Ремонт моста на сельской дсрогэ с трудучастием насслз;:ияФотоБерезинаТРОИТ!(НА ПЛЕНУМЕ ДСРОЖНОЙ СЕКЦИИ АВТОДОРА)На расширенном пленуме дорожной секции ЦС Автодора около 50 делегатов. Из них 26 представителей дортраноов и районных штабов и 19 представителей республиканских, • облает •5ьк и краевых советов Автодора. Здесь делегаты как передовых ведущих районов, так и представители районов, плетущихся .в хвосте, насчитывающих весьма «скромные» проценты выполнения плана. Первые приехали сюда, чтобы поделиться богатым опытам своей работы, вторые—-рассказать о недостатках и поучиться у тех, кто умеет работать, кто выполняет и перевыполняет планы дорожного строительства с трудучастием населения. Расширенный пленум дорожной секции заслушал доклады Цудортранса и ЦС Автодора, доклады целого ряда республик, краев и областей, сообщения 4 районов и одновременно илформации представителей автодоровоких организаций об их участии в, выполнении планов дорожного строительства на местах. Мы лишены возможности дать подробный отчет о пленуме, который продолжался 4 дня (с 7-по 11 сентября). Поэтому мы остановимся лишь на опыте работы отдельных передовых областей и краев, успешно справившихся с выполнением плана дорожных работ, применявших новые интересные методы привлечения труда населения и многомиллионной общественности для ударной борьбы с бездорожьем. •По примеру прошлого года, одно из первых мест из выполнению плана дорожного строительства занимает Ленинградская • область. В прошлом году она выполнила план на 116"/о я тут же после окончания дорожню-'стро'итель«ого сезона активно взялась за подготовку к нсоьгм, еще более решительным боям с бездорожьем. Выполнение плана • заготовок в зимний пери| од не превышало 25>/<>. (В связи с этим было ре.шено с 25 мая по 25 июля провести ударный двухмесячник по борьбе с бездорожьем. Областной и районные штабы взяли на себя оперативное руководство двухмесячником. Планы были азоевременно проработаны как -дорожными организациями, так сельсоветами и колхозами. • Областной штаб выпустил специальную брошюру для популяризации значения дорожного строительства и разработал специальные проекты соцдоговоров между колхоаами, селами, деревнями, районами, избами-читальнями и школами. Для проведения органигациолдо-маессвой работы на местах в районы были поделаны 38 уполномоченных по линии областного •комсомола и 52 уполномоченных от облштеба и Автодора. Результаты проведения массовой работы по районам Ленинградской области не ззмедлили сказаться. В течение июня в7 районах (Череповецком, Островском, Мяксинскол", Валдайском, Чудовском и др.) план дорожного строительства был перевыполнен. Активную помощь • деретроктелъстеу оказала областная и районная печать. Из 70 газет 64 систематически освещали ход борьбы с бездорожьем. Всего было выпущено свыше 250 специальных номеров газет, 778 подборах и заметок по вопросам дорожного строительства. Печать не только освещала итоги дорожных работ, она и оперативно руководила дорожным строительством, подтягивая отстающие районы. Так например «Крестьянская правда» организовала рейды выездной редакции, сумевшей выпустить на местах 8 номеров газеты. Значение таких выездов огромно. Если, например, в Оредежском районе к моменту выездного заседания областного штаба совместно с редакцией «Крестьянской правды» план был выполнен на 50°/о, то ч-грез три дня цифра выполнения плана возросла до 60%. а результате дружных усилий дорожных работников, комсомольской и автодоровской общественности план по Ленинградской области. в физическом об'ем-е выполнен на 98,7%'.. По отдельным районам Ленинграда имеется значительное перевыполнение • плана. Так. например, Островский район выполнил план по грудучастию населения на 132,1%, Череповецкий район — н а 127%. Таких итогов районы добились после широко проведенной массовой работы, в первую очередь среди колхозников. > Некоторые колхозы Островского района выдвигали встречные планы, в 3 раза превышающие контрольные цифры. Колхозный сектор охвачен соцсоревнованием и ударничеством на 68°/а. Среди ведущих районов одно ив лучших мест занимает и Нижегородский край, в состав которого входят Чувашская республика и Марийская автономная область. Нижегородский край в прошлом году выполнил план дорожного строительства на 105,3°/о. Об'ем дорожных работ с трудучастием населения в этом году был определен в 23 200 тыс. руб., занимая в общих вложениях на дорожное хозяйство края 79%. . Нижегородский крайдортранс и общественность на основе опыта 1931 г. учли, что успех выполнения плана зависит в основном от того, знает ли каждый крестьянин, каждый колхозник, что он должен делать, где он должен ра' ботать. Поэтому здесь еще в январе началась разработка планов в сельских советах, а вле чение зимы они были доведены до каждого двора. • . • Чтобы обеспечить строительство техническим руководством, крайдортранс пропустил через специальные курсы 1 190 дорожных организаторов. Они были теми низовыми кадрами, которые вели организационную работу и Осуществляли первичное техническое руководство. К участию в дорожном строительстве крайдортранс привлек различные краевые организации. Для каждой из них был выработан перечень мероприятий по дорожному строительству. В результате крайколхоэооюз, крайсна-б, тяжпром и др.