббита, составленного по вышеприведенному рецеыу, должна доходить до 765° Фаренгейта, что в переводе на Цельсий составит 408°. В мастерских, которые при плавке баббита не могут применять термометра или пирометра, следует руководствоваться цветом баббита при плавке13 его. В этом случае вишнев о-красный цвет расплавленного баббита соответствует требуемой норме нагрева его. Падение температуры при переливании баббита из сосуда в заливаемые места подшипников здесь учтено. В конструкции мотора «Форд», отведен довольно тонкий слой баббита, заливаемого в подшипники. Поэтому, во избежание появления раковин, баббит следует выливать довольно быстро. Для этого на рисунке 1 показаны две черпалки 7, служащие для того, чтобы можно было [пользоваться обеими руками, выливая баббит одновременно с обеих сторон. Такая быстрота вытесняет из заливаемых мест весь воздух и газы. Плавно баббита также должна происходить быстро на сильном огне. В противном случае олово начинает окисляться, выделяя -на поверхность окалину, которую необходимо снимать. Это меняет состав баббита к худшему л влечет за собою непроизводительный расход его. Такая операция по заливке нижних половинок коренных подшипников отнимает 9 чел./ минут, включая плавку баббита на сильном огне. Столько же времени отнимает заливка трех крышек коренных подшипников на приспособлении типа «Хемпи-Купер», включая в это время подогрев и полуду их. (Плавка баббита отнесена ко времени, затраченному на плавку для нижних половинок подшипников). Подогрев и полуда крышек происходят потому, что в отличие от нижних половинок коренных подшипников они не имеют углублений для задержки баббита 7. Надо отметить, что по предписанию главного химика одной из американских фирм заливка коренных подшипников должна производиться в неподогретом состоянии. Поэтому во избежание отделения от залитых чугунных мест сжимающегося при остывании баббита необходимо его уплотнить. Уплотнение баббитаКак указано на рисунке 2, приспособление по уплотнению баббита похоже на молоток с нарезанными на нем канавками ис железным ударо-лриемником. Длина 1 должна быть 85 м., диаметр — 38,5 мм. Остальные размеры произвольные. Такие уплотнители баббита изготовляются бежецким заводом и поступают в продажу в отделения «Авторемснаба» по всему СССР. Работа по уплотнению баббита производится так: низ 1 уплотнителя прижимается к залитой несущей поверхности подшипника и по ударо-приемнику 2 производятся частые удары молотком. Эта операция переносится последовательно с подшипника на подшипник и обратно в продолжении трех минут по всем трем' подшипникам. Расточка коренных подшипников Как видно из рисунка 3, приспособление по расточке коренных подшипников состоит из рамы, главное назначение которой — дать центр коленчатому валу, вращающемуся в коренных подшипниках, совпадающих с центромРис. 3. первичного валика коробки скоростей. Вал 2 несет на себе три резца 3,- которые единовременно растачивают все три подшипника. Конец вала 4 нарезан. Гайка 5—тоже, причём or шага резьбы зависит качество расточки. Наиболее подходящим шагом принято 36 ниток на 25 мм. Рама 1, прикрепляется через имеющиеся на ней отверстия 6к верхней части картера опрокинутого блока так, чтобы резцы 3 находились каждый внутри растачиваемого им подшипника. Если коленчатый вал не требовал шлифовки при ремонте двигателя, резцы остаются установленными под размер 1,624". Если с вала снимался эллипсис, резцы регулируются под наружный размер. Вращением за рукоятку 7 вал при помощи нарезки, имеющейся на '2го конце 4, и нарезки в гайке 5 движется вдоль подшипников, растачивая одновременно все три. Операция по расточке подшипников вместе с установкою приспособления, без регулирования резцов, занимает 15 мин. времени. После этого требуется незначительная зачистка и пригонка по валу боковых галтелей подшипника, отнимающая около 2% часов времени при наличии шаблона, изготовление которого доступно каждому слесарю. При желании уложиться по всем операциям от заливки до полной обработки подшипни ков в1 чае 58 минут, нужно после расточки подшипников пройти их специальной разверткой, показанной на рисунке 4. Эта разверткаЗакончив заливку всех трех подшипников, приспособление немедленно снимается с картера мотора и пока залитый баббит еще не остыл, его надо уплотнить. На заводе «Форд Мотор- Кампании», это уплотнение производится весьма просто (и доступно для каждой ремонтной мастерской).(? выправляет сразу все три подшипника при по-,. мощи той же рукоятки, которая указана на ' рисунке 3, под знаком 7, надеваемой на квадратный конец развертки. После прохода^ подшипников разверткой никакой зачистки баббита подшипников, как указано выше, не требуется. В этом случае на пригонку по валу боковых галтзлей подшипников затрачивается времени 1 час. 22 мин.которые могут быть использованы для канавок поршней 4 разных размеров Попутно надо сказать, что слесаря и монтажники не редко уродуют поршни, зажимая их в слесарные тиски, не говоря уже о том, что. над поршнем, зажатом в обыкновенныеРяс. 4, Коренные шейки коленчатого вала автомобиля типа «Форд» имеют диаметр 1,624". Поэтому, развертка должна быть диаметром 1,625", т. е. на 0,001" больше диаметра шеек коленчатого вала. Приведенный зазор дается на расширение шеек вала от нагрева во время работы и для маслянной прослойки. ОЧИСТКА МОТОРА ОТ НАГРЕВА. Этой операции при ремонте двигателя у нас не уделяется достаточного внимания. Нагар с поршней, головки цилиндра и клапанов часто снимается шабером, зубилом и всем, что способно скоблить. Оставляемые после такойочистки царапины ускоряют и увеличивают наслоения нового нагара. В кольцевых канавках поршней нагар часто счищается ребром напильника; при этом нередко получается завал краев канавок и царапины. Совершенно другое отношение можно видеть в удалении нагара с частей автомобильного двигателя за границей. Особое внимание, обращенное там на эту операцию, породило массу разных приспособлений для удаления нагара. В числе их немало места отведено приоп особ.'; ени ям мех ан и зир ов анн ым. На рисунке 5' показано приспособление для удаления нагара в канавках поршневых колец.