12
13
ИСПОЛЬЗОВАНА ГАЗА МЕТАНАВ АВТОТРАКТОРНЫХ МОТОРАХСтремление заменить бензин из нефти горючим, получаемым из другого вида сырья, появилось давно. Это было вызвано тем, что многие страны не имеют нефтяных месторождений. Для разрешения этого'вопроса техническая иысль шла разными путями—как путем получения жидкого топлива чз твердого при процессах ' полукок сования, гидрирования угля, ридрирования смол, так и-путем применения ipyrax горючих для моторов. Было также обэащено внимание на возможность использования газа как горючего для моторов. Работы, проведенные в этом направлении, можно разозлить на две группы. Первая группа работ идет -по пути получения газов из жидкого топлива. По одному из разработанных методов получение жидкого топлива осуществляется по следующей схеме: метан под дейстзием электрического разряда дает ацетилен (метод Фишеса), который по способу, разработанному химиками I. С—А, при полемиризации образует бензол, являющийся ценным моторным топливом. Было подсчитано, что таким путем возможно получить из коксовых газов Рурского района Германии около 400 тыс. т бензола в лось много установок для выделения из коксового газа водорода по способу Бронна-Линда. В качестве побочного продукта при этом процессе получается газ с большим содержанием метана. Одним из возможных способов -использования метана является применение его к-а* горючего для автомашин. Схема работы мотора на газе в опытах, про водимых различными фирмами, в основном од на и та же; разница только в незначительеьп деталях. По схеме, разработанной акционерным обществом «Конкордия», газ из баллонов поступает в буфер небольшой емкости, проходит пусковой вентиль, р'егулятор давления, в котором давление газа снижается до 100 мм водяного столба и далее идет в смеситель, где образуется рабочая смесь для мотора. Надо отметить, что необходимым условием для правильной работы мотора является хорошая работа регулятора и смесителя. Процесс горения в моторе метана, простейшего из всех углеводородов, протекает полнее ' и легче, чем у высших его гомологов или ароматических углеводородов. Более совершенный процесс горения дает то. что, во-первых, в выхлопных газах мотора почти не содержится окиси углерода. Этот факт по мнению французского автомобильного клуба имеет важное значение для крупных городов, где большое число машин на улицах отравляет атмосферу. Во-вторых, повышает до известной степени мощность мотора. И, в-третьих, отсутствуют процессы карбонизации, что обгоняется также и более низкой температурой сгорания метана. Из других положительных сторон метана как топлива следует отметить следующие: метан, полученный из коксовых газов, при выделений водорода почти не содержит сернистых соединений. Бензин же, по нормам, допускаемым стандартом, содержит от 0,03% сернистых соединений, вызывающих коррозию металла. Метан является менее детонирующим горючим, чем -бензин, что позволяет повысить компрессию в метане до 40%. Стандарты бензина требуют присутствия в нем -известного процента низкокипящих фракций, необходимых для быстрого -пуска мотора в ход. На газовом топливе пуск мотора осуществляется очень легко. При пользовании метаном не бывает перерывов в подаче или забивки подвода горючего, как это наблюдается в моторах, работающих на жидком топливе. Акционерное о-во «Конкордия» считает, что сжатый метан менее опасен в смысле во-спла* мениемости и взрывчатости, чем бензин (!!). Расход смазочных масел несколько снижается, что об'яюняется более равномерной работой мотора на метане. На основании многочисленных опытов, проведенных в Германии с машинами, работающими на метане и бензине, было установлено. что в среднем отношение расхода метана к бензину было довольно равномерным, а именно 0,9 м3 : 1 л.гол.12 Ко второй группе работ относятся опыты с непосредственным снижением газа в моторах. Работы второй группы ведутся в двух направлениях: первое — это получение газа из генераторов, устанавливаемых непосредственно на автомашинах, второе—-оборудование -цашин баллонами с сжатым газом. Первые газогенераторные установки, на тракгорах и автомашинах появились во Франции. Опытный пробег грузовых машин, организованный французским военным ведомством, дал положительные результаты. У нас также проводятся такие опыты ЦНИИД, недавно выпущена опытная газогенераторная установка 'Системы Дека ленков а, смонтированная на тракторе «Коммунар». Вес всей установки около 300 кг. Расход хвойных дров при влажности. около 