-не" мало соДейстсозалн успеху дорожных работ в Нижегородском крае. Первые месяцы работы были не совсем удовлетворительными. До месячника план дорожного строительства был выполнен только на 9%. Причины этого крылись в том,-что общественность края была недостаточно мобилизована на борьбу ic бездорожьем. Месячник, проводившийся в период-с 1 июня по 1 июля, дал значительный сдвиг. В течение месячника было привлечено к работам 1250 тыс. населения. 23 района края в итоге месячника-перевыполнили намеченный план. Так например Оречеиский район выполнил план на 229%, Даровский — на 18£l0/i, Советский — на 166%>, Арбажский — на 139% и т. д. Всего по краю планы были перевыполнены в 23 районах. Так же, как ив Ленинградской области, печать Нижегородского края живо откликалась на вопросы дорожного строительства. Комсомольская газета «Ленинская смена» во время ударного месячника ежедекадно помещала подборки, • характеризовавшие работу дорожных органов, комсомольских организаций и отдельных комсомольцев. Крестьямакан газета «Советская деревня» регулярно печатала материалы о выполнении плана отдельными колхозами, отдельными сельсоветами и деревнями.В этом году в Нижегородском крае было использовано и радио — выпущены 3 комсомольских радиогазеты и перед началом месячника проведены две радиопереклички. Комсомол в ряде отстающие районов созвал комсомольских работников совместно с райпрофсовета.ми и районными штабами. Таких куето'зыж совещаний было проведено три. Помимо этого комсомол явился инициатором двух краевых комсомольских субботников. Автодор также принял более -активное участие с дорожном строительстве, чем в прошлом году. Прежде всего Автодор привлек внимание всех добровольных обществ к вопросам дорстрсительства. Он практически подошел к разрешению вопроса о шефстве городских организаций над деревенскими. Так, Свердлозский район взял шефство над Кетовским, добившись того, что он имеет в настоящее время 110% выполнения плана дорожных работ, причем качество дорожных работ здесь лучше, чем в других районах. Городские автодоровские организации за короткий период времени организовали 17 райсоветов, завербовав в ряды общества 2 5С0 новых членов. Нельзя не отметить того факта, что в Нижегородском крае, наряду -с передовыми, имеются сильно отстающие районы. Так, например, Борекий район дал всего 12% выполнения плана, Муромский — 7%, Ьогородския — 26% и 13 районов края выполнили до 30"/о плана. Прорывы в этих районах объясняются главным образом отсутствием четко работающих дорожных • аппаратов, недостатком дорожных машинДорожные работы в Красной столице развернулись огромными темпами. План работ в основном уже выполнен, но работы продолжаются по встречному глану. На снимке — асфальтировка СамотечноеЛЛОЩаДИ. Фото Леонова и. дефицитных материалов, слабой помощью общ-еств-енвости. Чтобы выполнить целиком план дорожныхработ, президиум Нижегородского крайисполкома об'явил осенний Двухдекадник дорожного строительства, в течение которого помимо закрепления достигнутых успехов должны быть приведены в проезжее состояние все под'ездные ПУТИ к МТС, ж.-д. станциям, пристаням й совхозам. Особенно интересен опыт работы Марийской автономной области и Чувашской республики, которые имеют очень незначителыню-е протяжение железнодорожных путей, где вся тяжесть грузооборота между городом и-деревней ложится на безрельсовый транспорт. Марийская область в течение двух лет (1931—1932 гг.) успешно выполняла план дорожных работ. В 1931 г. план был выполнен на 128%, а в этом году выполнение плана с трудучастием населения по Марийской области составляет 130%. . В июне по области проводился месячник борьбы с бездорожьем. В результате большой подготовительной работы, обсуждения • планов среди колхозников и единоличников было широко развито 'соцсоревнование и ударничество между отдельными селениями, колхозами, и •районами. Отдельные бригады • колхозников и единоличников выпбл.