Автопробэг Москва—Мине—Москва На снимке—первый брод гиелв г. Орши. М сты оказываются совершенно Не1риГ0£.НЫМИ i ЛЯ аВТОДВИЖеНИЯ. Фото Л. С оломонидинаИЗЫСКАНИЯМ И ПРОЕ АВ ТО ГУЖЕеЫ )ПО МАТЕРИАЛАМ НК РКИ РСФСРРабота Государственного института по прос тирав аиию дорог и дорожных сооружений <Гипродор) имеет чрезвычайно важное значение. От качества и своевременности изысканий и проектирования зависят сроки постройки и стоимость -строительства автогужевых дорог. Обследование работы Гипродора по существу явилось подытоживанием работы за время его существования (год с лишним). Надо отметить (в этом отчасти и заслуга Гипродора), что строительства Главдоотранса РСФСР обеспечены проектами в 1932 г. значительно лучше, чем в предшествующие годы. Однако работа по изысканиям и проектированию на должную высоту еще не поставлена. Качество проектов все еще недостаточно удовлетворительное, план работ 1931 г. недовыполнен, руководство проектно-изыскательским делом осуществляется слабо. Недовыполнение плана работ объясняется слабо поставленным контролем за выполнением работ, особенно за работой проектных органов дортрансов, отсутствием твердых календарных сроков каммеральной обработки материалов изысканий и недостаточной подготовкой изыскательных партий к работе. Несвоевременное окончание работ приходится отнести1 и за счет продолжительных задержек в пути. Так, Hanpwvep, партия № 2 находилась в пути .вместо 15 дней —32, а партия № 13 — 20 дней вместо 15. Затягивание работ объясняется также поздним приступом к работе, | вследствие чего работы изыскательных партий производились часто в ненормальных условиях — поздней осенью и даже зимой; так партия № 7, работавшая в Северном крае, запоздала с окончанием работ на 2И месяца -«из-за выпавшего раннего снега». Из 4-х незаконченных еще разработкой проектов Гипродора установлено, что качество их далеко неудовлетворительное. Общая оценка этих 4-х проектов такова, что они нуждаются в дополнительной проектировке, обследованиях и исправлениях на местах. Основные дефекты этих проектов — излишнее количоство вариантов в одних случаях и полное отсутствие вариантов — в других. •Красная линия в редких случаях наносилась в виде обертывающей; водоотвод обеспечен не везде; зондировка болот отсутствует" в местах, где концентрируются ливневые воды (Казакстан), не запроектированы искусственные сооружения, а в возвышенных местах этого же профиля запроектированы искусственые сооружения больших отверстий. Установленные недостатки следует отнести за счет слабого технического руководства, в частности недостаточного инспектирования и инструктирования партий непосредственно вполе. Из бесед с отдельными изыскателями установлено, что при отъезде на изыскания, точные установки как производить изыскания не давались. Многие начальники изыскательных партий понимали свои изыскания как предварительные, ожидая после себя каких то повторных окончательных изысканий, а некоторые просто не знали, как нужно производить с'емку переходов больших рек. Исчерпывающих данных ю качестве проектирования «а 'местах нет, нет данных ио том, кагое количеств) изысканий 1931 г. камшерально совершенно и? обрабатывалось. Слабое руководство и отсутствие наблюдения «9 работой проектных органов дортрансов объясняется правда в значительной мере перегрузкой Гипродора непосредственной опера-а тии-но-нроизводстЕенной .работой. В одном из дортр>ансов имел место случай, когда изыскательский, материал предшествующих лет в количестве нескольких сотен километров каммерально, не обрабатывался, а впоследствии выяснилась его непригодность и необходимость повторных изысканий, в результате чего непроизводительно было затрачено свы.ие 200 тыс. руб. Работа Гипродора, как института, совершенно не ощущалась — его роль в рациональной организации строительства и механизации ничтожна. Проекты составлялись с расчетом «а производство работ вручную, описания производственного процесса в проектах нет, связь с Научно-исследовательским 'институтом недостаточная. Вопрос о выборе типа дороги и экономичности строительства решался без достаточной проработки. Почти не уделялось внимания г-опрос у использования материалов местного происхождения; почвенно-геологические изыскания никакой ценности не представляют: рекогносцировочные изыскания, как правило, не производились; изыскания не имеют достаточных экономических обоснований; работа не связывалась с аналогичной работой Н1КПС и данные технических и экономических изысканий последнего не использовались. Все эти факты в значительной мере объясняются тем, что ни администрация, ни общественность не принимали необходимых ме ) к -стимулированию выполнения плана я повышению качества работы. Не принималось достаточных мер ик повышению квалификации работников. Организованные 3-месячные мурсы по повышению квалификации работников Гипродора приступили к работе с большим .запозданием, посещались нерегулярно и раскались через 1% -месяца. Надо также указать на недостаточность мероприятий по улучшению жилищно-бытовых уел-оший специалистов, в результате чего имела место, утечка квалифицированных работников. Из зыделеннык в 1932 г. на жилстроительство 200 тыс. рублей было использовано лишь 80 тыс. руб. Вопросами рационализации ни администрация. ни местком не занимались. Не представилось даже возможным получить сведения о .^.имчееше поступивших рационализаторекик предложений. У отдельных руководящих работников существовало мнение, что рацпредложения ' «естественный долг каждого работника, а поэтому они особому поощрению на подлежат». Это мнение определило и отношение к рационализаторским предложениям — ни премий, 'ии благодарности никто из внесших рацпредложения не получил. Чрезвычайно слабое место в работе Гипродора • это руководство проектным делом в — стране. Несмотря на то, что в плане 1931 г. работа дортрансов по изысканиям составляла в общем объеме работ около 90°/о и по типовому проектированию около 60%, Гипродор фактически не руководил работой мест. За 1931 г. было лишь 5 выездов инспекторов. Очень мало сделал Гипродор в част» унификации проектно-изыскательских работ (издание руководств и инструкций). -Неудовлетворительно была поставлена работа и по обмену опытом. Гилродору необходимо упорядочить и как следует органивовать проектно-изыскательское дело в стране. Одновременно с титульными экономическими изысканиями нужно производить и рекогносцировочные . изыскания, организовав типовое проектирование земляного полотна. Весьма целесообразен также созыв совместной конференции работников Гипродора, ПИАТя, Росдорстроя и отдельных секторов Главдортранса для установления конкретных деловых форм связи проектно-изыскательских работ науч-но-исследоьательских организаций и отражения в проектах требований производства. Предстоящее пятилетие должно дать громадный сдвиг в деле строительства безрельсовых дорог, а это потребует затраты больших средств и соответствующих темпов. Надо через улучшение проектно-изыскательского дела добиться не только выполнения намечаемых программ, ио и удешевления строительства.Г-рУкладча первой мостовой в Курган Тюбэ (Таджикистан)SIOTO Рейзиня(Союзфото)9