26
27
28
ДВУХТАКТНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕПри равном числе цилиндров двухкратный -двигатель по сравнению с четырехтактным имеет следующие преимущества: 1. Вдвое большее число рабочих импульсов 8 единицу времени, т. е. вдвое большую равномерность хода. 2. Отсутствие сложного клапанного уетрой•ства. 3. Простоту регулировки. Однако двухтактный двигатель имеет и больш ие недостатки, как «аир. перерасход тоялив-а утяжеление конструкции по мере увличения его мощности. Перерасход топлива обусловлен принципом распределения фаз в двигателе. ' у которого существует момент, когда горючая смесь вступает в цилиндры с незакрытыми выхлопными клапанами или окнами. Период впу-ска горючего в цилиндры с открытыми выхлопными окнами вызывается необходимостью лучшего очищения цилиндров от остатков продуктов горения предыдущего цикла. Он наеьвьается шродувкой» цилиндров. Продувка цилиндров является единственной причиной, благодаря которой двухтактный двигатель не 'пол учи до сего времени широкого применения • автомобилях. в Долгие и настойчивые усилия многих конструкторов, направленные к созданию экономичного, мощного и легкого двухтактного двигателя, сопровождаются известными успехами. За последний год лучшие двухтактные двигатели созданы конструкторами Цоллером, Уиттекером- и Робертсоном. Двигатель Цоллера очень успешно вынес серьезные испытания и выпускается сейчас в .серийном .порядке фирмой Forced Inductior Lto londnn. Он имеет 8 цилиндров в одном блоке, расположенных потарпо в два ряда, и развивает SO л. с. при 2 600 об/мин., когда мощность его равна только i2 л. с. Каждая пара цилиндров сообщается с общей камерой горения (рис. 1), и поршни их особым образом связаны с одним коленом вала, и ПУЛИ, поршень при помощи шатуна с фасонной нижней головкой непосредственно сидит ыа шейке колена вала. Фасонная головка шатуна несет на себе два лальца для захвта вильчатой .головки шатуна второго поршня. Такое размещение шатунов уменьшает тангенциальные усилия в возвратно-движущихся чаеттях дсигателя и сохраняет от быстрого износа стенки цилиндров и поршней, а также тодщилники коленчатого вала. Поршни движутся одновременно вверк и вниз, но они всегда находятся на разной высоте, т. е. в равных фазах. В этом заключается основное отл-очие двигателя. Когда один лоршеиь почти совсем закрывает выхлопное окно- А, другой поршань начин-ает открывать впускное окно В. Таким образом в период вступления в цилиндр свежая горючая смесь не может вырваться наружу вместе с сгоревшими газами, однако это не значит, что свежая смесь при своем вступлении обесценивается оставшимися в цилиндре инертными газами. Это явление здесь устранено благодаря правильности распределения фаз и наличию мощного компрессора С, способного в чрезвычайно короткий период времени подать в цилиндр необходимое количество смоем. Компрессор налажен на переднем конце коленчатого вала и работает под весьма умеренным давлением. Дригатель имеет 8 цилиндров и четырехколенчатый вал. Для повышения равномерности вращения колена вала расположены под углом в 60° друг к другу. За один оборот коленчатый вал получает четыре рабочих импульса (хода). Отсюда следует, что при наличии- только четырех рабочих камер двигатель Цоллера -работает с такой же бесшумностью, какой обладает обьэчный 8-цилиндровый четырехтактный двигатель. Дпигатешъ весьма прост 'по конструкции. Он не ише-ет клапанов и механического поив-тда к ним. Съемная головка цилиндров допускает точное выполнение гЬолмы камер горения, а также и 1проетра1".ство для циркуляции охлаждающей воды. Горючая смесь поступает от компрессора сначала в прямой и горизонтальный кяяая, а от него отходят -четыре более узких и сделка изогнутых -канала к впускным окнам В. Отходящие газы по коротким и круто расширяющимся каналам идут в общую и прямую выхлопную трубу Д, прикрепленную сбоку цилиндров. Зажигание плоисходит от боббины и четырех запальных свечей, вставленных веотикально в алегаигшъиблю выемку ГОЛОЕКИ цилиндров. Обычно двигатели относятся к высшему классу, если они на 1 000 см рабочего объема цилиндров раззивают мощность до 20 л. с. при 2 60-fr—4 000 обмин. Рабочий объем цилиндров у двигателя Потлеп оавен 723 см 3и мощность 30 л. с. ири 2 000 об'.мин. Значит он выше первоклассных двигателей, как бы вне класса, иРис. 156 потому сейчас он находит себе большое применение в автомобилях самых разнообразных марок. Двигатель Уиттекер имеет 3 цилиндра 54X72,7 мм в одном блоке с рабочим объемам 3в 500 см . Коленчатый вал двигателя покоится на четырех подшипниках и заключен в прямоугольный кожух (рис. 2), у которого праваяРис. 