няли свои задания с превышением на 50%. Целый ряд сельских советов добились стопроцентного перевыполнения плана. В -Маниловском сельсовете все население, начиная с; подростков, умевших дерокать лопату, и кончая стариками, вышло на дорожное строительство.щееся население республики организованно выходит на штурм непроезжих дорог, на 'штурм ухабов и болот. В прошлом году план дорожного строительства Чувашии, составлявший в денежном выражении 2 705 тыс. рублей, был выполнен на 136%. В этом году план дорстроительства выражается в3 305 тыс. . .рублей, и к1 сентября он выполнен на 90°/о. Для выполнения намеченного об'ема работы На 102% были использованы силы населения. 102% потому, что помимо трудучастия населения Автодор, комсомол, профсоюзы и колхозы организовали массовые субботники. Бели до- 1930 г., как мы указывали выше, в Чувашии было 105 км дорог, то-уже в 1930 г. она имела 1 244 км, что составляет 10°/о обгц-ей протяженности дорог, в 1931 г . — 3 974 «м или 31% всего протяжения дорог, а в' 1932 г.— 5 999 км или 47,5% всего протяжения дорог. Кроме того, в течение первого пятилетия в Чувашии построено и сдано в эксплоатацию 11 620 пог. м искусственных сооружений. Если раньше весной и осенью целые ра-йоог этой республики были совершенно оторваны от. внешнего мира, не имея доступа ни к станциям, ни к пристаням, не имея никакой связи даже с рядом лежащими селениями, то теперь селения и колхозы связаны с районными центрами, а районные центры имеют проезжие пути к железнодорожным станциям и пристаням. В Чувашской республике в этом году был проведен целый ряд крупных работ. Так, например, в Шемуршинском районе в течение одного, месяца силами трех селений была' выстроена дамба на протяжении 18 км по сплошным болотам через сплошной сосновый лес. Поражает своей грандиозностью и Трехболтаевекая дамба с двумя мостами протяжением около 1% км. Раньше по этому топкому месту, совершенно непроезжему в течение большей части года, колхозники могли возить 8—10 пуд. груза, теперь они свободно возят по 30—40 пудов.Комсомол Марийской. области взял на себя обязательство: помимо массовой работы среди населения отработать 40 тыс. трудодней. Правда, это обязательство не было выполнено, комсомольцы отработали в порядке субботников только 8 тыс. человекодней, но и это имело огромный эффект. Марийский областной Автодор, к сожалению, принимал недостаточное участие в дорожном строительстве. Он ограничивался лишь дачей. Областной комитет партии, Совнарком и письменных директив. ЦИК Чувашии уделяли этим вопросам исключительное внимание, приравнивая дорожное Имея значительное перевыполнение планов строительство к таким важнейшим хозяйствендорожного строительства за • два последних но-политическим кампаниям как лесозаготовки, тола, Марийская область при -составлении пласев, уборочная и хлебозаготовки. Республякан-; на на 2-ю пятилетку увеличила вложения в доокий и районные штабы в Чувашии были дейрожное строительство но трудучастию населествительно боевыми руководителями борьбы с ния по сравнению с перво* пятилеткой в3 раза. И нет никакого сомнения в том, • что при бездорожьем, каждый член штаба, прикрепленный к той или иной организации, энергично доогромной активности всего трудящегося насебивался 100-процентного выполнения* плана. ления области 12-миллиояный план второй доРеспубликанская и районная печать изо дня в рожной пятилетки будет с успехом выполнен. день освещала вопросы дорожного строительЧувашская республика за несколько лет сдества. лала еще более грандиозный скачек вперед. В 1930 г. в республике было только 33 км благоЧувашский комсомол был боевым организаустроенных дорог и 72 км мощеных дорог, тором населения на дорожные работы. требовавших капитального ремонта. Эти цифОбластной комитет комсомола организовал по ры говорят о необычайной убогости дорожнореспублике 40 однодневных -субботников, в -коPjcj хозяйства Чувашской республики. Отсутторых участвовало 9 980 чел. Помимо этого он ствие каких бы то ни было дорог явилось о'гсоздал 11 постоянных бригад, 42 культбрягаромным стимулом мобилизации населения на ды, 2 агитбригады. дорожное строительство. Колхозники и единоАвтодоровская организация Чувашии, начиная личники Чувашии быстро осознали громадный с марта, переключилась исключительно на доэкономический эффект дорожного строитель1рожную работу. Можно сказать, что в Чувашии ства ив большинстве районов само население скорей «Доравто», чем «Автодор'». цо собственной инициативе выходит на дорожТак как планы участия автодоровских органые работы. низаций в дорожном строительстве были -опущены на места в- Конце марта, т. е. с некоторым Июнь в Чувашии стал традиционным месяцем запозданием, то Чувашский Автодор перенес борьбы- с : бездбржьем. В этот месяц все трудя