14
15
ipociiABCKoro ЗАВОДААВТОБУС НА ЧЕЛОВЕКj t . _£.: : : - :•'.'•••.•• . .• -•Общий вид шасси нового автобуса Ярославского завода на 80 человек 26 сентября 1932 года на Ярославском автомобильном заводе № 3 закончились испытания шасси персюго образца вновь выпущенного типа трехосного автобуса ЯА-2 на 50 сидячих мест, имеющего грувопод'емность, достаточную для перевозки 80 человек. ' Шасси изготовлено по проекту заводского конструкторского бюро для Ленкомтранса. который в свою очередь -выполняет в своих мастерских кузов для этого автобуса. В основном шаоси представляет установку на переднем и заднем мосту трехоаного автомобиля ЯГ-10, выпущенного заводом в прошлом году, низкой автобусной рамы, имеющей достаточные размеры для использования всей грувоиод'емности мостов. ,. Главнейшие данные, характеризующие новый автобус, следующие: База автомобиля (расстояние между пе. редней осью и цен i ром задней те• лежки.) . . . . . . . . 7200 мм Расстояние между осями задней тележки 12)0 „ Передний свес 645 „ Задний свес. . . . 3475 „ Высота пола кузова над землей . . . . 675 „ Габаритная высота кузова 2970 » Габаритная ширина кузова . . , . . ' 2440 „ Габаритная длина автобуса 11450 „ Наименьший радиус поворота '. . . . 14,5 „ Предельная скорость 45.5 км/час. Мотор и коробка скоростей,— американские, так как до сих пор единственный в СССР Ярославский завюд тдакелых грузовиков не имеФотоавторает советского поставщика моторов достаточной мощности, ни оборудования, чтобы строить самому эти -моторы. Мотор Геркулес УХС-3 —' 103 лош. силы, коробка скоростей Брайм-Лайп 554. Все остальные агрегаты изготовлены на Ярославском автозаводе и из советских материалов. Передний мост, радиатор капот, передний щиток и другие мелкие детали — в зяты со стандартного грузовика Я-5: тележка задних мостов — с грузовика ЯГ-10. На автобусе установлен руль конструкции Росса, изготовление которого, .наконец, освоено заводом. При вполне достаточной прочности руль этот дает легкое управление, и в отличие от прежде применявшегося на Ярославских грузовиках рули не требует применения значительной физической -силы. Шины—-пневматики Корд безбортовые 40X Х8". Передняя ось имеет одинарные колеса, задние оси —• двойные. Тормозная система — аналогична ЯГ-10. Ножной тормоз действует на колеса обоих мостов задней тележки, причем действие его усиливается вакуум сере о-тормоз ом. Ручной тормоз —• центральный на карданном валу. Дейстствие тормозов вполне удовлетворительное. Особый интерес представляет рама автобуса, изготовленная целикам на заводе. Обычно за границей рамы автобусов аналогично конструкции и размера штампуются отдельными кусками под гигантскими прессами и затем склепываются.Подвета колес нового автобуса Ярославского завода Фото' а вторе14 На Ярославском заводе прессов достаточной мощности нет. Рамы для грузовиков Я-5 и ЯГ-10 изготовляются из швеллерного железа, однако требование снижения пола кузова не ,позволяло применить профильное железо для рамы. .• Каждый продольный ланжерон рамы автобуса ЯА-2 изготовлен электросваркой из 18 отдельных кусков, которые в свою очередь изготовлены из швеллерного углового и листового железа стандартных профилей. Результаты испытания оказались вполне удачными. Вес рамы 1200 кг не является чрезмерным. Прочность рамы, испытанная 100 км пробегом с полным грузом, прилагавшимся в различных возможных комбинациях, также вполне достаточна. Расчеты стоимости рамы при серийном ее изготовлении, проделанные на основании результатов, -полученных при изготовлении пробы, показывают, что ив этом отношении сварная рама имеет права на существование. В целом на основании материала испытаний шасси ЯА-2 следует отметить, что динамические качества его вполне удовлетворительны. Автомобиль с полной нагрузкой разгоняется достаточно быстро и успешно преодолевает под'емы. Поворотливость автобуса также достаточна для городской езды. Как на пример, можно указать, что во время испытаний шасси, имевшее почти 12 м длины, было разве-р'нуто на улице, имевшей всего 17 м ширины. Об'ективно оценивая достигнутые результанты. постройку п ятид ее ят им сетного автобуса ЯА-2 на Ярославском заводе следует считать крупной победой на фронте индустриализации нашей страны. Самые большие автобусы, применявшиеся до сих пор в Москве и Ленинграде,—-Лейланды и Я-6—имели всего по 27 мест. Татгим образом один ЯА-2 -сможет заменить 2-Л?йланда. Не говоря о громадных'экономических . выгодах, которые даст такая замена, она сильно поможет нам обслужить колоссально растущую потребность городов в автобусном . транспорте, с 'которой совершенно не -в силах справиться существующий парк и, кроме того, благодаря уменьшению количества движущихся на улицах единиц автобусов уменьшит опасность движения по улицам и уменьшит число несчастных , случаев и -аварий. . ...I ; : - . . „ . . . . . • . ' . Кроме этого разрешение проблемы сварной рамы открывает перед заводом возможность сооружения еще более грузопод'емного, двухэтажного, четырехосного шасси на 100 сидячих мест. Настоящая победа является проявлением низовой активности и сознания необходимостиСборочный цех Ярославского автозаводаФото Блох ин арешения задачи. Проект сделан заводом по собственной инициативе и своими силами. . Финансирование постройки шасси и постройку кузова принял на себя Ленкомтранс. Мы выражаем надежду, что НКТП, ВАТО, Цудортраяе, Наркомхоз и другие вышестоящие организации, которым надлежит ведать это дело, учтут, что: ,. 1) автобус ЯА-2 заменяет 2 автобуса Я-$, 3 автобуса АМО-4 и4 автобуса на полуторатонном шасси. ' ". ' 2) При импорте вместо целого шасси только силового агрегата (мотор и коробка скоростей) экономия валюты получается в 8—10 раз. 3) В -виду большой ассимиляции с выпускаемыми грузовиками Я-5 и ЯГ-10 Ярославский завод (при известных условиях) смог бы уже сейчас принять заказ на серийное изготовление этих автобусов. Директор Автозавода В. Еленин Зав. Констр. отделом Литвинов[гя^тазжгоязгра^^-^д^^Развернем изобретательство в области автомобипьнзй, тракторной и дородной техники! Завоюем секрет машин! Создадим новые конструкции, поставим их HIс ужб/ сзциалистическому хозяйству!15