25% колеблется в пределах 25—30 кг в час. Надо отметить, что установка генератора усложняет работу шофера, но тем не менее может с успехом применяться при некоторых установках. Опыты по сжиганию газа из баллонов производились как -с метаном, получаемым из коксовых газов, так ис -городским газом. Первые попытки применять городской газ на авто-машинах были сделаны в Англии во время войны, когда газолин стал дефицитным товаром. Газ накачивался в большие баллоны, помещаемые на крыше автомобилей. По окончании войны нефтепродукты снова появились в достаточном количестве на рынках Европы и использование городского газа для автомобилей было оставлено. Причиной этого явился большой вес баллонов, ограничивающий количество газового запаса, что сокращало радиус действия машины по сравнению с бензином. За последние годы в Западной Европе появи практические данные расхода метана: 4,5-тонный грузовик фирмы Либерти при очень многих остановках расходовал в -среднем 450 л метана на 1 км, в то время как бензина потребовалось бы 0,5 л. При пробеге без остановок расход снижался до 320 л на 1 км. По данным английских фирм 1м3 метана более 1 юг бензина; французский автоклуб дает эквивалент метана на литр бензина несколько меньший, чем английский. .• Наиболее важным моментом пользования метаном на автомобилях является хранение его. Метан, как было оказано выше, хранится на машине в стальных баллонах. Значительный вес баллонов не позволяет применять метан ^Автобусе метановой установкой. Под кузовом^вина пассажирских автомобилях. Он может быть "дек балясн с газом метанем приманен только на машинах, для которых вес взятых баллонов не особенно влияет на общий вес. При таких • условиях метаном могут пользоваться следующие виды автомашин: грузови- . ми, автобусы, машины для чистки улиц, поливки, почтовые машины, тракторы и т. д. Баллоны помещаются на машинах различным способом, вес зависит от назначения машины и конструкций шасси. Так напр. в Германии у ; грузовиков Либерти баллоны помещаются позади сиденья шофера и располагаются о-д:.н над другим. У Бюссинга баллоны ставятся в горизонтальном положении между шасси и площадкой грузовика. На автобусах и почтовйх автомобилях баллоны помещаются по одному с боков на шасси под кузовом. Обычно на машинах устанавливается по два баллона. На мощных грузовиках число их доходит до 3—4. ЗаМашина д.?я очистки улице метановой установкей пас газа обеспечивает пробег автомобиля в радиусе от 80 до 150 км, что в обычных условиях эксплоатации совершенно достаточно. На основании многочисленных опытов по определению экономичности применения метана на автомашинах даются следующие данные. Все расходы по переоборудованию машины, т. е. установка регулятора, давления, "смесителя, баллонов не превышают 250—300 герм, марок. Стоимость одного куб. м метана—0,2 марки. Таким образом, экономия на одном только горючем составляет около 44%. Акц. о-во «Конмордия» 'считает, что экономия дстигает даже Б0% и больше. Надо оговориться, что это имегт место в том случае, если источник газа находится не более 50—75 км от базы машины. В нашем Союзе применение метана в качестве горючего на автотракторных моторах имеет широкие перспективы. Природные газы многочисленных месторождений с содержанием метана, доходящим в .некоторых случаях до 90%, являются дешевым Шофер автобуса меняет израсходованный баллон источником газового топлива для моторов./Это [с метаном на свежий (снимки из журнала „Das ставит нас в более выгодное положение, чем Gas — und Wasserfacn"). напади о -европейские страны, где почти нет ариродных газов и стоимость метана, получаемого из коксового газа, составляет около 10 Если учесть расходы на очистку газа от угtfem. за куб. м. лекислого газа и компрессирование, то CTO.HMOCTI одного куб. м газа не превысит 3—4 коп., в т\ По плану на вторую пятилетку, разработанвремя как бензин стоит около 20 к . ' з а литр, ному эксплоатационио-разведочным сектором Так что при. употреблении метана на автомо» Ооотэгаза, намечаются следующие цены на. билях и тракторах экономия на одном горю-аз — франк о-промысел: чем будет около 400—600%. Астраханский район 1,65 коп. за м8В связи с моторизацией сельского хозяйств! Дербентский „ 0, 6 „ „ и увеличением автотранспорта, необходимо заМелитопольский „ 4, 2 „ ниться проведением опытов по использовании Сталинградский „ 1, 4 газа в автотракторных моторах. Калмыцкие степи 2, 0 „ .. В- Галковский Нижне-волжскнй . 1, 2 „WS^^^h,ySfS