4 давления и ьращается с половинной скоростью коленчатого вала. Рабочие импульсы компрессора синхронизированы с периодами впуска горючего в цилиндры. Компрессор (рис. 5) имеет чугунный корпус А, стальную ооойму В, шесть лопастей Си по шесть штук сегментальных сухарей Ои Мальцев Е. Корпус А насажен на ведущий вал эксцентрично. На шариковую втулку корпуса надета обойма В, имеющая внутри кольцевую выточку с прямоугольным сечением. В кольцевую выточку на равном расстоянии друг от друга вставлены сегментальные сухари Ос пальцами Е. Пальцы снабжены прорезами, куда закладываются боковые выступы лопастей С. Один выступ каждой лопасти закладывается в палец Е, а другой — в соответствующий вырез подшипника, сидящего на ведомом валу компрессора и не показанного на рисунке. Сухари О заложены в В'ытачху с иззестным зазором относительно обнимающего их кольца и потому радиальные колебания лопастей, нагнетающих воздух, не могут достигнуть при вращении ро-Рис. 2 стенка сделана отъемной. Шатуны стальные, трубчатого сечения, имеют нижние разрезные подшипники. Поршни (рис. 3) — чугунные с фасонными головками, предназначены для выталкивания сгоревших газов в выхлопные окна. Каждый цилиндр снабжен двумя впускными и двумя выпускными клапанами. Нижние кромки отверстий выпускных клапанов (окон) расположены на одной .высоте с головкой поршня, отвечающей крайнему нижнему положению последнего.Рис. 3Цилиндры имеют общую съемную головку. В ней (расположены запальные озечи и впускные клапаны, наклоненные под углом в 10° к вертикальной оси. Впускные клапаны действуют от клапанов и отдельного рычажного валика (рис. 4), укрепленного сверху крышки. Открывание и закрывание клапанов происходит от кулачков Аи В. Клапаны здесь не имеют обычных пружин и не могут закрываться самонр'Онзвольно, как у обычных двигателей. Полная принудительность действия клапанов повышает точность распределения: фаз, что имеет большую ценность для любого двигателя. Для двигателя же Уиттекер это обстоятельств является еще более ценным, ибо он делает до 5 030 об/мин. и его кулачковый вал вращается с одинаковой скоростью с .коленчатым валом. Охлаждение — водяное, от .помпы. Замсига-. ние — от боббины. Поступающее аг карбюратора топливо смешивается с воз-духом, нагнетаемым компрессором Фокеуил, (который сжимает воздух только на 20°/о выше атмосферногоРис. 5 тора большого значения и не могут касаться обнимающей их поверхности, что вызывает юбьично поломку деталей. Благодаря наличию компрессора Фокеуил, нагнетающего воздух, при давлении только на 20% выше атмосферного, и благодаря хорошему выполнению клапанного устройства головней цилиндроЕ никогда не получают заметного перегрева и «е наблюдается перебоев в зажигании, хотя степень сжатия -горючего в цилиндрах равна 7 : 1 .27 Двигатель Робертсона имеет 4 отдельных цилиндра, расположенных попарно в форме буквы V (рис 6) Поршни Аи основные цилиндры имеют двойные диаметры (рис. 7); между стенками каждого поршня и цилиндром (чугунным) вставлен Еторой стальной цилиндр В тоже двойного диаметра Поршень связан пои помощи шатуна, а стальной цилиндр —при помощиРис. 7Иис 6эксцентрика и иапфы с коленчатым валом двигателя. Цапфа эксцентрика закреплена под некоторым уголом к шейке колена вала. Цилиндр В предназначен для управления клапанами. Смесь от карбюратора поступает по каналу Св свободное пространство над широким диаметром стального цилиндра и отсюда по выемкам О проникает в рабочую камеру над головкой поршня. Начало проникновения смеси в рабочую камеру совпадает с моментом закрытия выхлопных окон Е, поэтому «продувка» цилиндров здесь не сопровол<дается обычной потерей горючей смеси.Расположение окон в стенках цилиндров Ви их размеры точно увязаны с моментами впуска и выпуска смеси и их длительностью, а также увязаны ис линейными скоростями движения поршня Аи цилиндра В. Зажигание происходит от боббины и свечей, вставленных в центре камер горения. Охлаждение — водяное; начальная и конечная циркуляция йоды происходит по трубам F. Водяная помпа приводится в действие от эксцентрика и вспомогательного шатуна D, насаженного на коленчатый вал двигателя. Смазка осуществляется под давлением. Масленый насос Н работает тоже от эксцентрика и связанного с коленчатым валом короткого шатуна .1 Рабочий объем цилиндров равен 1000 см При 3 000 об/мин. двигатель свободно развивает мощность в 30 л с. и совершенно не обнаруживает никаких признаков вибрации отдельных деталей или перебоев в зажигании. Инж. А КооостелимВНИМАНИЮ НАШИХ ПОДПИСЧИКОВ!Редакции и издательство еще раз обращают внимание всех подписчиков на то, что в связи с передачей всего дела распространения и экспедирован я журнала на почту ЖЛЛЭБ НА НЕАККУРАТНУЮ ДОСТАВКУ „ЗА РУЛЕМ" В ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОСЫЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ. ГОРОДСКИМ ПОДПИСЧИКАМ надо обращаться непосредственно в бюро жалоб городского отдела подписки Моспочтамта (ул. 1-го мая, 26) или по телефону 2-82-89 И 3-85-70. ИНОГОРОДНИМ ПОДПИСЧИКАМ следует направлять жалобы непосредственна в центральное бюро жалоб Моспочтамта. 28