Рис. 6. тиски, трудно производить что-либо серьезное, так как незначительное усилие, обращенное на него, способно повернуть его в губках тисков в правую или левую сторону.FHC.7.В этом случае очень удобны специальные тиски, приведенные на рисунке 6. Кроме всего губки этих тисков, сжимающие круглый предмет. сделаны из сплава, близко подходящего по своей мягкости к свинцу. Нечто в этомРис. 5. Довольно простое приспособление, которое можно сделать средствами каждого гаража. дает 50°/и экономии во времени против способов очистки канавок, практикуемых у нас до настоящего дня. Резец 1, будучи сделан крестообразно, дает 4 разных по ширине конца,Рис. 3.20 роде будет выпущено в продажу всеми конторами «Авторемснаба». Рассматривая механизированные способы удаления нагара, надо сказать, что электродрель с разными щетками и кругами, изготовленными из тонкой стальной проволоки, имеет доминирующее значение при очистке нагара. Первая же взятая из многих механизированных операций, приведенная на рисунке 7, по удалению нагара с головки блока красноречивее всяких слов говорит об этом. Удобна так же электродрель 8, укрепленная в стойке на верстаке со щеткой другого типа, служащей для очистки от нагара клапанов. Удаление нагара из направляющей втулки клапана, как это указано на рисунке 9. даег 75"/о экономии во времени и высокое качество продукции. Универсальное приспособление, указанное отдельно на рис. 10 (вставленное в дрель на рис. 9), может быть пригодно для разных размеров направляющих втулок клапанов. Но это пока является достоянием крайне ограниченного числа авторемонтных мастерских, которым в свое время удалось их импортировать. Тем не менее, все -это можно было бы иметь в каждом гараже. Заводы ВЭО наладили у себя изготовление электродрелей и произвели нескольхо выпусков их, но тольЯчс, 9.тятштштРис. 10. ко больших размеров: от 25 мм и более. Если бы ударники, комсомольские бригады, и общественность ВЭО с энергией, свойственной рабочим этой отрасли промышленности, засучив рукава, по-большевистски взялись за изготовление дрелей ходовых размеров, требующихся для автопромышленности (в 8-12 мм). все гаражи и мастерские были бы ими обеспечены. Что же касается проволочных щеток и приспособлений, их может с успехом производить кус гарная промышленность. Но, бывая в гаражах и авторемонтных мастерских и видя, что даже в -крупнейших из них не имеется ключей для вывертывания и подстановки шпилек, которыми изобилует мотор и прочие агрегаты автомобиля, мы недоумеваем. Сколько затрачивается лишнего времени на данные операции, производимые старыми способами при помощи двух гаек? Не говорим уже о порче резьбы на шпильках и гайках, износе граней гаек и уродовании ключей! В то же время изготовление специального ключа д.,я шпилек так просто и доступно. В каждом гараже имеются старые негодные торцовые ключи, которые легко можно приспособить для изготовления шпилечных клю.чей. Делается .это так (см. рис. 11). Берут старый торцовый ключ 1. К низу его прила-R4C 12. жкзают оораоотанное слесарем из подделочной стали рабочее основание 2, которое в местах 3 кругом проворачивается автогеном. Рифленный ролик 4 через отверстие, просверленное к одной стороне окружности его, ставится -на стальную заклепку, заклепанную на уабочей части 2.Рис. 11.21 На рисунке 12 показана работа таким ключом,. надетым своей пустотелой внутренностью на шпильку. РАСШАРОШКА КЛАПАННЫХ ГНЕЗД До притирки клапанов необходимо всегда производить проверку клапанных гнезд шарошкой. Мы знаем очень много гаражей, где расшарошку клапанных гнезд производят ста-производиться, как указанно на рисунке 13. Выточить из поделочной стали державку 1, которая должна туго входить в направляющую втулку клапанного стержня. Наждачный камень 2 должен прижиматься к заплечику 3 вращающейся ручкой 4, с нарезкой внутри и шестигранником под ключ 4. Конец этой ручки 5 захватывается кулачками патрона в электродрели, 'Срезанной на данном рисунке в месте 7. Наждачный камень 2 может быть заказан в любом количестве в Москве и других центральных районах Союза. Для мотора «Форд» угол камня должен иметь 45°. Если клапанное гнездо изношено или обгорело слишком сильно до прохождения его шарошкой из наждачного камня, надо прошарошить стальной шарошкой, указанной на рис. 14. Притирка клапанов Высшую продукцию при минимально затраченном времени на притирку клапанов можно получить от приспособления, приведенного на рисунке 15.V1Рис 13рыми клапанами, с превращенным грибком его в режущую поверхность. Такая работа никуда не годится, так как не может дать правильно расшарошенного гнезда. Применительно к нашим современным условиям работа по расшарошиванию гнезд можетРис. 15.Простейшее и доступное для изготовления в каждом автохозяйстве, оно состоит из деревянной ручки и резинового присоса, насаженного на нижний конец ручки. Для работы данным приспособлением на верхней стороне грибка клапана не требуется фрезеровки шлиц или сверления двух отверстий. Резиновый наконечник, поставленный резким движением на грибок клапана присасывается к нему и позволяет вращать клапан в ту и другую сторону по мере надобности. Резиновые приспособления могут быть отлиты из резины по модели каждой вулканизационяой мастерской. Авторемснаб передает